Изучение свойств и закономерностей проявления фенотипической изменчивости, выяснение значения знаний о фенотипических изменений в практической деятельности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Фенотипическая изменчивость"»
Отдел образования Славяносербской
райгосадминистрации
Районный методический кабинет
Фенотипическая изменчивость
Урок
по биологии
для учащихся 9 класса
учителя высшей
квалификационной категории
Лотиковской средней школы
Ватулиной Таисы Стефановны
пгт. Лотиково
2020г.
Тема: Фенотипическая изменчивость
Цель: расширить знания о фенотипической изменчивости, изучить свойства модификационных изменений, выяснить значение знаний о модификационных изменениях в практической деятельности человека, научить строить вариационный ряд и кривую, формировать эволюционные взгляды на природу, воспитывать наблюдательность, чувство взаимопомощи, самостоятельность.
Девиз урока: «Наш мир- корабль, на котором ум-парус, а мысль-руль. Мыслим, работаем вместе».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Фенотипическая изменчивость», учебники, гербарные образцы травянистых растений, листьев древесных растений, натуральные образцы сложных колосьев пшеницы, линейка, калькулятор, комнатные растения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Фронтальный опрос:
Что такое генетика, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Создание проблемной ситуации:
как вы думаете, изменится ли комнатное растение коланхое, если его поставить на некоторое время с одних условий в другие (демонстрация комнатного растения, простоявшего на подоконнике и имеющего односторонне изогнутый внешний вид).
IV. Сообщение темы, цели урока.
V. Изучение нового материала.
1.Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа:
а) Ученик:
Известно что, лён при низкой температуре выбрасывает не голубой, а белый цвет; голубые соцветия вероники становятся белыми при повышенной влажности; гортензия на кислой почве образует тёмно-голубые цветки, а на нейтральной или щелочной- белые или оранжевые; у китайской бабочки в дождливую погоду возникают тёмные формы взрослых насекомых.
Какие факторы вызвали эти модификационные изменения? (температура, влажность, среда почвы).
б) Работа в паре по гербарным образцам растений одного вида: выявить модификационные изменения у растений и указать их причины проявления.
в) Самостоятельная работа с текстом §22, с.76. Что такое модификационная изменчивость?
(Модификационная изменчивость- это вид изменчивости, при которой фенотипические изменения организмов не затрагивают его геном и поэтому не передаются из поколения в поколение).
г) Учитель:
Август Вейсман(1834-1914)-немецкий учёный и теоретик эволюционного учения. Основные его работы посвящёны вопросам наследственности и индивидуального развития. Учёный отрицал наследование приобретённых признаков. Чтобы доказать, что приобретённые признаки не передаются наследственно, он на протяжении нескольких поколений отрезал хвосты мышам, но у бесхвостых родителей рождались хвостатые дети.
М
Признаки
одификациям подвергаются все признаки организма, как качественные, так и количественные.
● Окраска лепестков;
● Цвет глаз;
● Масть животных;
● Половые признаки.
● Вес;
● Рост;
● Плодовитость.
2.Свойства модификационной изменчивости:
а
Свойства модификационной изменчивости
Модификации ненаследственные
Модификационные изменения приспосабливают организм к условиям существования
Степень выражения модификации зависит от интенсивности и продолжительности действия фактора.
Модификации могут исчезать на протяжении жизни особи, если прекращается действие факторов, которые их вызывали
Модификации, возникающие на ранних этапах онтогенеза, могут сохраняться на протяжении всей жизни особи, но не наследоваться.
Модификационные изменения имеют групповой характер т.е. все особи одного вида помещённые в одинаковых условиях приобретают сходные признаки
) беседа по рисунку 27 с.76 §22, а также самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, составление схемы.
б) обсуждение мини-проектов. Темы мини-проектов:
Влияние условий питания на изменение строения и функций организма крупного рогатого скота.
Модификационная изменчивость цветков примулы в зависимости от разных факторов и условий среды.
Изучение рахита(искривление костей скелета) у человека.
В каких отраслях народного хозяйства применяют знания о модификационной изменчивости?
в) Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика типов изменчивости»
Опережающее задание:Изучение модификационной изменчивости роста учащихся 9класса.
г) Выводы:
1) Ненаследственная изменчивость называется модификационной.
2) Модификации не связаны с изменением генотипа, имеют адаптивный характер.
3) Количественные показатели модификационных изменений каждого признака могут варьировать только в определённых границах, которые определяются генотипом.
VI. Закрепление учебного материала.
Работа в группах.
Выполнение лабораторной работы №8 «Изменчивость организмов».
Инструктивная карточка
для выполнения лабораторной работы №8
Тема: Изменчивость организмов
Цель: изучитьпроявление модификационной изменчивости у растений; научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую и определить количественную характеристику модификационной изменчивости.
Оборудование и материалы: натуральные или гербарные образцы листьевдревесных растений, линейка, калькулятор.
Ход работы
Возьмите по 25 листьев дуба, подсчитайте количество лопастей на каждом листке.
Составьте вариационный ряд для 25-ти листьев.
Полученные данные просуммируйте всей группой и составьте вариационный ряд для 100 листьев.
Нарисуйте вариационную кривую.
Вычислите среднее арифметическое по формуле
Определите норму реакции признака.
Сделайте выводы, ответив на вопросы:
Какую закономерность модификационной изменчивости вы установили?
В каких случаях модификационная изменчивость устанавливается четчё: при большом или при малом статистическом количестве вариант?
Какие варианты вариационного ряда встречаются чаще – со средним значением или крайним?
Аналогичная инструктивная карточка составляется для работы в группах по исследованию длины листовой пластинки липы, простых листьев сложного листа белой акации, простых колосков сложного колоса пшеницы.
Ориентировочные выводы:
Наследуется не признак, а норма реакции. В результате взаимодействия генотипа с условиями среды формируется определённый признак.
Границы модификационной изменчивости называют нормой реакции, в пределах которой может быть реализован фенотипический признак.
Закономерность выявляется чётче при большом статистическом количестве вариант.
Чаще встречаются варианты со средними значениями, которые были сформированы при наиболее благоприятных условиях среды.
VII. Итог урока.
Ученики самостоятельно подводят итоги, делая выводы по уроку.
VIII. Домашнее задание.
Изучить §22 учебника, ответить на вопросы к §22, с.79