Просмотр содержимого документа
«Состав костей человека»
Тема: Химический состав костей, внутреннее строение костей
Цель: формирование у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся понятий об особенностях строения, а так же о свойствах
Воспитательная: способствование формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Развивающая: развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, работа в группах,
ХОД УРОКА
Вводно-эмоциональный момент
Каждый из нас знает о существовании костей в нашем теле. В художественной литературе тоже часто встречается описание черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.
У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела. Костная ткань - мужчины 15,1%; женщины 15,9%. В скелете человека из 206 костей 85 парных, 36 непарных. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопросы:
- От чего зависит прочность кости?
- Костная ткань – живая или нет?
2. Активизация знаний учащихся
Фронтальный опрос
- Ребята, что такое опора? (Поддержка)
- Что поддерживает опорно-двигательная система? (Тело человека)
- Какие изгибы имеет позвоночник и какие функции он выполняет. (Шейный и поясничный лордозы - вперед, грудной и крестцовый кифозы – назад. Связано с вертикальным положением тела и выполняет функцию в ослаблении различных ударов, сотрясений и т.д.).
3. Изучение новой темы урока
1) «Химический состав кости»
а) значение органических веществ
б) значение неорганических веществ
2) Внутреннее строение костей
1. Организационный момент (приветствие учителя)
1 слайд
Вопрос к классу:
– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система) – Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)
Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».
Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.
1. Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
2. Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
4. Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
2 слайд
Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:
Форма костей
Трубчатые длинные
Короткие трубчатые
Плоские
Смешанные
Примеры
Плечевая, бедренная
Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев
Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина
Позвонки, кости основания черепа
3 слайд
Строение трубчатой кости
– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.
4 слайд
– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность) – За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы) Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.
5 слайд
Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.
Демонстрация опыта.
При прокаливании кости органические вещества обугливаются. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках. После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.
– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)
– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
6 слайд
Внутреннее строение костей
– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости? Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
– Посмотрите фрагмент фильма.
7 слайд
– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении? – При переломах за счет чего происходит восстановление костей?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.
4. Закрепление
а) прием горячий стул
б) задания на критическое мышление (работа в парах)
Задание №1
Определите, какие существуют типы костей.
Типы костей
По строению По длине
Плоские Трубчатые КороткиеДлинные
Лопатка Кости конечностей Позвонки Ребро
Грудина Фаланги пальцев Берцовая кость
Задание №2
. Определите, что показано на рисунке, что можно сказать о структуре кости молодого организма и пожилого организма?
Задание №3
- Рассмотрите рисунок «Возрастные изменения состава кости»
Младенческий возраст Зрелый возраст Пожилой возраст
Органические Вода Минеральные соли
соединения
- Какой вывод можно сделать по возрастному составу кости?
в) прием «верные и неверные утверждения»
У человека примерно 220 костей?
У новорожденного костей гораздо больше?
Все кости покрыты надкостницей?
Грудная клетка образует тазовые кости, кости предплечья?
Костная ткань - это живая ткань?
В черепе могут быть соединения суставы?
Надкостница содержит кровеносные сосуды?
Позвонки относятся к трубчатым костям?
Органические вещества – это минеральные соли?
Вода входит в состав костей?
У ребенка больше неорганических веществ?
Позвонки, кости основания черепа – это смешанные кости?
Костная ткань это – разновидность мышечной ткани?
Кости защищают внутренние органы от травм?
С возрастом уменьшается содержание неорганических веществ?
Рефлексия
Ученикам даны карточки сигнальные карточки
Домашнее задание
№ 22,23
Разработка открытого урока по биологии
на школьном семинаре: «Использование эффективных методов и приемов в работе со слабоуспевающими учащимися».