kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию педставлений и знаний о работе сердца, его участи в кровообращении и роли в организме человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение и работа сердца. Круги кровообращения.»

Строение и работа сердца. Круги кровообращения 

Цель: способствовать формированию представлений и знаний о работе сердца его участии в кровообращении и роли  в организме человека.

Задачи:

  • Образовательные:

    • раскрыть причины движения крови в организме, изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;

    • раскрыть взаимосвязь строения и функции сосудов;

    • познакомить со строением сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках;

    • раскрыть связь строения сердца с его функциями;

    • дать новые анатомические понятия.

  • Развивающие:

    • развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы при изучении строения сердца и сосудов с выполняемыми ими функциями;

    • продолжить формировать информационную компетентность.

  • Воспитательные:

    • воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, чувство ответственности за здоровье;

    • воспитывать социально-нравственные нормы.

  • Оборудование: таблицы: “Строение сердца”, “Круги кровообращения”, “Работа сердца”. Модель “Сердце”, мультимедийный проектор.

  • Тип урока: комбинированный.

  • Новые термины и понятия: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, фазы сердечной деятельности: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза; аорта, артерии, вены, капилляры.

  • План:

  • I. Организационный момент

  • II. Проверка знаний

  • III. Изучение нового материала

  • 1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца. 
    2. Строение сердца. 
    3. Фазы работы сердца. 
    4. Строение и функции кровеносных сосудов. 
    5. Изучение кругов кровообращения. 


IV. Закрепление изученного материала

  • V.  Итоги урока

  • VI. Домашнее задание

  • ХОД УРОКА

  • I. Организационный момент

  • II. Проверка знаний

  • Индивидуальный опрос. Сообщение обучающихся об истории переливания крови; о пересадке сердца.

  • Фронтальный опрос. Почему человека, перенесшего пересадку сердца или любого другого органа, приходиться содержать в стерильных условиях? В чем проявляется иммунная реакция при отторжении чужого органа и при заражении человека микроорганизмами? (Иммунная реакция отторжения органа и инфекционного заболевания происходит одинаково: температура, озноб и пр., поэтому очень трудно установить истинную причину обострения. Сложность в том, что тактика лечения в этих случаях противоположная: при отторжении надо ослаблять иммунную реакцию, при микробных атаках – её усиливать.)

  • III. Изучение нового материала

  • Кровь в организме человека течёт по замкнутой системе сосудов. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением. Органами кровообращения являются: сердце и кровеносные сосуды.

  • 1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.

  • Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце располагается в грудной полости, оно на 2/3 смещено в левую сторону. Сердце находиться в околосердечной сумке. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе. 
    Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

  • 2. Строение сердца

  • Сердце – это полый мышечный орган. Полость сердца подразделяется на четыре камеры: два предсердия (правое и левое) и два желудочка (правый и левый).
    Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард), средний мышечный слой – миокард, внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард). Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в три раза толще, чем миокард правого желудочка. Степень развитости миокарда зависит от величины работы, которую выполняют камеры сердца.
    Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно ритмично сокращаться. Правая сторона сердца заполнена венозной кровью, левая – артериальной. Сплошная перегородка предохраняет кровь от смешивания. 
    Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой – двустворчатый (митральный). Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны. Работа клапанов сердца обеспечивает одностороннее движение крови в сердце: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии. (Работа с учебником с.80)

  • 3. Фазы работы сердца.

  • Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.
    Ритмические сокращения и расслабления сердца обеспечивают непрерывный ток крови. Сокращение сердечной мышцы называется систолой, его расслабление –  диастолой. Началом каждого цикла является систола предсердий. Она длится 0,1 сек. Затем сокращаются желудочки – систола желудочков – 0,3 сек. В момент систолы в желудочках повышается давление крови, оно достигает в правом желудочке 25 мм рт. ст., а в левом – 130 мм рт. ст.  кровь проталкивается с большой силой в артерии. Затем наступает общее расслабление – диастола –  0,4 сек.

  • Следует помнить простое правило: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы, при которой сокращаются желудочки. Полулунные клапаны всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

  • Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление. Его продолжительность у взрослого человека равна 0,8 сек. при частоте сокращений 70-75 раз в минуту.

  • Задание классу: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу:

  • Сердечный цикл

    Фазы

    Предсердия

    Желудочки

    Продолжительность

    I.

    Сокращаются

    Расслаблены

    0,1 сек.

    II.

    Расслаблены

    Сокращаются

    0,3 сек.

    III.

    Расслаблены

    Расслаблены

    0,4 сек.

     

     

     

    0,8 сек.

  • 4. Строение кровеносных сосудов.

  • Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают всё наше тело. Среди них различают артерии, вены и капилляры.

  • Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органам.  Аорта – самая крупная из них.
    Вены – сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.
    Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.
    Разность давлений в разных участках сосудистого русла – главная причина движения крови.



  • Физкультминутка

  • 5. Изучение кругов кровообращения

  • Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу – он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка – легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

  • Малый круг кровообращения – путь крови от правого желудочка до левого предсердия.

  • Большой круг кровообращения – путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

IV. Закрепление изученного 

Верны ли следующие утверждения:

  1. Правая половина сердца содержит венозную кровь, левая половина – артериальную. (Да).

  2. Все сердечные камеры имеют клапаны, препятствующие обратному току крови. (Да).

  3. Кровь проделывает следующий путь: Вена –– Предсердие –– Желудочек –– Артерия. (Да).

  4. Правый желудочек выбрасывает кровь через легочный ствол в легочные артерии. (Да).

  5. Левый желудочек выбрасывает кровь в аорту, самую большую артерию организма, через которую кровь разносится по всему телу. (Да).

V. Итоги урока

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание 

  • Изучить  § 17.

  • Закончить работы в рабочей тетради № 1. Устно ответить на вопросы учебника (с. 83).

  • Повторить § 14 (статью «Внутренняя среда»).

Используемая литература:

1. Драгомилов, А. В., Маш, Р. Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Маш, Р. Д.,  Драгомилов, А. В. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. –  М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Маш, Р. Д.,  Драгомилов, А. В. Биология. Человек: 8 класс. Рабочая тетрадь № 1. –  М.: Вентана-Граф, 2008.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Автор: Галина Гульназ Ириковна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_stroenie_i_rabota_serdtsa_krugi_krovoobrashchenii"
    ["file_id"] => string(6) "552505"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591201218"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочий лист по учащихся 8 класса по теме" Строение и работа сердца. Круги кровообращения""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochii_list_po_uchashchikhsia_8_klassa_po_tiemie_stroieniie_i_rabota_sierdtsa_"
    ["file_id"] => string(6) "364490"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480556338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок "Сердце.Круги кровообращения""
    ["seo_title"] => string(41) "urok_sierdtsie_krughi_krovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "411348"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493049574"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методическая разработка урока"Строение и работа сердца 8 класс" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428649290"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства