kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение сердца

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии в 8 классе. тема урока "Строение сердца"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение сердца»





Дата: Класс: 8 урок 35

Тема:

Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны.


Цель урока:

сформировать у учащихся прочные знания о строении и работе сердца.

Задачи.

Образовательные:

- рассмотреть строение сердца, типы сосудов и круги кровообращения.

- раскрыть взаимосвязи строения сердца с его функцией,

- дать понятие о сердечном цикле и высокой работоспособности сердца.

Развивающие:

- развивать умения делать выводы на основе полученной информации;

- продолжить формирование информационной компетентности.


Ожидаемый результат

умение делать выводы на основе полученной информации и развивать интеллектуальные способности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы.

Пазлы

10 мин.

II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

1.Что останется, если из крови удалить форменные элементы?

2. Как называется растворимый белок плазмы?

3. Что образуется при свертывании крови?

4. Как называется плазма крови без фибриногена?

5. Как называются белые ядерные клетки?

6. Какой белок придает крови красный цвет?

7. Какие клетки участвуют в свертывании крови?

8. Жидкая соединительная ткань – …,

9. Безъядерные форменные элементы крови -…,

10. Человек, дающий свою кровь для переливания -…,

11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным белком-…,

12. Способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов-….

    1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Люди, которые при переливании отдают свою кровь, называются ……(1)…. . Те, кто принимают кровь, называются …(2)………. . Универсальной группой крови, которую можно переливать во все другие, является …(3).. группа. Люди, имеющие …(4).. группу, могут принимать все другие группы крови. При переливании крови нужно учитывать не только группу крови, но и …(5)…. .


Демонстрируют свои знания.


Карты

15 мин.

III. Актуализация знаний

    1. Строение сердце

История науки о сердце началась в 1628 году, когда Гарвеем были открыты законы кровообращения. Этот год считается годом возникновения научной кардиологии – это наука о строении сердца и сосудов.

Сердце – полый мышечный орган, расположенный в левой части грудной полости. Вес примерно – 300 г.


Стенка сердца состоит из 3 слоев:

внутренний – эндокард,

средний – миокард

наружный – эпикард

Эндокард изнутри выстилает поверхность камер сердца, он образован эндотелием (вид эпителия)

Миокард  составляет основную массу стенки сердца (см. Рис. 4). Он образован поперечнополосатой сердечной мышечной тканью, волокна которой расположены в несколько слоев. Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в 3 раза толще, чем миокард правого.

Эпикард – серозная оболочка сердца, образованная соединительной и эпителиальной тканью.

Перикард  – сердечная сумка. Состоит из наружного (прилегающего к эпикарду) и внутреннего листка, между которыми есть полость (перикардиальная полость), заполненная жидкостью, которая снижает трение. Сама сумка выполняет защитную роль.


    1. Роль предсердий и желудочков

Сердце сплошной вертикальной перегородкой делится на правую и левую части, которые не сообщаются между собой. Левая половина сердца качает кровь, богатую кислородом. Правая половина – наполненную углекислым газом. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке не смешиваются. Каждая из частей делится поперечной перегородкой на два отдела – камеры: предсердия и желудочек. Таким образом, сердце у человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Верхние отделы сердца – правое и левое предсердия, нижние отделы – правый и левый желудочки.

    1. Клапаны

Разделение предсердий и желудочков обеспечивают створчатые клапаны:

Правый – трехстворчатый

Левый – двухстворчатый (митральный)

Клапаны прикреплены к стенкам желудочков сухожильными нитями. Они открываются только в одну сторону, в сторону желудочков. Мышцы предсердий более тонкие, так как они только проталкивают кровь, пришедшую к ним по сосудам, в желудочки сердца.

Между сердцем и сосудами имеются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови.

Таким образом, кровь течет из предсердий в желудочки, из желудочков – в артерии.

Вены предсердие желудочек артерии

    1. Фазы сердца

Почему сердце, работая всю жизнь, не устает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами рассмотреть , как работает сердце.

- Человек не создал еще такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет. Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает 100 тысяч, а за год почти 40 миллионов ударов.

- Чем можно объяснить такую работоспособность сердца?

- Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену фаз сердечного цикла. Сердечный цикл – это чередование сокращений (0,4 сек) и расслаблений (0,4 сек) сердца.

Сердечный цикл состоит из трех фаз

  • Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

  • Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердия), кровь устремляется в лёгочную артерию и аорту.

  • Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, - длится около 0,4 с.

 То есть, один сердечный цикл длится меньше секунды, примерно 0,8 с. В норме сердце сокращается 70-75 раз в минуту

Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце ритмично сокращается под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца.

    1. Типы сосудов

В организме человека различают 3 типа сосудов: артерии, вены, капилляры.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца. В них кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые эластичные стенки. Крупные артерии делятся на более мелкие, и в конце распадаются на сеть капилляров.

Капилляры – мельчайшие сосуды с тонкими стенками (см. Рис. 13). Это позволяет им выполнять газообмен между кровью и тканями.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу (см. Рис. 14). Кровь по ним движется медленно, поэтому они имеют эластичные стенки. Некоторые вены имеют клапаны, что позволяет им поднимать кровь вверх, против силы тяжести, то есть препятствовать обратному току крови по сосудам.


Фазы работы сердца.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца.

Сердечный цикл

Фаза сердечного цикла

Положение клапанов

Направление движения крови

Продолжи-тельность

Сокращение предсердий (систола)

Створчатые открыты

Из предсердий в желудочки

0,1 сек

Полулунные закрыты

Сокращение желудочков (систола)

Створчатые закрыты

Из желудочков в аорту и легочную артерию

0,3 сек

Полулунные открыты

Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

Створчатые открыты

Из вен в предсердия и желудочки

0,4 сек

Полулунные закрыты

Какой вывод можно сделать из данной таблицы?

Продолжительность сердечного цикла составляет 0,8 сек. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 сек. отдыхают; желудочки работают 0,3 сек., а 0,5сек. отдыхают.

Сердечный цикл прослушивается как сердцебиение. Сердечная мышца сокращается 60 – 70 раз в минуту. Частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической и эмоциональной нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается. Различается частота сокращений сердца у детей и взрослых.

За сутки сердце сокращается примерно 100 тысяч раз, перекачивая более 7 тысяч литров крови. За 70 лет жизни сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий и капитальный ремонт.

Карточка по теме «Внутренняя среда организма»

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

__________________________________________________________________

Карточка по теме «Внутренняя среда организма»

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

__________________________________________________________________

Карточка по теме «Внутренняя среда организма»

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

_________________________________________________________________

Карточка по теме «Внутренняя среда организма»

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

__________________________________________________________________


Карточка по теме «Внутренняя среда организма»

Задание №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

Лабораторная работа Последствия перетяжки указательного пальца, застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов

Цель: Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки. Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент.

Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход работы.

1.Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца.

Наблюдения запишите в тетрадь. 2.Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Наблюдения запишите в тетрадь.

3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

4. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.

Вывод.

Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?

Почему ткани пальца уплотнены?

Как проявляются признаки кислородной недостаточности?

Почему нарушена чувствительность?

*Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В какой руке венозные клапаны были закрыты?

10 мин.

Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Биологический диктант:

Задание: при условии верного изречения под его номером ставим «+», при неверном изречении под его номером ставим «-«.

1.сердце состоит из 3-х камер.

2.сердечный цикл длится, 0,8 сек

3.парасимпатическая система замедляет работу сердца

4.сердце иначе называют миокардом

5.сердце человека располагается в полости грудной клетки слева.

С последней парты работы передали вперед для проверки.

1

2

3

4

5

-

+

+

+

-







Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.

Карточки



Смайлики




2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.



Ученики записывают в дневниках.

Дневник



Итог урока:___________________________________________________________________





Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________________


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Строение сердца

Автор: Долбешкина Галина Леонидовна

Дата: 27.01.2018

Номер свидетельства: 452940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок по биологии "Строение сердца" "
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-po-biologhii-stroieniie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "142765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418362888"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Урок по биологии "Строение сердца. Поль предсердий и желудочков.  Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды:" "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-po-biologhii-stroieniie-sierdtsa-pol-priedsierdii-i-zhieludochkov-klapany-sierdtsa-fazy-sierdiechnoi-dieiatiel-nosti-krovienosnyie-sosudy"
    ["file_id"] => string(6) "168397"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423231787"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Биология 8 класс. Тема: Строение сердца."
    ["seo_title"] => string(44) "biologhiia-8-klass-tiema-stroieniie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "251486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447249465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок "Строение сердца человека""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_stroieniie_sierdtsa_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "382920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485187263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация для урока "Строение сердца человека""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia_dlia_uroka_stroieniie_sierdtsa_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "382938"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485188570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства