План урока составлен для проведения открытого урока в рамках месячника по предметам естественно-математического цикла.
Цель открытого урока: показать уровень знаний учащихся по изученному материалу; умение преподнести учителем новый материал, через педагогические технологии по которым работает; системность работы учителя и учащихся; формы работы учителя; поднятие мотивации к обучению у учащихся через разнообразные задания; взаимоотношения и взаимопонимание между учителем и учащимися; привитие интереса учащихся к предмету биология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чтобы выполнить это задание, мы отправимся в путешествие, с целью изучения этих растений.
Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития.
Человек долгое время путешествовал и заметил, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений:
Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. Многие растения из этого семейства вам уже знакомы. Вы встречались с ними в повседневной жизни, когда помогали готовить маме борщ, суп, собирать урожай. Чтобы убедиться, на сколько вы хорошо знаете их, проведем разминку “ Отгадай меня”.
О каком растении из семейства пасленовых идет речь?
"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют подземные видоизмененные побеги - клубни. Их называют вторым хлебом. Из них можно приготовить различные блюда ". (Картофель). (запись в данные)
Из истории (по карте)
Родина картофеля – берега Чили и Перу на материке Южная Америка (показать на карте). Здесь он возделывался в самом начале нашей эры. Когда картофель привезли в Европу (показать на карте), в каждой стране его называли по своему:
Но первое картошкино имя было папа – так ее называли индейцы в Южной Америке.
Петр I завез мешок картофеля в Россию из Голландии (показать на карте), долгое время это растение выращивалось лишь в царском огороде. В 1843 году царь Николай I издал указ о повсеместном внедрении картофеля в крестьянские хозяйства. Без разъяснения об употреблении картофеля, наблюдались массовые отравления, начались «картофельные бунты»
Итак, 1 вопрос.
Чем украшали прическу дамы в царском дворе?(Цветы картофеля).
2 вопрос.
Почему началось массовое отравление крестьян?
3 вопрос.
В этой посуде, среди других плодов, находится видоизмененный побег, на его поверхности находятся почки, большая часть находится на верхушке. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Этот видоизмененный побег используют при размножении. О чем идет речь?(Клубень). (запись данных)
Размножают картофель с помощью клубней или их частей. Сажают заранее пророщенные клубни в почву, когда она прогреется до 8 -10 градусов.
Есть сказка «Приключения Чиполино», где овощ, один из главных героев, его называют сеньор (Помидор)?(Томаты).
Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко, а французы — “помо д' амур” — яблоко любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.
Внимание. Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец).
Перец, картофель и табак привез из Америки в Европу Христофор Колумб (показать на карте). В России перец впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.
Какое растение называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Это растение называется Белена. Белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.
Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.
В медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. (запись данных)
Много ядовитых веществ содержат листья табака, который относится к семейству пасленовых.
Какое действие на организм оказывает курение?(Повреждение органов дыхания, разрушение кровеносных сосудов, сердца).
Особенно ядовит никотин. Курить для здоровья опасно! Курение подрывает здоровье человека. (обратить внимание на плакат)
Рефлексия.
Разминка – разгадка ребуса: виды плодов - ягода, коробочка.
1.Просмотр презентации:
А) по диаграмме записать формулу цветка растений семейства пасленовых
Б) проверить и дополнить запись данных о семействе пасленовых
Тема. «Строение цветка и плода растений семейства крестоцветных»
Ход работы.
1.Диаграмма – по формуле крестоцветных.
2.Виды плодов:
3.Значение растений семейства пасленовых в жизни человека:
- пищевые:
- кормовые:
-технические:
-ядовитые, лекарственные.
Итог урока.
Самооценка по критериям путеводителя – оценка учащихся.
Итоговое оценивание учителя – суммативное.
д/з – п 23- читать.
Отдел образования
Сандыктауского района
Уланская средняя школа
Открытый урок по биологии
Тема
6 класс
Провела: Г.А.Жаилганова
2014 год
Самоанализ урока.
Урок биологии в 6 классе. В классе 6 учащихся, на уроке присутствовали 5 учащихся, 1 отсутствовал по болезни. Учащиеся класса мотивированы к учебе.
Тема. Семейство пасленовые.
Цели: познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них; закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений; воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы; развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
В конце урока учащиеся должны показать результат: приобретения знаний о характерных признаках растений семейства пасленовые; приобретения навыков критического мышления; закрепления на практике материала новой темы; продолжения развития коммуникативных умений; приобретение навыков самооценивания по критериям.
Тип урока – стандартный. Методы урока – диалог, презентация, рассказ, практика, лабораторная работа. Формы урока – работа в группе, индивидуальная
Использованы на уроке материал и оборудование: компьютер; карты полушарий; гербарии; муляжи овощей и фруктов; ребусы, рабочие тетради и тетради для лабораторных работ.
Ключевые идеи урока: растения семейства пасленовых, строение, значение.
Начался урок с психологического настроя, для того чтобы определить настроение учащихся и мотивировать их к учебному процессу: показать смайликами «С каким настроением пришел на урок», по разминке «Что лишнее» определить результат урока: что получу в конце урока.
В течение урока прослеживалась межпредметная связь с историей, информатикой, математикой, географией, иностранными языками.
Урок построен по стадиям и с учетом возрастных особенностей. Стадия вызова – ознакомление с темой и целью урока, принятие правил урока, критерий оценивания (ОдО), задания по ранее изученному материалу, для проверки и закрепления знаний (КрМ). Стадия осмысления – изложение темы урока в форме путешествия, связанное с историей развития и распространения растений семейства пасленовые на Земле. Разминка «Загадки» по новой теме урока (ВО, УиЛ). Последний этап урока – рефлексия. Закрепление теории темы урока – дети работали в группе и индивидуально: разгадка ребуса, составление диаграммы Венна, установление соответствия муляжей овощей и фруктов по семействам и видам плодов демонстрация презентации (ИКТ, НПО, УиЛ, ТиО, КМ). Практика – закрепление теории выполнение лабораторной работы «Строение цветка и плода растений семейства пасленовые» индивидуально (НП, ТиО). Напоминание о критериях оценивания (ОдО) по листу оценивания. Итог урока – результат самооценивания по критериям (ОдО - суммативное), оценки ставятся согласованно.
Учащиеся делают для себя выводы с урока: Что нового узнали на уроке? Пригодится ли новая информация в жизни?
В течении урока при получении новой информации и выполнении заданий, высокий уровень мотивации к обучению проявлен у Некрестьян Анастасии, Жаилгановой Зарины и Сорокиной Даяны. Новый материал они освоили. Необходимо прорабатывать для учениц задания усложненного характера. Коляда Александр и Святославский Виктор, учащиеся с низкой мотивацией к обучению, допускали ошибки. Необходима дополнительная индивидуальная работа, для усвояемости ими материала урока.
Запись домашнего задания в дневники дана с пояснением.
Оценки за урок: «5»- 1, «4»-2, «3»-2.
Среднесрочное планирование по уроку биология в 6 классе
№
Тема и основные цели, и результаты обучения. Какие знания умения и понимания вы хотели бы сформировывать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков
Активные формы работы (ГР, ПР., ИР).
Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения
Как вы будете использовать ОдО/оценивание для обучения/
Как вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных)
Как Вы преодолеете барьеры при обучении
Как вы установите, что все ученики научились тому, что Вы запланировали, ожидали от них
1.
Урок биологии
Тема: Семейство пасленовые
Цели:
- познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них;
- закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений;
- воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
- развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать и уметь:
о характерных признаках растений семейства пасленовые; приобретения навыков критического мышления; закрепления на практике материала новой темы; продолжения развития коммуникативных умений; приобретение навыков самооценивания по критериям.
1.Разгадка ребуса
2.Активизация и постановка познавательной задачи
3. Изучение темы урока: путешествие – межпредметная связь, «Семейство пасленовые» ИКТ
4. Практическая часть урока: индивидуальная, работа в группе
5. самооценивание учащихся оценочными листами
6. Рефлексия – диалог: Что нового узнали на уроке? Пригодится ли новая информация в жизни?
1.Самооценивание наблюдение, (растет мотивация).
2.Формативное оценивание.
3.Словесное поощрение за достижения при выполнении заданий.