Просмотр содержимого документа
«Тайна жизни или все о клетке»
Игра «Тайна жизни или все о клетке»
Эпиграф к уроку: «Мал золотник да дорог»
Игра рассчитана на 2 группы учащихся (9-10 классов)
Цели:
Закрепить, расширить и систематизировать знания по теме клетка ее строение, химический состав, и значение в экологической системе.
Развивать умения исследовательской деятельности, мыслить при решении проблемной ситуации, выполнять задания повышенного уровня сложности;
Воспитывать коммуникативные навыки при работе в группах, любознательность к предмету биологии.
Правила игры:
На начало игры - Жизнь группы оценивается – 100 АТФ, за правильность выполненного задания АТФ увеличиваются, в противном случае отнимается;
- группа имеет право воспользоваться «мудростью = 5 АТФ» из литературных источников или интернет ресурсов;
Ход урока.
Клетка- удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям.
Команды определяют свое название(выбор тип клетки)
1 конкурс «Разминка» устно (верно/ неверно) за верный ответ по 1 АТФ, за ошибку отнять по 1АТФ.
1Бактерии и грибы относятся к прокариотам –
1Включения – это непостоянные образования клетки +
2 клеточная стенка растений состоит из целлюлозы +
2 Процесс фотосинтеза разделяется на три фазы -
3 Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца +
3 Плазматическая мембрана имеет углеводно- липидный слой -
здесь происходит синтез белков, мономерами белков является ______________________, в клетке их содержится____________________ . ( рибосома, аминокислоты, 20 типов)
3 конкур «Конструктор» 20 АТФ
Постройте цепь и-РНК, полуконсервативным способом, если участок ДНК имеет генетический код ГААТГААААТЦГГТЦ
ЦТТАЦТТ ТТАГЦЦАГ. Укажите, сколько аминокислотных остатков входит в состав ДНК, какова длина данного участка ДНК. (шаг =0,34нм)
+ 10 АТФ собрать модель
4 конкурс «Исследовательский» 30 АТФ
Заблудившийся ион магния просит о помощи. Ему нужно попасть в один из пластидов ……….(хлоропласт) для проведения процессов ……(фотосинтеза ) подскажите какой?
Термин « хлорофилл» был предложен в 1818 году французскими химиками П.Пельтье и Ж.Каванту. он образован из греческих слов «хлорос» - зеленый и «филлон» - лист.
Эксперимент. Выделить хлорофилл из листа растения. Для этого измельчить лист, поместить в пробирку прилить немного спирта, растереть и отфильтровать в чистую сухую пробирку. За пробиркой поместить черную бумагу, направить на пробирку яркий свет. Раствор хлорофилла отражает свет с измененной длиной волны, поэтому хлорофилл приобретает …….? вишнево-красную окраску.
Это явление носит название флуоресценции. В чем причина флуоресценции хлорофилла? Кванты света падают на его молекулы, находящиеся в растворе, и вызывают их возбуждение. При этом электрон молекулы пигмента переходит на более высокий энергетический уровень. В растворе, в отличие от зеленого листа, энергия возбужденного электрона не расходуется на синтез органических веществ, поэтому этот электрон возвращается на прежний энергетический уровень, а избыток энергии испускается в виде квантов красного света. Видимый свет, как известно, состоит из разных лучей: фиолетовых, синих, голубых, зеленых, желтых, оранжевых, красных. Их окраска зависит от длины волны, которая увеличивается по направлению от синих к красным лучам солнечного спектра. А вот величина квантов и их энергетический потенциал изменяются при этом в противоположном направлении: кванты синих лучей значительно богаче энергией, чем кванты красных. Когда свет падает на молекулы хлорофилла, часть энергии квантов рассеивается в виде тепла, поэтому отраженные кванты несут меньший запас энергии, а длина волны света увеличивается, смещаясь в сторону длины волны красных лучей. Вот почему мы видим красное свечение при освещении хлорофилла белым светом, то есть совокупностью разных лучей солнечного спектра.
5.Написание Синквейн.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- тема, обычно существительное- КЛЕТКА.
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.