Организационный момент. (2мин) Здравствуйте, класс. Проверка посещаемости. Кто сегодня отсутствует на уроке? Тема нашего урока «Свойства мышц. Их утомление. Гигиена» Формирование новых знаний(20 мин) Ставится проблемный вопрос: «От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке». Свойства мышц: 1.Возбудимость. Способность мышцы отвечать на действие раздражителя самой мышцы или двигательного нерва изменением физиологических свойств и возникновением возбуждения. 2.Проводимость. Способностъ проводить возбуждение, возникшее в каком-либо участке мышечного волокна, по всему волокну. 3.Сократимость. Способность изменять свою длину или напряжение при возбуждении. Это основная функция скелетном мышцы. В период относительного покоя скелетные мышцы полностью не расслаблены, а умеренно напряжены. Утомление Утомление мышц- временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности и исчезающее после отдыха. Это нормальное явление. Биологическая роль утомления — своевременная защита организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. После отдыха мышцы восстанавливаются. В минуты отдыха кровь обеспечивает мышцы кислородом и способствуют выделению из клеток организма вредных веществ. Для предупреждения утомления во время работы рекомендуется делать перерывы. Гигиена мышц. У детей и подростков утомление работающих мышц происходит быстрее, чем у взрослых. При организации и проведении физических упражнений, труда и спортивных занятий детей и подростков необходимо щадить их мышечную систему, дозировать нагрузку и проводить эти занятия с соответствующими паузами для отдыха. Неблагоприятное влияние на организм детей оказывает и недостаточная нагрузка на отдельные группы мышц. ГИПОДИНАМИЯ-пониженная подвижность . При продолжительном неподвижном сидении без перерывов и активного отдыха нарушается кровообращение органов брюшной полости (желудка, кишок, печени), ведущее к функциональным нарушениям. Закрепление(15 мин).Исследовательский метод. Выполнение лабораторной работы№9. Лабораторная работа №9 Тема Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма». Цель: измерять и оценивать показатели физического развития. Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента. Ход работы: 1. Измерение роста. Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат. 2. Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.. 3.Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите. 4. Заполните таблицу. Рост | Окружность грудной клетки | Вес | | спокойное дыхание | максимальный вдох | максимальный выдох | | | | | | | 5. Сделайте вывод о степени вашего физического развития. IV.Выводы. Итоги урока(5мин). Подведение итогов урока. Работа мышц необходимое условие их жизнедеятельности. Длительная бездеятельность мышц ведёт к их атрофии и потери ими работоспособности. Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что влияет на развитие всего организмаПодумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности. Благодарю всех за внимание. Спасибо за урок! V.Задание на дом(2 мин): повторить №25. Подумайте и составьте физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц | Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока. Учащиеся записывают основные свойства мышц в тетрадь. Учащиеся записывают определение «утомление» в тетрадь. Учащиеся записывают определение «гиподинамия» в тетрадь. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Учащиеся записывают домашнее задание. |