kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии " Органы дыхания. Значение дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со строением органов дыхания. Функции дыхания органов дыхания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«биология органы дыхания»


Белоглазова Л. А.

Учитель биологии

МОУ «СОШ с Гремячка

Новобурасского р Саратовской об

Конспект урока биологии в 8 классе на тему:

"Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока: познакомиться со строением органов дыхания, с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

Предметные:

- знать особенности строения органов дыхания;

- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

- выяснить механизмы голосообразования.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в классе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом



«Пока дышу, надеюсь».

Публий Овидий Назон

(43 до н. э.— около 18 н. э), римский поэт

Слайд 1

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Здравствуйте, ребята, садитесь! Надеюсь, все готовы и мы начинаем наш урок биологии. Повторим пройденный материал


Организация рабочих мест, приветствие.

2.

Актуализация знаний

-Ребята давайте сделаем небольшое дыхательное упражнение. Делаем глубокий вдох и выдох. Вдох и выдох. При вдохе представляем, как вместе с воздухом вы вдыхайте хорошее настроение, силу, и выдыхайте усталость, напряжение и плохое настроение. Вдох и выдох.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

«Пока дышу, надеюсь»

Римский поэт Овидий.

-Дыхание одно из главных загадок живого, волнующее человека с начала цивилизации. Вспомним, что знаете о дыхании? Схема «Что я знаю о дыхании»: (слайд 3)

Человек может прожить без воды неделю, без пищи месяц, несколько дней без сна, но если не будет дышать, жизнь оборвется через несколько минут. Почему? Нет запаса кислорода. Он должен поступать постоянно.

-Подумайте, что вы хотите сегодня узнать о дыхании: (хочу узнать)

1. Какую роль играет кислород в организме. В чем значение дыхания.

2.Как происходит дыхание у человека?

3. Через какие органы поступает кислород в легкие? (Слайд 4)







Отвечают на вопрос












4.

Проблемная ситуация


Проблемный вопрос: Слайд 5

Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?


Выявляют проблему

5.

Целепологание

Беседа:

Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.

Вспомните, откуда добывают энергию растения?

Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?

А откуда получают энергию животные?

Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.

Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.

Различают несколько видов окисления:

Быстрое окисление – горение.

Медленное окисление.

Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.

Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.

Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления. (СЛАЙД 6 дыхание это) Одно из чудес природы возможность дышать. 

Откуда животные и человек берут кислород?

А как поступает воздух в организм человека?


Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.  


















Учащиеся формулируют тему, цель урока

6.

«Открытие» нового знания.


Перед вами дыхательная система человека, который представлен дыхательными путями и самим органом дыхания легким. Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с кислородом в организм человека. Посмотрите на схему и назовите органы участвующие в процессе дыхания? (СЛАЙД 7)

1) Нос (слайд 8)

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! При дыхании нос выполняет несколько функций?

  • защитная (очищает и обеззараживает воздух);

  • увлажнение воздуха;

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

  • согревание воздуха;

  • обонятельная.

«Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»

Закроем один носовой ход, а к другому поднесём ватный диск. При выдохе струя воздуха будет отбрасывать её, и прижимать к носовому проходу при вдохе.

Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

2) В носоглотке уничтожается почти половина микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Остальные проникают в трахею и могут достигнуть легких. При дыхании ртом болезнетворные организмы легче попадают в легкие и вызывают заболевание. Слаженные волнообразные движения ресничек - тончайших выростов клеток реснитчатого эпителия - гонят слизь с осевшими на нее пылинками и микроорганизмами в сторону глотки, где она проглатывается.

Воздух через носоглотку поступает в гортань

3) Гортань (слайд 9 )

Строение гортани

Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.

Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Немного передохнем. Сделаем небольшую практическую работу. Для начала необходимо найти на шее щитовидный хрящ. После этого выполнить глотательное движение. Так можно почувствовать, что при глотании щитовидный хрящ сначала поднимается вверх, затем опускается вниз. Это защитный механизм, при котором закрылся надгортанник, воспрепятствовав попаданию пищи в дыхательные пути.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться. Совет, который говорят родители «Когда я ем и глух и нем», надо пользоваться и в жизни

Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.

Голосовые связки Видеофрагмент

голосовая щель.

Функции гортани

  1. Обеспечивает прохождение воздуха

  2. Голосовой аппарат

  3. Участвует в акте глотания

Это интересно Слайд (10)

Физминутка.

В) Трахея и бронхи (слайды 11 )

Гортань переходит в трахею. Длина трахеи примерно 15 см. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами, что придает ей жесткость и способствует свободному прохождению воздуха. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей, чтобы не препятствовать прохождению пищи по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой реснитчатым эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться. Выделяющуюся слизь с частичками пыли и микроорганизмами реснички гонят в глотку, где она проглатывается. При воспалительных процессах секреция слизи усиливается, возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Каждый бронх входит в легкое, где разветвляется на бронхиолы толщиной 0,5 мм (их около 25 млн.)

Д) Лёгкие и альвеолы (слайд 12)

Лёгкие расположены в грудной полости. Легкие человека – это парный орган конусовидной формы. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Снаружи они покрыты легочной плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой. Между 2 листками плевры находится плевральная жидкость, которая снижает силу трения при вдохе и выдохе.

За 1 минуту легкие прокачивают 100 литров воздуха.

Бронхи ветвятся, образуя бронхиолы, Каждая бронхиола заканчивается группой воздушных мешочков пузырьков – альвеол ( их 3 млрд. 400 млн.)

Стенки альвеол и капилляров однослойные, что облегчает газообмен кислородом и углекислым газом. Они образованы эпителием. Они выделяют вещества, которые препятствуют слипанию альвеол и убивают микроорганизмы. Отработанные вещества перевариваются фагоцитами или выделяются в виде мокроты.

У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

Основная функция легких – это газообмен.

Спасибо моим помощникам!














Делают выводы.







Проверяют работу по слайду
















Прослушивание материала подготовленного учащимися

































Выполняют практическую работу












Прослушивание материала с компьютера



















































































5

Применение нового знания.

7 мин.

Задание 1. Слайд 23

  1. Какие органы дыхания образуют верхние дыхательные пути, а какие нижние дыхательные пути.

  2. Какие преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?

Задание 2. Приложение 1 Слайд 24

Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Ответ запиши в таблицу.

Орган






Функция






Орган:

1.Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4.Лёгкие 5.Плевра

Выполняемая функция а) выстилает наружную поверхность легких; б) газообмен;

в) увлажнение воздуха, задерживание пыли; г) образование голоса

д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.

Сверь таблицу со слайдом, если есть ошибки – исправь их.


Отвечают на вопросы.









Затем заполняют таблицу.

Самопроверка со слайдом, корректируют свои записи.


6

Рефлексивные задания

2 мин.



1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

3.Выставление оценок.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _____________________________________

3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)_____________________________________

4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) ____________________________________________

  1. За урок я бы поставил (ла) себе?

 

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

3.Выставление оценок.


Отвечают на вопросы, выбирают рисунок.

7

Домашнее задание 1 мин.

Приготовить сообщения:

1. «Влияние курения на органы дыхания»,

2. «Влияние курения на голосовые связки»


Запись д/з



























4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии " Органы дыхания. Значение дыхания"

Автор: Белоглазова Людмила Анатольевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме: Тип членистоногие "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tip-chlienistonoghiie"
    ["file_id"] => string(6) "128387"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415477675"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства