kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав костей человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

 1) «Химический состав кости»

а) значение органических веществ

б) значение неорганических веществ

2) Внутреннее строение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав костей человека»

Тема: Химический состав костей, внутреннее строение костей

Цель: формирование у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся понятий об особенностях строения, а так  же о свойствах

Воспитательная: способствование формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Развивающая: развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, работа в группах,

ХОД УРОКА

  1. Вводно-эмоциональный момент

Каждый из нас знает о существовании костей в нашем теле. В художественной литературе тоже часто встречается описание черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела. Костная ткань - мужчины 15,1%; женщины 15,9%. В скелете человека из 206 костей 85 парных, 36 непарных. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопросы:

- От чего зависит прочность кости?

- Костная ткань – живая или нет?

2. Активизация знаний учащихся

Фронтальный опрос

- Ребята, что такое опора? (Поддержка)

- Что поддерживает опорно-двигательная система? (Тело человека)

- Назовите отделы скелета. (Головной отдел, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, верхние конечности, тазовый пояс, нижние конечности)

- Какие изгибы имеет позвоночник и какие функции он выполняет. (Шейный и поясничный лордозы - вперед, грудной и крестцовый кифозы – назад. Связано с вертикальным положением тела и выполняет функцию в ослаблении различных ударов, сотрясений и т.д.).

3. Изучение новой темы урока

1) «Химический состав кости»

а) значение органических веществ

б) значение неорганических веществ

2) Внутреннее строение костей

1. Организационный момент (приветствие учителя)

1 слайд

Вопрос к классу:

– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

 

Трубчатые длинные

Короткие трубчатые

Плоские

Смешанные

Примеры

Плечевая, бедренная

Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев

Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина

Позвонки, кости основания черепа

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос:  Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических. 
 У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

– Посмотрите фрагмент фильма.

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.


4. Закрепление

а) прием горячий стул

б) задания на критическое мышление (работа в парах)

Задание №1

Определите, какие существуют типы костей.


Типы костей


По строению По длине





Плоские Трубчатые Короткие Длинные

Лопатка Кости конечностей Позвонки Ребро

Грудина Фаланги пальцев Берцовая кость

Задание №2

. Определите, что показано на рисунке, что можно сказать о структуре кости молодого организма и пожилого организма?

Задание №3

- Рассмотрите рисунок «Возрастные изменения состава кости»

Младенческий возраст Зрелый возраст Пожилой возраст

Органические Вода Минеральные соли

соединения

- Какой вывод можно сделать по возрастному составу кости?

в) прием «верные и неверные утверждения»

  1. У человека примерно 220 костей?

  2. У новорожденного костей гораздо больше?

  3. Все кости покрыты надкостницей?

  4. Грудная клетка образует тазовые кости, кости предплечья?

  5. Костная ткань - это живая ткань?

  6. В черепе могут быть соединения суставы?

  7. Надкостница содержит кровеносные сосуды?

  8. Позвонки относятся к трубчатым костям?

  9. Органические вещества – это минеральные соли?

  10. Вода входит в состав костей?

  11. У ребенка больше неорганических веществ?

  12. Позвонки, кости основания черепа – это смешанные кости?

  13. Костная ткань это – разновидность мышечной ткани?

  14. Кости защищают внутренние органы от травм?

  15. С возрастом уменьшается содержание неорганических веществ?


Рефлексия

Ученикам даны карточки сигнальные карточки

Домашнее задание

№ 22,23







































Разработка открытого урока по биологии

на школьном семинаре: «Использование эффективных методов и приемов в работе со слабоуспевающими учащимися».



в 8-Д классе

учитель: Бурнашева З.Ш.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Состав костей человека

Автор: Бурнашева Земфира Шаукатовна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок по биологии "Соединение костей" 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-po-biologhii-soiedinieniie-kostiei-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "149630"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420271000"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "урок "Состав костей""
    ["seo_title"] => string(19) "urok_sostav_kostiei"
    ["file_id"] => string(6) "361069"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479729174"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока по теме: "Первая помощь при ушибах, переломах, растяжениях,  вывихах""
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-po-tiemie-piervaia-pomoshch-pri-ushibakh-pierielomakh-rastiazhieniiakh-vyvikhakh"
    ["file_id"] => string(6) "305274"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457890826"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей"
    ["seo_title"] => string(83) "piervaia-pomoshch-pri-rastiazhienii-sviazok-vyvikhakh-sustavov-pierielomakh-kostiei"
    ["file_id"] => string(6) "306239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458070308"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Подготовка к зачету по опорно - двигательной системе"
    ["seo_title"] => string(57) "podghotovka-k-zachietu-po-oporno-dvighatiel-noi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "253535"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447605742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства