kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.Цели:

Образовательные:

раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеварения

обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • свойствах ферментов;
  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  • строении и типах зубов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

  • осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
  • умение применять полученные знания в собственной жизни;
  • умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Пищеварение в ротовой полости »

Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, наглядный.

Оборудование: Презентация «Пищеварение в ротовой полости»”, компьютер, мультимедийный проектор,таблица

Цели:

Образовательные:

раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеварения

обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

  • свойствах ферментов;

  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

  • строении и типах зубов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

  • осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

  • умение применять полученные знания в собственной жизни;

  • умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

  • познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

I. Организационный момент. II. Актуализация знаний.
  1. Проверочная работа:
Задание 1. Выберите правильные суждения. Задание 2. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка. Задание 3.Подписать органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами

Задание 4. Выбрать из предложенного списка: 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.

1. Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нукле­иновые кислоты. 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Гли­церин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.

.

2. Самопроверка. (слайды 1, 2, 3)

III. Изучение нового материала.

Зная основные отделы пищеварительной системы следует обратить внимание на процессы происходящие в каждом из них. Обращаясь к теме нашего урока

(слайд ) основным вопросом сегодня будет пищеварение в ротовой полости.

(Постановка проблемного вопроса?).

Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. (Слайд 5)


Что необходимо знать для решения поставленного вопроса?

(ответы учащихся, ключевые слова на доске)


1. Строение и функции зубов.

А сейчас вспомните какие типы зубов выполняют эти функции? (на доске функции зубов и закрытые названия)

Вспомнив типы и функции зубов познакомимся со строением зуба (рассказ, слайд.)

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

Уход за зубами. (слайд )-сообщение ученика

Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе пищеварения необходимо знать как за ними правильно ухаживать.

Какие правила ухода за зубами вы знаете?-сообщение ученика

В дополнение к вашим знаниям предлагаю памятку ухода за зубами.

2. Слюнные железы.

Но зубы не единственный орган в ротовой полости который участвует в пищеварении.

Пища подвергается не только механическому, но и химическому воздействию и этому способствует слюна, которая вырабатывается слюнными железами.

Наряду с мелкими слюнными железами, не имеющими специальных протоков, находящимися в стенках ротовой полости, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых впадают в ротовую полость.

Запись в тетрадь: Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные, подчелюстные. (слайд)

Предлагаю вам определить положение слюнных желез.

Проводим демонстративную практическую работу ”Определение положения слюнных желез”).

Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.

Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее воспаление часто бывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой). Инфекция паротита распространяется воздушно-капельным путем. Болезнь часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми осложнениями.

Ход работы.

Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

3. Слюна, ее химический состав.

В ходе выполнения практической работы вы почувствовали, что в ротовую полость выделяется слюна, в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.

Как вы думаете какие вещества входят в состав слюны? (ответы учащихся)

Ученые определили состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Важным физиологическим фактором служит скорость ее секреции, которая колеблется от 1,0 до 200,0 мл/ч (при жевании). Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную (благодаря присутствию клеточных элементов) жидкость. Это бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию. (слайд)

Слюна сложное вещество содержащее более 20 компонентов (запись в тетради)

Состав слюны следующий:











Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.

Лизоцим убивает микробы.

Амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы (записать в тетрадь в виде задания 3).

Слюна продолжает свое действие по ходу движения пищи по всему пищеварительному тракту.

4. Регуляция слюноотделения.

Обратим внимание на процесс образования слюны, он регулируется центральной нервной системой.

Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различного количества слюны. (слайд)


А теперь вернемся к вопросу, который был рассмотрен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?

(ответы учащихся)


IV. Закрепление

-Что нового узнали на уроке? (слайд)

Этапы расщепления веществ в ротовой полости:

  • механическое измельчение пищи (язык, зубы);

  • образование пищевого комка (слюна, язык);

  • частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Именно ферменты слюны действуют на расщепление веществ.

-Строение зубов (слайд)


V. Домашнее задание: ответить на вопросы $, записи в тетради







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости

Автор: Петрова Лариса Александровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Строение ротовой полости, особенности пищеварения  в полости рта. "
    ["seo_title"] => string(71) "stroieniie-rotovoi-polosti-osobiennosti-pishchievarieniia-v-polosti-rta"
    ["file_id"] => string(6) "169145"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423376507"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема урока " Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(42) "tiemaurokapishchievarieniievrotovoipolosti"
    ["file_id"] => string(6) "298820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456408363"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок биологии на тему: "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-biologhii-na-tiemu-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164091"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588332"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока: Пищеварение в ротовой полости."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_pishchievarieniie_v_rotovoi_polosti"
    ["file_id"] => string(6) "365376"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480784955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства