kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по предмету биология с использованием элементов технологии критичекого мышления.Цель: ознакомить обучающих с особенностями строения и физиологическими функциями головного мозга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции"»

Автор

Шумилова Елена Борисовна, учитель биологии, высшей категории, МОУ СОШ №: С УИОП г. Надым, ЯНАО.

Класс, аудитория

8 класс

Тема урока

Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции.

Цель урока

Ознакомить обучающих с особенностями строения и физиологическими функциями головного мозга.

Задачи урока

Образовательная: сформировать знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, выполняемых данными отделами мозга функциях.

Развивающая: формировать навык лабораторных исследований, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: укрепление материалистического понимания работы головного мозга.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении клеток растений, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль тканей в жизни растений.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, определяя принадлежность разных типов клеток и органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение

УУД

Личностных УУД: осознание сопричастности к успешной коллективной деятельности, само оценивание знаний, труда, возможностей, самовоспитание черт характера, позволяющих достигать профессионального мастерства.

Познавательных УУД: обще учебные действия, логические операции, определение метапредметных связей (биология, музыка, искусство, физические упражнения).

Регулятивных УУД: умение ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат.

Коммуникативных УУД: формирование качеств самовыражения, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, привитие навыков толерантного поведения.

Тип урока:

Комбинированный с элементами практикума.

Основные понятия

Нервная система. Нейрон. Аксон. Дендриты. Рефлекс. Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария. Белое вещество, серое вещество.

Межпредметные связи


Ресурсы

мультимедийный проектор, презентация учителя.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.


2. Актуализация (мобилизация) опорных знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости


Проверка настроения



Личностные УУД

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

Этап Повторение и обобщение изученного материала (проверка выполнения домашнего задания)

Проверка д/з

Биологический диктант


Активизация познавательной деятельности (приложение 2)


Составить определение ключевых терминов

Задание в группах «Соберите» правильную фразу»



Задание: «Соберите» правильную фразу»

1 группа: Аксон – это удлиненный отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам или рабочим органам.

2 группа: Дендрит – это короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

3 группа: Синапс – специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими (исполнительными) органами.

4 группа: Нервы – тяжи нервной ткани, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами тела

Зачитывают результаты работы.


Коллективная мыслительная деятельность

Регулятивные, коммуникативные

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Целеполагание

  1. Зачитывает информацию (слайд 1)

Вряд ли будет преувеличением сказать, что ОН наиболее удивительный отдел человеческого организма. Ведь за каждую секунду в НЁМ поступает 100 млн. единиц информации. Но ОН не только пропускает этот поток сообщений, но и с лёгкостью управляет им. Ученые полагают, что ОН в состоянии вместить информацию, которой можно заполнить 20 млн. томов. Но из огромного числа нейронов используется 4%. Таким образом, возможности для совершенствования интеллекта человека велики. За последние годы ученые сделали огромные успехи в исследовании ЕГО и, тем не менее, вынуждены признать: то, что они узнали, ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным.

  1. Постановка темы урока.

«Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции».

  1. Постановка целей и задач урока

Какую бы вы хотели получить информацию о головном мозге?

  1. Постановка проблемных вопросов:

  • Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

  • Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

  • Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным

мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга

наступает смерть. Объясните, почему?

Проанализируйте данные о нервной системе:

  • -Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека, составляет 136 см3в 1 мм, желудка – 21 см3в 1 мм, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мм.

  • Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65 % массы всего тела.

  • Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью и кислородом головного мозга, и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека. (слайд 2)

  1. Формулируют ответ: О каком отделе человеческого организма идет речь? (о головном мозге)

  2. Формулируют ответ: Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции.

  3. Формулирую цели и задачи урока.

  4. Отвечают на один проблемный вопрос.


Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

Используя информационные источники “Отделы головного мозга”. Отметьте отделы головного мозга по рисунку и заполните схему (слайд 3,4)

Ученики описывают рисунок слайда и заполняют схему.

Проверка выполненного задания

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Индивидуальное сообщение учеников на тему «Особенности головного мозга»

Выступление учеников с индивидуальным сообщением на тему «Особенности головного мозга»

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения исследования

  1. Экспериментальная работа по выявлению функций некоторых отделов головного мозга:

Класс делится на группы, где каждая получает индивидуальное задание по рабочему листу (приложение 4)

  1. Отчет групп о результатах работы


Заполнение рабочего листа в группе и подготовка отчета работы в группе.

Познавательные УДД

Анализ, синтез. Подведение под понятие

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

  1. Закрепление темы

Блиц – опрос во вопросам

1. В нем располагаются ядра блуждающего нерва, центры мигательного рефлекса, чихания и кашля.

2. Осуществляет координацию движения.

3. В нём располагаются центры, связанные с мимикой, движением глазных яблок.


Ученики отвечают на поставленные вопросы

  1. Продолговатый мозг.

  2. Мозжечок

  3. мост



7. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

Учебник, § 50, с. 194-195. Сообщения (по желанию):

1) о влиянии сотовых телефонов на головной мозг

2) продукты питания – полезные для работы головного мозга


10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников


Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?




Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело













Приложение 1

Этап Актуализация знаний

З адание: «Соберите» правильную фразу и сформируйте 4 группы для дальнейшей работы.

1 группа (3 ученика): Аксон – это удлиненный отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам или рабочим органам.

2 группа (3 ученика): Дендрит – это короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

3 группа (4 ученика): Синапс – специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими (исполнительными) органами.

4 группа (3 ученика): Нервы – тяжи нервной ткани, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами тела.

Приложение 3

1. Передний мозг (большие полушария)

2. Промежуточный мозг

3. Средний мозг

4. Мост

5. Продолговатый мозг

6. Мозжечок



Приложение 4

Рабочий материал для группы №1 (в отчетном листе укажите фамилии)


  1. Ознакомьтесь с информацией

Продолговатый мозг. Пройдя через затылочное отверстие, спинной мозг непосредственно переходит в продолговатый. Длина продолговатого мозга около 28 мм. Ширина его постепенно увеличивается по направлению вперед, и в самом широком месте составляет 24 мм. Продолговатый мозг не только «большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Строение спинного и продолговатого мозга имеет много общего. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер, расположенных среди белого вещества.

В ядрах серого вещества продолговатого мозга находятся центры оборонительных рефлексов - мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием - это центры вдоха и выдоха, слю­ноотделения, глотания и отделения желудочного сока.

В продолговатом мозге лежит жизненно важный центр блужда­ющего нерва, который участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ.

Функции продолговатого мозга такие же, как у спинного ­рефлекторные и проводящие. Причем многие рефлексы продолго­ватого мозга имеют четко очерченную рефлексогенную зону (места, где сосредоточены рецепторы данного рефлекса). Если раздражать внутренний угол глаза, который находится со стороны носа, возникнет мигательный рефлекс. Если раздражать наружный угол со стороны щеки, то рефлекса не будет. Сравните с коленным рефлексом: чтобы он проявился, необходимо попасть молоточком в то место, где находится сухожилие четырехглавой мышцы, так как именно там расположены рецепторы этого рефлекса. Рефлексы возникают непроизвольно только при раздражении соответствующих рецепторов.

Через продолговатый мозг проходит много путей, соединяющих спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и другими его отдела­ми, до коры больших полушарий включительно. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Опыты ученых.

Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.

Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.

В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.

Можно провести опыт №1 и доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Опыт №2. Получите мигательный рефлекс. Мигательный рефлекс заключается в непроизвольном смыкании век при прикосновении к зрачку или склере глаза. Нервный центр этого рефлекса находится в продолговатом мозге.


  1. Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга. (наблюдения запишите в отчетный лист и ответьте на вопросы)

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Если вы затрудняетесь ответить на вопросы обратитесь к информационному источнику

  1. Сведения о функциях продолговатого мозга занесите в таблицу

«Функции отделов головного мозга»


Название отдела головного мозга

Функции

Продолговатый мозг


Мост


Мозжечок


Средний мозг



  1. Подготовьте отчет о проделанной работе и озвучьте его ученикам класса через презентационный лист.


Рабочий материал для группы №2 (в отчетном листе укажите фамилии)

  1. Ознакомьтесь с информацией

Мозжечок.

Мозжечок состоит из средней, наиболее древней части и полушарий, имеющих кору. Он находится над продолговатым мозгом и связан со всеми отделами мозга. Особенно тесна связь мозжечка со средним мозгом.

Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмеренными. Но это не все. В жизни нам часто приходится сталкиваться с силами инерции, преодолевать различного рода сопротивления, бороться с препятствиями. Мозже­чок рассчитывает усилия, необходимые для сопротивления этим силам, затормаживает и устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции. Это бывает, когда сопротивление неожиданно исчезает или водитель транспорта меняет скорость. При этом нам приходится прилагать усилия, чтобы устоять на ногах и не потерять равновесие. Траектория любого движения от исходного положения до цели рассчитывается мозжечком.

У лиц с пораженным мозжечком в результате травмы или болезни эти движения затруднены. Они не могут аккуратно донести ложку с супом до рта: промахиваются, разбрызгивают содержимое. Им трудно удержать равновесие. Движения теряют плавность и состоят из ряда толчков, излишне сильных. Поэтому больные, начинающие ходить после травмы мозжечка, сильно топают, их ходьба напоминает походку пьяного человека. С течением времени положение выправляется с помощью других

Опыты ученых. Много данных о работе мозжечка дали операции. Они довольно легки, поскольку мозжечок лежит на поверхности мозгового ствола.

В первой половине XIX в. были произведены опыты на голубях. У них удаляли разные участки мозжечка. Движения птиц нарушались по-разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вра­щались вправо или влево. Подобные движения наб­людались после операций на кроликах, собаках.

После полного удаления мозжечка животные спотыкаются, высоко поднимают лапы (петушиный шаг), валятся, передвигаются скачками, не могут остановиться, при стоянии качаются, широко расставив ноги, не могут сразу взять пищу, быстро устают.

Эти опыты привели некоторых ученых к ошибоч­ным выводам. Они стали считать мозжечок единственным центром согласования движений.

Мозжечок создает фон движений. Представим себе простое движение. Человек протянул руку за ка­ким-либо предметом. Сокращаются одни мышцы, затем другие. Последовательно происходит и расслабление мышц. Наши движения плавны, размерены, когда человек, поднимаясь по лестнице, ставит, но на ступеньку, он одновременно сохраняет равновесие. Мышцы туловища переносят центр тяжести тела вперед с задней опорной ноги на маховую ногу. Ко­гда рабочий делает вращательные движения отверт­кой при завинчивании шурупа, у него происходит быстрая смена сокращений и расслаблений мышц предплечья. Силу, длительность и последовательность сокращения мышц согласует мозжечок.

Дополнительные данные о мозжечке дает клиника. Наблюдались больные, которые не могли плавно поднести палец к кончику собственного носа. Движение руки расчленялось на отдельные звенья: сначала в плечевом суставе, затем в локтевом, далее в запястье и, наконец, в фалангах пальца. Это так называемая пальцево-носовая проба – показатель заболеваний мозжечка. У таких больных расстраивалась речь, нарушалась согласованность работы мышц ре­чевого аппарата и дыхания.

Типичное нарушение движений у пьяного показатель алкогольного отравления мозжечка и нарушения его функций. При заболевании мозжечка, так же как и под влиянием алкоголя, человек не ощущает неровности спуска и подъема, «не чувствует почвы под ногами», не владеет своими ногами: походка неровная, ноги выбрасываются, движения теряют плавность.

Опыт № 3. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

Ход работы

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодинаковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.

Опыт № 4. Роль мозжечка в противодействии случайным движениям, возникающим в силу инерции

Условия опыта. Выполняют двое: экспериментатор и испытуемый.

Ход работы

Экспериментатор берет руку испытуемого за предплечье и предлагает ему тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. Неожиданно экспериментатор отпускает руку испытуемого, и та движется по инер­ции. При нормальном функционировании мозжечка рука испытуемого делает короткое движение и останавливается. При нарушении функций мозжечка рука ударяет испытуемого в грудь.


  1. Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ответь на вопросы:

1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

3. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Если вы затрудняетесь ответить на вопросы обратитесь к информационному источнику

  1. Сведения о функциях мозжечка занесите в таблицу

«Функции отделов головного мозга»


Название отдела головного мозга

Функции

Продолговатый мозг


Мост


Мозжечок


Средний мозг



  1. Подготовьте отчет о проделанной работе и озвучьте его ученикам класса через презентационный лист.


Рабочий материал для группы №3 (в отчетном листе укажите фамилии)

  1. Ознакомьтесь с информацией


Средний мозг. Самый маленький отдел головного мозга – средний мозг. Средний мозг расположен между мостом внизу и про­межуточным мозгом вверху. Он образован ножками мозга и четверохолмием. Ножки - это проводящие пути, которые связывают полушария конечного мозга с нижними этажами нервной системы. Чем сильнее развиты полушария, тем многообразные эти связи, и поэтому так мощны ножки мозга у человека. Функции среднего мозга связаны также с ядрами его хол­миков - пластинки четверохолмия. Нервные клетки этих ядер в ответ на световые и звуковые раздраже­ния через двигательные нейроны по­сылают импульсы к мышцам головы и туловища, которые обеспечивают быстрые движения. Эти рефлексы способствуют быстрой реакции орга­низма на неожиданные, внезапные раздражения.

Из личных наблюдений всем известно, что, услышав сильный неожиданный звук, человек моментально вздрагивает, вскакивает. Вдруг вы ослеплены неожиданно ярким светом. Еще не сообразив, в чем дело, плотно закрыли глаза. Это примеры четверохолмных рефлексов настораживания, или «стартрефлексов». Их центры замыкаются в среднем мозге.

Рефлексы настораживания позволяют организму мгновенно включаться в действие, требующее быстроты и внезапности ответа. Если человек ожидает подобных раздражений, то рефлекс на некоторое время задерживается. Это показатель влияния на него высших центров. Рефлекторная деятельность среднего мозга существенно отличается от продолговатого мозга. Здесь нет определенной рефлексо­генной зоны. Средний мозг реагирует на появление нового объекта, вызывая повороты глаз и головы, независимо от того, с какой стороны появился новый объект. В случае отклонения от устойчивого положения тела мозг восстанавливает нормальное положение.

У низших позвоночных центры четверохолмия имеют большее значение, чем у высших животных. Сравним движения двух лягушек. У одной удалены все отделы головного мозга выше продолговатого мозга, а у другой - выше среднего. Лягушка, у кото­рой сохранен средний мозг, напоминает нормальную – она сидит, прыгает, переворачивается со спины. Ее можно легко заставить ползти в одном на­правлении. Движения такой лягушки однообразны, подчиняются внешним воздействиям. Лягушка без среднего мозга малоактивна. Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментируемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Функция мозжечка и среднего мозга в сохранении устойчивости тела. Изучение рефлексов положения, позных и тонических рефлексов.

Поза Ромберга: Одну ногу поставьте перед другой так, чтобы носок ноги, стоящей сзади, прикасался к пятке передней ноги. Обе ступни располагаются на одной линии. Руки складываются в «замок», предплечья сближаются, глаза закрыты. Застыньте в этой неудобной позе. Почувствуйте, как напрягаются мышцы, чтобы удержать равновесие. Отклонение от вертикального положения вызывает перераспределение напряжения мышц – тонуса, возвращающего вас в нужное положение. Однако с течением времени регулировка становится все хуже и хуже: сказывается утомление. Корпус начинает заметно пошатываться. Опыт заканчивается тем, что при потере равновесия начинается либо баланс руками, либо перемещение ног, предупреждающее падение. Обратите внимание на то, что рефлекс сохранения позы наступает при любом отклонении, независимо от того, в какую сторону оно произошло.



  1. Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментируемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментируемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

1. Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

2. Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах все двери открываются наружу. С какой функцией головного мозга это связано?

Если вы затрудняетесь ответить на вопросы обратитесь к информационному источнику

  1. Сведения о функциях среднего мозга занесите в таблицу

«Функции отделов головного мозга»


Название отдела головного мозга

Функции

Продолговатый мозг


Мост


Мозжечок


Средний мозг



  1. Подготовьте отчет о проделанной работе и озвучьте его ученикам класса через презентационный лист.


Рабочий материал для группы №4 (в отчетном листе укажите фамилии)


  1. Выявите в ходе РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ функции моста

  2. Сведения о функциях моста занесите в таблицу

«Функции отделов головного мозга»


Название отдела головного мозга

Функции

Продолговатый мозг


Мост


Мозжечок


Средний мозг



  1. Подготовьте отчет о проделанной работе и озвучьте его ученикам класса через презентационный лист.



Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого







































Рабочий материал для группы №5 (в отчетном листе укажите фамилии)


  1. Вы – врачи. К вам на приме пришли несколько больных. Уточните диагноз в каждом случае


  1. У больного, страдающего гипертонией, нарушена координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?


  1. Сплин, черная меланхолия – так называется болезнь, при которой человек находится в глубоком унынии. Его раздражительность, постоянное сетование на жизнь отталкивает окружающих… Поражение какого отдела головного мозга приводит к меланхолии


  1. У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое отравление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?


5. Больной хроническим алкоголизмом утратил способность к обучению, абстрактное мышление сменилось конкретным. Например, на просьбу объяснить пословицу “Не в свои сани не садись”, больной говорит: “Это мои сани, а это твои сани. Я не сяду в твои, а ты не садись в мои”. Какой отдел головного мозга поражен у больного хроническим алкоголизмом?





Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого







































Приложение 4

ОТВЕТЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ4)


ОТВЕТ

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

  3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Опыт №2. Получите мигательный рефлекс. Мигательный рефлекс заключается в непроизвольном смыкании век при прикосновении к зрачку или склере глаза. Нервный центр этого рефлекса находится в продолговатом мозге.

Функции головного мозга

Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные-жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумилова Елена Борисовна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Строение и функции отделов головного мозга "
    ["seo_title"] => string(49) "stroieniie-i-funktsii-otdielov-gholovnogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "100476"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402381527"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Отделы головного мозга "
    ["seo_title"] => string(26) "otdiely-gholovnogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "100498"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402382074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы"."
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaznachieniiestroieniieifunktsionirovaniieniervnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268962"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства