kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта (план) занятия - Основные свойства живого. Уровни организации живой материи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Осноные свойства живого. Уровни организации живой материи". Данный урок  проводится первым   в группе 1 курса.. По программе  курса «Общая биология» (78 часов).  Базовый уровень.    Учебник 10- 11 класс. Авторы: Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология 10 -11 класс М, 2009 г 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта (план) занятия - Основные свойства живого. Уровни организации живой материи. »


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № ________


Дисциплина Биология

Группа

Дата

(наименование)



Тема занятия Основные свойства живого. Уровни организации живой природы.



Вид занятия (тип урока) Урок усвоения новых знаний

Цели занятия

Учебная

- раскрыть сущность понятия «жизнь», рассмотреть отличие живого от неживого;

- продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого;

- формировать умение вычленять критерии живого при изучении природных объектов.

- сформировать понятие об уровнях организации живой природы.

Воспитательная

Мотивировать необходимость получения знаний

Развивающая

- развивать у студентов навыки самостоятельной работы с учебной литературой;

- способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине;

- развивать умения выбирать главную мысль, анализировать, сравнивать, делать выводы


Межпредметные связи

Химия, физика

Внутрипредметные связи

Цитология, экология

Обеспечение занятия

Наглядные пособия: таблица «Строение клетки», «Уровни организации живой материи»

Раздаточный материал: тесты по вариантам.

Технические средства обучения

  1. Литература основная: 1.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология 10 11 класс М, 2009 г
  2. 1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009. 2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2006.


  1. Дополнительная: 1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006. 2. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М., 201 3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы» 4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития. 5. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты». 5.М. М. Боднарук «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Волгоград «Учитель» 2007 г.

С. Г. Мамонтов «Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы». Москва, «Дрофа» 2007г.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать: свойства характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, методы биологии.

Студенты должны уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, значение общей биологии как интегрирующей науки.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I Организационный момент

2 минуты

Приветствие обучающихся. Выявление отсутствующих

Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку

II Актуализация знаний

5 мин

1. Для чего необходимо изучать биологию?

2. Что на ваш взгляд является предметом изучения общей биологии?

Отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания

III. Изучение новой темы

25


План изучения нового материала:

  1. Значение биологических знаний в современном мире

  2. Место общей биологии в системе биологических наук.

  3. Свойства живого.

  4. Методы изучения

  5. Уровни организации живой материи.



Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: « Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории и вы снабдите его путеводителям к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания красоты человеческому взгляду».

Биология накопила обширные данные, позволяющие глубже понять проявления жизни и ее закономерности, установить принципы классификации живых существ, особенностей их существования и взаимодействия с окружающей средой. Жизнь сегодня немыслима без биологии. Эта наука лежит в основе многих отраслей, без которых существование современного человека было бы невозможно, – сельское хозяйство, медицина, охрана природы.

Мы с вами будем изучать общую биологию. Что это такое? Общая биология изучает общие для всех организмов закономерности. Поэтому важнейшими дисциплинами, с которыми нам предстоит познакомиться, для нас станут биохимия, цитология – наука о клетке, генетика, биология развития, эволюционное учение и экология. 

Биология – это наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой. Термин биология образован двумя греческими словами:

«БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» - наука, учение.

Термин «биология» ввёл в научный оборот французский учёный Ж-Б Ламарк в 1802 году. Предмет изучения биологии – живые организмы.

Давайте вспомним: Какие царства живой природы выделяют?

- Бактерии, растения, животные, грибы, вирусы.

Эти живые организмы изучаются науками: бактериология, ботаника, зоология, микология, вирусология, микробиология.


Основными методами биологии являются: наблюдение, сравнение, эксперимент или опыт, моделирование, исторический метод.

Методы

Характеристика метода

Наблюдение

Позволяет описать биологические явления

Сравнение

Даёт возможности найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности различных организмов

Эксперимент, или опыт

Позволяет исследователю изучить свойства биологических объектов

Моделирование

Имитируются многие процессы недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения.

Исторический метод

Позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы.


2. Основные Свойства живого

На доске:

Чем Живое отличается от неживого?


  1. Можно ли назвать живыми и почему следующие организмы: а) животных в состоянии анабиоза б) человека под наркозом в) бактерии в высушенном состоянии г) сухие дрожжи?


  1. Какое явление, свойственное всем живым организмам, лежит в основе приведённых фактов: а) лягушка не может жить в морской солёной воде, а в пресной выделяет много мочи;

  2. б) живая сельдь в морской воде «несолёная»;

  3. в) кровь человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор.

Основные свойства живых систем


Свойство

Характеристика свойства

Обмен веществ


Гомеостаз


Раздражимость


Движение


Рост и развитие


Воспроизведение



- Какую самую маленькую структуру можно назвать живой?

- Из чего состоит клетка?


Мир живых существ представлен биологическими системами разного уровня организации.

Рассказ: Мы в жизни сталкиваемся с живыми системами различных уровней сложности. Эти системы, обладая всеми основными свойствами живого, имеют и специфические черты, присущие только им. На этой основе и выделяются различные уровни организации живой материи.

Молекулярный уровень

Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов, а так­же других важных органических веществ.

Уже на этом уровне начинаются важнейшие процессы жизнедеятель­ности организма: обмен веществ и превращение энер­гии, передача наследственной информации, биосинтез и др.

Основная стратегия жизни на молекулярном уровне – способность создавать живое вещество и кодировать информацию, приобретенную в меняющихся условиях среды.

Клеточный уровень

Клетка является структурной и функциональной еди­ницей, а также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Свободно живущих некле­точных форм жизни не существует.

Структурными элементами организации клетки выступают различные органеллы. Основными процессами на клеточном уровне являются - способность к воспроизведению себе подобных, переда­ча информации, сопряжение превращения веществ и энергии.

Стратегия жизни на клеточном уровне – вовлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в живые системы.

Органо-тканевой

Этот уровень организации живой материи характерен только для многоклеточных организмов.

Ткань представляет собой совокупность сходных по строению и происхождению клеток, выполняющих об­щую функцию.

Орган — часть многоклеточной особи, имеющая опре­деленное строение, состоящая из закономерно сложенного комплекса тканей и выполняющая конкретную функцию или тесно взаимосвязанную группу функций. Например, кожа человека как орган состоит из эпителия и соедини­тельной ткани, которые вместе выполняют целый ряд функций (защитную, терморегуляторную и др.).

Организменный

Элементарной единицей организменного уровня слу­жит биологическая особь, которая представляет собой целостную сис­тему органов, находящихся во взаимосвязи и функцио­нирующих как единое целое. Биологические особи могут иметь неклеточное (вирусы), одноклеточные (бактерии и др. микроорганизмы) или многоклеточное (растения, грибы, животные и человек) строение.

У живых организмов проявляются такие свойства как питание, дыхание, выделение, раздражимость, рост и развитие, размножение, поведение, продолжительность жизни, взаимоотношения с окружающей средой.

Основная стратегия жизни на этом уровне – выживание в постоянно меняющихся условиях среды.

Популяционно-видовой уровень

Совокупность организмов одного и того же вида, объе­диненных общим местом обитания, создает популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой систе­ме осуществляются элементарные эволюционные преобразования.

Основные свойства этого уровня: рождаемость, смертность, выживание, структура (половая, возрастная экологическая), плотность, численность, функционирование в природе.

Основная стратегия популяционно-видового уровня – боле полное использование возможностей среды обитания, стремление в возможно боле длительному существованию, сохранение свойств вида и самостоятельное развитие.

Биоценотический (экосистемный) уровень

Биоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания.

Основными структурными элементами биоценотического уровня являются популяции разных видов. Данный уровень характеризуется множеством свойств: структура биоценоза (экосистемы), видовой и количественный состав населения, типы биотических связей, пищевые цепи и сети, трофические уровни, продуктивность, энергетика, устойчивость и др.

Организующие свойства проявляются в круговороте веществ и потоке энергии, саморегулировании и устойчивости, автономности, открытости системы, сезонных изменениях.

Основная стратегия – активное использование всего многообразия окружающей среды и создание благоприятных условий развития и процветания жизни во всем ее многообразии.

Биосферный

Самый высокий уровень организации живой природы.

Биосфера — самая крупная экосистема Земли, охва­тывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходят круговорот веществ и превра­щение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Основными структурными элементами этого уровня являются биоценозы (экосистемы) и окружающая их среда, т.е. географическая оболочка Земли (атмосфера, литосфера, гидросфера и др.) и антропогенное воздействие.

Для этого уровня характерны: активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты, биологический круговорот веществ и потоки энергии с входящими в него геохимическими циклами, хозяйственная и этнокультурная деятельность человека.

Основная стратегия жизни на биосферном уровне – стремление обеспечить динамичную устойчивость биосферы как самой большой экосистемы нашей планеты.

Выделение отдельных уровней организации жизни до некоторой степени условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

Решение той или иной научной проблемы осуществляется наиболее успешно в том случае, когда удаётся совместить в единый спектр разнонаправленные исследования по данной проблеме, проводимые на разных уровнях живой материи.

Подведение к выводу:

Научные проблемы, решаемые на разных уровнях живой материи, тесно связаны и пересекаются друг с другом, формируя у исследователей целостное представление о живой природе.




Внимательно слушают, работают со схемой учебника







































Отвечают: Бактерии, растения, животные, грибы, вирусы.




Заполняют таблицу «Методы исследования»




























Отвечают на вопросы?












По ходу объяснения заполняют таблицу










- клетка

- молекул


























Заполняют таблицу «Уровни организации живой материи»












IV. Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

10 мин.










Вопросы: В чём принципиальное различие свойств живой и неживой природы ?

- Перечислите и охарактеризуйте общие свойства живых систем?

Задание: заполните правую колонку таблицы.

Биологический объект

Уровни организации

Молекула хлорофилла

Хлоропласт

Зелёные клетки листа

Лист

Берёзовая роща



Заполняют таблицу

V. Домашнее задание


с. 19-28, ответить на вопросы на с. 10



VI. Итоги занятия


Выставление оценок


Подпись преподавателя


Приложение 1

Уровни организации живой природы


Уровень организации жизни

характеристика

1. Молекулярный

Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.

Обмен веществ, передача наследственной информации и др. процессы жизнедеятельности

2. Клеточный

Клетка – основная структурная и функциональная единица всего живого. На ее уровне происходит рост, развитие размножение живых организмов

3. Тканевой

Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, единых по происхождению, строению и выполняемой функции.

4. Органный

Орган — это часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию.

5. Организменный

Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию.

6. Популяционно – видовой

Популяция — совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории.

Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.

7. Биогеоценотический


Биоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания.

Основными структурными элементами биоценотического уровня являются популяции разных видов. Данный уровень характеризуется множеством свойств: структура биоценоза (экосистемы), видовой и количественный состав населения, типы биотических связей, пищевые цепи и сети, трофические уровни, продуктивность, энергетика, устойчивость и др.


8. Биосферный

Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.



Приложение 2

1. Биология – это наука о:

а) сообществах живых организмов, их распространении, связях друг с другом;
б) живых организмах, их строении и функциях;
в) многообразии существующих и вымерших организмов;
г) жизни как особой форме материи, закономерностях ее существования и развития.

2. Предметом изучения биологии являются ...

(Все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.)

3. Одним из свойств, отличающих живые организмы от неживых, является:

а) высокоупорядоченное строение;
б) рост;
в) самовоспроизведение (размножение);
г) получение энергии извне и использование ее для поддержания упорядоченности.

4. Под уровнем организации живой материи понимают:

а) сложность и высокоупорядоченное строение биологических систем;
б) определенные биологические системы, образованием которых сопровождалось историческое развитие живой природы;
в) место, которое занимает данная биологическая система в общей системе организации мира;
г) иерархически соподчиненные группы живых организмов.

5. Расположите уровни организации жизни в порядке их усложнения:

а) клеточный;
б) биосферный;
в) организменный;
г) органо-тканевый;
д) молекулярный;
е) биоценотический;
ж) видовой.

6. Для каких уровней организации жизни (1 – молекулярный, 2 – клеточный, 3 – популяционно-видовой, 4 – биогеоценотический) характерны следующие признаки?

А. Эволюционно сложившаяся пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся природная система взаимосвязанного комплекса живых организмов и окружающей среды.

Б. Структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка.

В. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания.

Г. Любая живая система состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и других органических молекул. С этого уровня начинаются основные процессы жизнедеятельности (обмен веществ, энергии, передача наследственной информации).

7. К основным методам изучения биологии относятся...

8. Биология служит теоретической основой для...








Эталоны ответов

1 в;

2. Все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой;

3 В;

4 б;

5 д,а,г,в,ж,е,б;

6 1 Г, 2 Б, 3 В, 4 А;

7 наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование и исторический методы;

8 сельского, лесного, промыслового хозяйства, медицины, генной инженерии и др.



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Застела Любовь Ивановна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства