ФИО учителя/преподавателя: Назаренко Наталья Сергеевна, учитель биологии МОУ гимназии № 5 Ворошиловского района г. Волгограда
-умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
-умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
- умение работать с разными источниками биологической информацией, анализировать и оценивать информацию
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими учащимися
-умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций,
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы
Средства обучения: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, презентация (таблицы, схемы, фотографии)
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок Цели для учителя: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности - создать условия для возникновения для учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создать положительный эмоциональный настрой для учащихся Цели для учащихся: подготовиться к мыслительной деятельности; Позитивно настроиться на урок (1-2 минуты) | Приветствие учащихся Проверка готовность к уроку «Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит очень интересная работа. Давайте для начала настроимся и помолчим, попробуем услышать тишину… (Делает паузу) Иногда, слушая тишину, можно услышать стук своего сердца. Звучит тихая музыка, на ее фоне раздается «стук» сердца. Формы, методы и методические приемы: фронтальная, словесный | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе |
Этап мотивации к учебной деятельности Проверка домашнего задания. Создание условий для формирования внутренней готовности к учебной деятельности. Цели для учителя: - выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала - выявить возможные затруднения и помочь их ликвидировать Цели для обучающихся: - повторить изучаемую тему - осознать необходимость изучаемых знаний Фронтальная проверка знаний (5 минут) Индивидуальный опрос ( решение биологических задач) (5 минут) (5-7 минут) словесный метод | Учитель организует проверку изученной на прошлом уроке темы. -Ребята, давайте с вами сначала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. - Сейчас мы с вами повторим основные понятия прошлой темы, совместно выполнив задания: 1. На слайде представлены утверждения, в которых допущена биологическая ошибка. Ваша задача внимательно прочитать эти утверждения, найти ошибку и произнести правильное высказывание. 1)При хирургических операциях, чтобы спасти жизнь пациенту, возможна пересадка любого органа от донора 2)Кровь разных людей имеет одинаковый биохимический состав 3) Люди, которые сдают свою кровь для переливания называются универсальными реципиентами. А те, котором переливают кровь – универсальными донорами 4)Резус –конфликт вызван переливанием резус- положительной крови человеку, который является универсальным реципиентом. Учитель организует проверку данного задания, задает уточняющие вопросы: 1)«А что произойдет, если не учитывать данный принцип?» 2)Учитель: «Назовите, какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь разных людей?» Учитель задает поясняющий вопрос: «Вспомните, в каком случае кровь будет несовместимой?» Назовите группы крови? 3)Учитель: «А кто может стать универсальным донором и реципиентом?» 4) Учитель: «А что такое резус- фактор?» 2.Решите биологические задачи. 1)В поликлинике была кровь I и III групп. У больного, потерявшего много крови, оказалась кровь II группы. Определите, кровь какой из имеющихся групп можно перелить больному? Объясните, почему? Учитель еще раз поясняет по схеме, почему при переливании подойдет первая, а третья группа несовместима со второй. 2)У Вити 4 группа крови, а у Маши и Никиты 2 и 3-я группы крови. Кому из реципиентов он смог бы помочь? Учитель организует диалог, в процессе которого еще раз закрепляются понятия: «универсальный донор», «универсальный реципиент» -Какие трудности вы испытали при подготовке домашнего задания? - Как можно избежать этих затруднений? - Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать свою группу крови? | - Мы изучали группы крови и резус фактор Учащиеся читают предложение, поясняют. 1 )При хирургических операциях нужно учитывать тканевую совместимость крови Учащиеся объясняю, что орган содержит чужеродные вещества и будет отторгнут пациентом 2)Кровь неодинакова по составу, она содержит агглютиногены и агглютинины Учащиеся испытывают затруднение. Учащиеся называют «Если в крови содержатся одноименные агглютиногены и агглютинины» Учащиеся называют посхеме группы крови и обозначают содержание агглютиногенов и агглютининов 3) Учащиеся поясняют «Человек который отдает свою кровь – донор, а тот, который принимает – реципиент» Учащиеся объясняют: «универсальный донор – человек , имеющий 1 группу крови, а универсальный реципиент – имеет 4 группу» 4) Учащиеся: «Резус конфликт может быть вызван при переливании резус отрицательному человеку резус-положительной крови» «Резус –фактор- это особый белок» - Учащиеся называют «При переливании подойдет 1 группа», но испытывают затруднение при объяснении причины. - Учащиеся поясняют: «Витя не может стать донором, так как его группу крови можно перелить человеку , имеющему 4 группой. Так как в 4 группе крови содержаться агглютиногены, одноименные агглютининам реципиента» - Учащиеся сообщают, что «сложно было объяснить причину переливания крови, не используя таблицу» - Учащиеся поясняют: «Нужно помнить схему переливания крови и таблицу содержания агглютиногенов и агглютининов» - Например, при травмах, чтобы не терять время на определение группы крови или можно помочь близкому человеку, который нуждается в переливании. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели для учителя: -Определить начальный уровень знаний о сердце человека - Создать условия для актуализации имеющихся знаний -вызвать интерес учащихся к получению новой информации - Создать условия для определения темы и цели урока Цели для обучающихся: - зафиксировать причину затруднения - под руководством учителя сформулировать тему и цель урока Словесный метод – подводящий к теме урока диалог | Учитель: «В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» Учитель задает вопросы: «О каком органе идет речь?» «У каких животных впервые в процессе эволюции появилось сердце?» Учитель: «Обратите внимание на слайд презентации, на котором изображена система кровообращения позвоночных животных. Вспомните и определите по иллюстрации, представителям какого класса принадлежат изображенные системы кровообращения?» Учитель «Назовите класс животных, с представителями которого сходна система кровообращения человека?» Учитель: «Давайте с вами определим, что общего в строении системы кровообращения человека и млекопитающих? Учащиеся называют, а учитель фиксирует высказывания учащихся, записывая на доске под словами «строение сердца» и «круги кровообращения» кратко высказывания детей «Давайте с вами вспомним, что вы знаете о строении сердца млекопитающих и движении крови по сосудам» Учитель: «Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Подумайте и задайте вопрос к каждому пункту, который у нас получился. Что бы вам хотелось узнать и уточнить?» Учитель: «В прошлом году мы с вами изучали общий принцип строения кровеносной системы разных позвоночных животных. Что, по вашему мнению, мы будем изучать сегодня на уроке?» «Человек, являясь млекопитающим, также имеет 4 камерное сердце и два круга кровообращения. Для понимания устройства своего организма человеку важно знать, как функционирует именно его сердце, как связаны круги кровообращения, какие сосуды образуют систему кровообращения» | - Учащиеся называют «Это сердце». «Оно впервые появилось у позвоночных животных» Учащиеся называют системы кровообращения рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих Учащиеся: «Поскольку человек является представителем класса млекопитающие, его система кровообращения сходна с представителями данной группы » Учащиеся называют, что у человека также как и у млекопитающих четырехкамерное сердце и два круга кровообращения Учащиеся называют: «Строение сердца»: 4 камеры, два предсердия и два желудочка «Круги кровообращения»: малый круг, по которому кровь идет к легким и возвращается к сердцу; большой круг, по которому кровь идет к органам и возвращается к сердцу Учащиеся называют: -«что отделяет предсердия от желудочков» - «почему в правой половине сердца венозная кровь, а в левой - артериальная» -«как называются кровеносные сосуды, образующие систему кровообращения человека» Учащиеся «мы будем изучать более подробно как устроена кровеносная система человека, его сердце и сосуды» |
Изучение нового материала Цели для учителя: -создать условия для самостоятельного усвоения нового знания учащимися - организовать работу учащихся в группах Цели для обучающихся: -под руководством учителя открыть новый способ действия с новой информацией - осмыслить новую информацию, соотнести ее с имеющимися знаниями - зафиксировать новый способ действия в схематичной форме Фронтальная и групповая работа Метод: частично- поисковый; словесный- диалог; практический- работа со схематичными, табличными данными | -Итак, чтобы ответить на выделенные нами вопросы, предлагаю объединиться в группы и обратиться к учебнику. На выполнение задания 10 минут. Каждая группа учащихся выполняет задание на карточках, учитель организует фронтальную проверку его выполнения, задает уточняющие вопросы: Инструктивная карточка для 1 группы: Таблица. Строение стенки сердца Задание. Прочитайте статью учебника «строение сердца» заполните таблицу Слои стенки сердца | Особенность строения | Выполняемая функция | | | | | | | | | | Учитель дополняет ответы учащихся, объясняя, что наружный слой сердца называется эпикард, средний- миокард, а внутренний - эндокард Таблица. Строение сердца человека Задание. Заполните таблицу, указав под цифрами соответствующие клапаны сердца, а под буквами – названия камер сердца или кровеносных сосудов В | Г | Е…предсердие | Ж…предсердие | 1 | 2 | Д…желудочек | З… желудочек | 3 | 4 | А | Б | Инструктивная карточка для 2 группы: Фазы сердечного цикла | Продолжительность | Состояние створчатых клапанов | Состояние полулунных клапанов | Сокращение предсердий (систола предсердий) | | | | Сокращение желудочков (систола желудочков) | | | | Расслабление (диастола) | | | | Учитель комментирует ответы учащихся. «Ребята, как вы считаете, почему сердце человека не устает и работает на протяжении всей жизни?» Инструктивная карточка для 3 группы: Таблица. Круги кровообращения. Задание. Прочитайте текст учебника, заполните таблицу. Признаки сравнения | Малый круг | Большой круг | От какой камеры сердца начинается? Какой кровью она заполнена? | | | Какой сосуд несет кровь от сердца? | | | Какой сосуд несет кровь к сердцу? | | | В какой камере сердца заканчивается? | | | Какой кровью она заполнена? | | | Учитель организует проверку задания, задает уточняющие вопросы, корректирует ответы учащихся, напоминает, что при определении камер сердца по рисунку необходимо руководствоваться принципом противоположному зеркальному отражению. | Учащиеся выполняют задание и озвучивают по итогам его выполнения 1 группа: стенка состоит из 3 слоев: наружный (соединительнотканный), функция защитная; средний (мышечный), обеспечивает сокращение и расслабление внутренний (эпителиальный), выстилает полости предсердий и желудочков. Учащиеся сообщают, что под буквами обозначены А-легочная артерия Б-Аорта В-полые вены Г-легочная вена Ж-левое предсердие З-левый желудочек Е-правое предсердие Д-правый желудочек 2 группа: Фазы сердечной деятельности: систола предсердий – 0,1 секунда, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты сокращаются предсердия, Систола желудочков – 0,3 секунды, сокращаются желудочки, створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты Стадия диастолы – 0,4 секунды, это стадия расслабления, створчатые открыты, полулунные закрыты Учащиеся: «Потому что в работе сердца попеременно сокращаются предсердия и желудочки и есть стадия расслабления» Учащиеся «Малый круг начинается от правого желудочка, который заполнен венозной кровью, по легочной артерии кровь идет к легким, становится артериальной и по легочной вене возвращается, впадает в левое предсердие. Большой круг начинается от левого желудочка, по аорте кровь идет к органам и возвращается в сердце, впадая в правое предсердие, заполненное венозной кровью» В процессе выполнения задания учащиеся испытывают затруднение при определении правой и левой половины сердца. |
Первичная проверка понимания изученного Цели для учителя: -Создать условия для первичного закрепления изученного материала Цели для обучающихся: - применить новый способ действия и проверить по образцу Фронтальная Методы: наглядный, словесный, | Учитель: «Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили, как устроено сердце человека, как оно работает, изучили круги кровообращения. На слайде презентации вы видите иллюстрации. Ваша задача, назвать то, что обозначено под соответствующими цифрами» Учитель демонстрирует слайды презентации, организует фронтальную работу учащихся, комментирует ответы , задает уточняющие вопросы. Слайд 1: Строение стенки сердца (обозначены слои: эндокард, миокард, эпикард) Учитель отмечает, что названия слоев стенки сердца имеет латинское происхождение mio– от латинского «мышца», endo- «внутри», эпикард от греческого ,epy – «на, снаружи» Слайд 2: Строение сердца в разрезе (обозначены аорта, левое предсердие, правое предсердие, левый желудочек , правый желудочек, легочная вена, легочная артерия, створчатые клапаны, полулунные клапаны) Учитель направляет, комментирует ответы учащихся Слайд 3:Круги кровообращения (обозначена схема малого и большого круга кровообращения, в схеме пропущены звенья. Необходимо дополнить схему, указав какая кровь заполняет камеры сердца и сосуды) | Обучающиеся комментируют представленные иллюстрации На слайде 1 называют слои сердца6 внешний, внутренний и наружный, называют тип ткани, которой они образованы , но испытывают затруднение при назывании терминой эпикард, эндокард, миокард На слайде 2 обучающиеся называют камеры сердца и сосуды На слайде 3 обучающиеся дополняют схему, называют камеры сердца и сосуды. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель для учителя: - создать условия для обобщения нового материала -организовать выполнение самостоятельной работы в парах Цель для обучающихся: -применяя новое знание выполнить задание Работа в парах Методы: словесный- обсуждение способа выполнения задания, практический | Учитель организует работу в парах, предлагает учащимся выполнить задание «Верите ли вы, что…» 1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево? 2. …в стенке сердца выделяют3 слоя? 3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца? 4. …створчатые клапаны расположены между желудочком и артериями? 5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой? 6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны? 7. …по легочной артерии течет артериальная кровь, а по легочной вене - венозная? 8…стадия систолы желудочков длится 0,1 секунд? 9. …правое предсердие заполнено артериальной кровью? 10… мощный мышечный слой имеет стенка сердца левого желудочка? | Учащиеся работают в парах |
Контроль и самоконтроль, коррекция Цель для учителя: -способствовать выявлению затруднений - устанавливать усвоение учащимися нового способа действия -организовать взаимопроверку учащимися выполненного задания Цель для обучающихся: - умение находить и исправлять ошибки - обосновать причины и следствия биологических процессов - осуществлять взаимопроверку Индивидуальная, парная Методы: практический, самоконтроля | Учитель организовывает проверку задания после его выполнения Учитель обращает внимание учащихся на затруднения, которые возникли при выполнении данного задания. Учитель обращает внимание обучающихся на рисунок, и отмечает, что название сосуда не отражает тип крови, который она несет. Потому что артериями называют сосуды, по которым кровь идет от сердца, а по венам кровь идет к сердцу. ( поэтому в малом круге по легочной артерии течет венозная кровь, а по легочной вене - артериальная) | Учащиеся обмениваются тетрадями, осуществляют взаимную проверку Учащиеся испытывают затруднение при определении типа крови, которая заполняет легочную артерию и легочную вену |
Подведение итогов урока, рефлексия Цель для учителя: - сообщить учащимся о домашнем задании - зафиксировать новое содержание урока -организовать рефлексию и самооценку Цель для обучающихся: -оценить свою работу на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности Фронтальная Методы: словесный – объяснение учителя, обобщающая беседа, метод анкетирования | Учитель: « Итак, ребята, подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня с вами узнали на уроке?» «Что было сложным и вызвало затруднение?» Учитель: «Ребята, оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой? Кому был понятен материал на уроке? Что нового вы узнали?» И в завершении урока в ваших тетрадях напишите следующие знаки: !! - если на уроке было всё понятно и интересно; ?! – если вам не всё было понятно, но интересно; 00 - если вам всё было непонятно и неинтересно. Учитель : «Все работали очень организованно и продуктивно. Домашнее задание на следующий урок прочитать параграф, обратить внимание на основные термины данной темы урока» | Учащиеся: «Сегодня мы изучили строение и работу сердца человека, рассмотрели движение крови по кругам кровообращения» Дети поднимают руку, большинство оценивают свою работу на уроке положительно. |