Тема | Общая характеристика класса Земноводные. |
Цель | Формирование знаний об особенностях внешнего строения и скелета класса Земноводных |
Задачи | Расширить представление о многообразии животного мира, выявить черты приспособленности класса Земноводные к среде обитания, выявлять прогрессивные признаки в сравнении с рыбами |
Основное содержание темы, термины и понятия | Систематика, строение скелета, барабанная перепонка, среднее ухо, резонаторы, плечевой пояс, тазовый пояс, кожное дыхание, легкие, признаки приспособленности к среде обитания . |
Планируемые результаты |
Личностные - формирование мотивации к изучению темы -проявление творческого отношения к процессу обучения -формирование бережного отношения к природе | Метапредметные Познавательные: -умение находить сходство и различие между объектами -умение обобщать полученную информацию - умение логически рассуждать Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение включаться в новые виды деятельности. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные -описывать особенности внешнего строения и скелета земноводных. -выявлять прогрессивные признаки в строении земноводных как первых наземных животных по сравнению с рыбами. -устанавливать взаимосвязь строения земноводных с условиями их обитания. |
Универсальные учебные действия |
Личностные -Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -Формирование экологического мышления, | Регулятивные -Умение планировать и регулировать свою деятельность. -Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Познавательные -Умение определять понятия,срввнивать, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. -Смысловое чтение. | Коммуникативные Готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, доказательства. Взаимодействовать со своими партнерами. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Экология , география . | Учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, таблица с изображением земноводных, муляжи: лягушки, жабы, тритона гребенчатого. инструктивные карточки | фронтальная - индивидуальная – в паре - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. . Самоопределение к деятельности (целеполагание) |
Цель деятельности | | УУД |
- -актуализировать имеющиеся знания, связанные с систематическими единицами - мотивировать обучающихся к изучению темы. | Задание 1. Включает запись голосов земноводных в природе. Читает эпиграф «Попрыгунья пловчиха – в воде и на суше. Наряд у неё удобен и прост…» Задает вопросы: О ком идет речь в этом эпиграфе? Где живут лягушки? Как название класса связано со средой обитания животных? Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Работа фронтальная Задание 2. Учитель предлагает учащимся из перечня животных выбрать представителей класса Земноводные (работа с иллюстрациями, слайд альбомами) | - Личностные: - проявление интереса к поставленной проблеме Предметные: -выявлять прогрессивные признаки в строении земноводных по сравнению с рыбами. -устанавливать взаимосвязь строения земноводных с условиями их обитания. Коммуникативные: -умение работать с информацией |
II этап Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания) |
Цель деятельности | | УУД |
Сформировать знания об особенностях внешнего строения и скелета класса Земноводных | Учитель, обобщая высказывания обучающихся формулирует проблему урока или предлагает это сделать наиболее подготовленным ученикам. Постановка проблемного вопроса : существуют такие животные которые приспособились жить в воде и на суше. Какие особенности в строении у них появились? 1.Учащиеся работают с текстом учебника, заполняя таблицу «Внешнее строение Земноводных» Особенность строения | Характеристика | Отделы тела | | Строение конечностей | | Кожные покровы | | | | Строение глаз | | Резонаторы | | Индивидуальная работа с последующим фронтальным обсуждением. 2. Учитель предлагает изучить отделы скелета земноводных, учащиеся читают материал темы и работают по карточкам, после чего по парам передают друг другу информацию. Инструктивная карточка . Тема: «Строение скелета земноводных». Прочитайте по учебнику «Биология». 7 класс стр.176-177,пункт « Скелет и мускулатура» Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами. Работа в парах. 2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки» Отделы скелета | Название костей | Значение отдела скелета | | | | | Познавательные: - Смысловое чтение - умение давать определение основным понятиям темы, составлять таблицу Регулятивные - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания и выражать свои мысли в соответствии с задачами. Умение работать в парах |
III этап. Диагностика качества освоения темы |
Цель деятельности | | УУД |
- стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; - научить школьников: ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности. | Задания на экране: Задание 1. (репродуктивный уровень). 1.Класс Земноводные получил второе название Амфибии (двоякоживущие). Объясните почему? 2. Выбери номера правильных суждений: А-Кожа лягушки гладкая, сухая.. Б- Скелет состоит из 4 отделов: череп, позвоночник, плечевой пояс с передними конечностями и тазовый пояс с задними конечностями. В- Позвоночник лягушки включает 4 отдела: шейный, грудной, крестцовый, хвостовой. Г- У лягушки есть грудная клетка. Д- Дышат земноводные легкими. Е- Кроме внутреннего уха появляется полость среднего уха со стремечком. Задание 2. (частично-поисковый уровень). В чем проявляется сходство и отличие в строении скелета рыбы и лягушки? Задание 3. (эвристический уровень). Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить? | Личностный: - творческое отношение к процессу выполнения заданий. Познавательный: - умение логически мыслить Регулятивный: - умение выполнять учебное действие в соответствии с заданием Коммуникативный: - умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата. |
IV этап. Рефлексивная деятельность |
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ Задание на самоанализ: Самооценка составить синквейн тему « Класс Земноводные» II. Задание на самооценку. ответы учеников по алгоритму: Что узнал нового? Что удивило? Что было легко? Что было трудно? Домашнее задание: §38, составить кроссворд по терминам параграфа. | *Заполняется учителем после освоения темы учащимися |