Цель урока: Показать топографическое положение сердца в организме, изучить его строение, дать понятие о «автоматии» сердца, рассмотреть фазы сердечного цикла.
Задачи:
образовательная:изучить строение сердца, познакомиться с автоматией сердца и фазами сердца;
воспитательная:продолжить работу по формированию здорового образа жизни
развивающая: продолжить формирование самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблем.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения.
Форма урока: урок в музее (заочная экскурсия)
Методы и приемы обучения: репродуктивный, проблемный, самостоятельная работа в группах, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Содержание
I подготовка учащихся к восприятию нового материала.
II. Изучение нового материала.
1. Топографическое положение сердца.
2. Строение сердца
3.Автоматия сердца, сердечный цикл.
Проверка прочности усвоения нового материала
Флипчарт 1.
Флипчарт 2.
Флипчарт 3.
Каждой группе составить по одному синквейну со словом «сердце»
IV. Рефлексия.
Д/з
Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово - красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. Э. Межелайтес
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
М. Горький – “смелое сердце Данко”.
ВильгемГауф – “Холодное сердце”.
Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Предлагаю провести урок в музее.
Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”
Тема занятия: “Строение и работа сердца”.
Цель урока: Показать топографическое положение сердца в организме, изучить его строение, дать понятие об «автоматии» сердца, рассмотреть фазы сердечного цикла.
воспитательная: продолжить работу по формированию здорового образа жизни
развивающая: продолжить формирование самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблем.
1. До посещения музея
Вспомните правила поведения в музее:
передвигаться тихо;
разговаривать нельзя;
задавать вопросы можно;
трогать экспонаты можно, но крайне осторожно:
Восстановление в памяти изученного материала:
Состав крови;
иммунитет.
2. Во время посещения музея
Обратить особое внимание на:
Топографическое положение сердца;
Строение сердца;
Сердечный цикл;
Термины и понятия;
Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Задание 1 (индивидуальный опрос)
Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
Задание 2 (проблемный вопрос – групповая работа) (критическое мышление)
В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
И.П. Павлов сказал: “В организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
Каждый получает абонемент и посещает музей.В качестве абонемента учащиеся получают таблицу для самостоятельного заполнения в ходе урока
Разрешите представиться:
Директор музея –Мубарак Баянович – проф. кафедры анатомии.
Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2013 году, на базе 8 “б” класса, Кривощековской СШ.
С музеем вас познакомят наши сотрудники:
Федюшкин Игорь – доцент кафедры анатомии;
Храмов Влад – кандидат биологических наук.;
Питаева Виктория– аспирант кафедры физиологии.
УмирбаевНуртлек– магистр кафедры биологии
III. Изучение нового материала.
Объяснение учащимся топографическое положение сердца.
Экскурсовод1: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.
Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?
Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Ученик: Из какой ткани состоит сердце?
Экскурсовод 2. Стенка сердца имеет три слоя:
эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);
миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);
эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Экскурсовод 2 (показывает рисунок):
Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.
Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.
Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.
Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?
Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.
Ученик: Как же работает сердце?
Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.
Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.
Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).
Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение.
Задание на флипчарте 1 игра карусель
Вопросы
Варианты ответов
А
Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?
1
Полулунные клапаны
Б
Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?
2
Артерии
В
Какая камера сердца наибольшей толщины?
3
Усиливают работу сердца
Г
Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?
4
Перикард
Д
Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?
5
Три
Е
Чему способствуют адреналин и соли кальция?
6
Левое предсердие
Ж
Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?
7
Створчатые клапаны
З
Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?
8
Уменьшает частоту и силу сокращений
И
Чем окружено сердце?
9
Вены
К
Что снабжает сердечную мышцу кровью?
10
Сонная артерия
Л
Сколько отделов в сердце?
11
Автоматизм
М
Число фаз сердечного цикла?
12
Левый желудочек
Н
Сокращение предсердий
13
Диастола
О
Сердечная пауза
14
Систола
П
Способность сердца ритмически сокращаться
15
4
Флипчарт 2
Флипчарт 3
Каждой группе сделать по одному синквейну со словом сердце.
Рефлексия.
Завершить наш разговор о сердце, хочется словами известной песни.
Сердце, тебе не хочется покоя! Сердце, как хорошо на свете жить! Сердце, как хорошо, что ты такое! Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
Выставление оценок.
Д/з параграф 36 стр.116-123, заполнить таблицу на стр.123