kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Строение и работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема изучается  в программе курса «Биология» по учебнику  И.В.Романова, И.Б.Агафоновой «Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Дрофа, 2008».   Данный урок является  четвертым в изучении темы «Кровь и кровеносная система». Данная тема рассчитана на 11 часов. На уроке формируются знания  о строении и работе сердца, закрепляются знания о составе кроки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Строение и работа сердца" »

Урок биологии (9 класс)


Тема урока «Строение и работа сердца»

Данная тема изучается в программе курса «Биология» по учебнику И.В.Романова, И.Б.Агафоновой «Биология. Человек. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Дрофа, 2008». Данный урок является четвертым в изучении темы «Кровь и кровеносная система». Данная тема рассчитана на 11 часов. На уроке формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания о составе кроки.

Содержание урока обеспечивает оптимальный объем знаний по данной теме для обучающихся с умственной отсталостью. Передача информации происходит небольшими «порциями», после чего идет ее проверка и коррекция (словом –«повтори», проговаривание хором, наглядность – рисунки, слайды, практические действия – «покажи»). Учитывая низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, урок предполагает частую смену видов деятельности – беседа, самостоятельная работа, слушание, которое чередуется с выполнением предложенных заданий, работа с иллюстрациями. Используются разнообразные методы обучения: словесные (рассказ, обучающая беседа, чтение текста учебника), наглядные (презентация, работа с иллюстрациями, моделью).

Строго соблюдается здоровьесберегающий режим на уроке – физкультминутка, соблюдение светового режима, соответствие мебели, дидактический материал (рисунки на слайдах имеют четкое изображение, без лишних «деталей»).



Цель: сформировать у обучающихся знания о строении и работе сердца

Задачи:

- познакомить с особенностями строения и работы сердца человека;

- развивать память, мыслительные процессы, внимание обучающихся;

- способствовать формированию у обучающихся сравнительных навыков при проведении наблюдений;

- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, интерес к изучению своего организма

Средства: учебник, рабочая тетрадь, объемная модель сердца человека, индивидуальные карточки-задания, презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка пройденного материала:

Фронтальная беседа:

  1. Сколько крови содержится в организме взрослого человека?

  2. Какие функции кровь выполняет в организме?

  3. Каков состав крови человека?

  4. Какое значение имеют клетки крови?

  5. Что такое иммунитет?

Индивидуальные задания на карточках

Название клеток крови

Особенности строения

Значение

Эритроциты

Содержат гемоглобин, разносят …

Белые, крупные, содержат ядра. Могут легко проникать через стенки сосудов.

Защитная - …

Тромбоциты

Красные кровяные пластинки


  1. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам:

  1. Вспомните и назовите, какие органы образуют кровеносную систему?

  2. Какой орган, по вашему мнению, является основным?

Учитель: Действительно, сердце является основным органом кровеносной системы. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. Ученые сравнивают сердце с насосом, который всю жизнь перекачивает кровь.

Слайд 2 История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. «Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» - говорил У. Гарвей.

Слайд 3 Ученые подсчитали, что за год сердце делает 40 млн. ударов, а за 75 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки. За сутки сердце перекачивает более 7 тыс. л. Крови. Недаром говорят: «Сердце – это жизнь». Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Почему сердце работает всю жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить его строение и как оно работает.


4.Изучение нового материала

1. Самостоятельное чтение по учебнику (с. 92) материала «Расположение сердца в грудной полости». Беседа по прочитанному:

Слайд 4 - Где располагается сердце?

Слайд 5 - Какова форма сердца?

- Каковы примерные размеры сердца человека? (сжимают кулак)

- Сколько примерно весит сердце взрослого человека?

2. Рассказ учителя: «Строение сердца».

Слайд 6 Сердце человека четырехкамерное, разделено сплошной перегородкой на две половины – правую и левую. Правая и левая половины сердца полностью изолированы друг от друга. Каждая половина состоит из 2-х камер: верхней – предсердия и нижней – желудочка.

Задание: найти на рисунке 87 предсердия и желудочки.


Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой через широкие отверстия. Эти отверстия могут закрываться и открываться с помощью специальных створчатых клапанов. Эти клапаны устроены таким образом, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому в сердце кровь движется только из предсердий в желудочки.

Задания: - показать по рисунку, в каком направлении движется кровь в сердце

От желудочков отходят крупные сосуды. При сокращении сердца в них поступает кровь. Между желудочками и сосудами находятся полулунные клапаны. Они имеют вид карманов, открытых в сторону сосудов. Когда кровь под давлением попадает из желудочка в сосуд, клапаны наполняются кровью. Подобно наполненным карманам, они расширяются и препятствуют обратному току крови. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в сосуды.

Задания: - найти и показать на рисунке 87 створчатые и полулунные клапаны

- Куда движется кровь из желудочков?


Сердце человека работает непрерывно в течение всей жизни человека. В начале урока прозвучал вопрос «Почему сердце работает всю жизнь?». Давайте узнаем, почему наше сердце работает всю жизнь? (поддержание интереса, внимания обучающихся).

Слайд 7 Дело в том, что оно работает в определенном ритме. Основная работа сердца – перекачивать кровь по сосудам. Сокращаясь, сердце нагнетает кровь в сосуды.

Один цикл сердечного сокращения состоит из 3 последовательных событий:

  1. Сокращение предсердий, перекачивание крови в желудочки

  2. Сокращение желудочков, перекачивание крови в сосуды

  3. Пауза, предсердия и желудочки расслабляются – сердце отдыхает. В это время сердце восстанавливает свою работоспособность.

В среднем сердце человека сокращается 60 – 75 раз в минуту. Частота сердечных сокращений зависит от состояния человека. При физической нагрузке сердце сокращается чаще, а во время сна замедляется.


Физкультминутка «Пальминг». Слайд 8

Потрите ладони до тепла и наложите на глаза крест-накрест, таким образом, чтобы ладони прикрывали глаза. Ладони плотно прилегают к лицу, но не давят на глазные яблоки. Посидите так несколько минут, пока перед глазами перестанут бегать красные мушки, плавать светлые полоски, и в глазах воцарится полная темнота.


5.Обобщение материала. Работа с объемной моделью сердца человека.

Обучающиеся по очереди выходят и выполняют задания:

- Найди и покажи на модели правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.

- Сравни толщину стенок предсердия и желудочков. Почему стенки желудочков сердца толще, чем стенки предсердий? (в случае затруднений – наводящие вопросы учителя)

- Найди на модели створчатые клапаны. Попробуй объяснить, как они работают.

- Найди на модели полулунные клапаны. Попробуй объяснить, как они работают.

- Покажи на модели, их каких последовательных событий состоит каждый цикл сердечного сокращения.


  1. Закрепление знаний.

  1. Самостоятельное чтение основных положений урока на странице 94 учебника.

  2. Биологический диктант с опорой на информацию в учебнике с последующей проверкой. Слайд 9


1

2

3

4

5

6

7

-

+

-

+

-

+

+

  1. Сердце человека трехкамерное.

  2. Сердце человека состоит из двух предсердий и двух желудочков.

  3. Сердце располагается в грудной полости справа.

  4. Из предсердий кровь поступает в желудочки

  5. Между предсердиями и желудочками полулунные клапаны.

  6. Из желудочков кровь поступает в сосуды.

  7. После сокращений предсердий и желудочков наступает пауза, когда сердце отдыхает.

7.Подведение итогов урока

1. Формулирование выводов по уроку.

2. Оценка знаний, активности обучающихся на уроке.

8. Домашнее задание – дифференцированное Слайд 10

1. Повторить материал учебника c. 92 - 94 (наиболее успешно обучающимся ученикам – подготовиться к рассказу о строении сердца по объемной модели)

2. Выполнить задания № 56,57 на с. 35 в рабочей тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Строение и работа сердца"

Автор: Трачук Наталья Михайловна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация для урока в 8 классе "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-dlia-uroka-v-8-klassie-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "249953"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997113"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(28) "stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421071111"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку биологии 8 класс "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiiakurokubiologhii8klassstroieniieirabotasierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "260953"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449053574"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "урок биологии 8 класс "Строение и работа сердца" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-biologhii-8-klass-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "108716"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403812224"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства