Разработка урока по биологии 7 класс "Отдел водоросли"
Разработка урока по биологии 7 класс "Отдел водоросли"
Тема урока «Группа отделов Водоросли» соответствует Программе основного общего образования по биологии под руководством Н.И.Сонина. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Представлен конспект урока биологии, построенного по технологии «Развитие критического мышления». Урок разработан со всеми требованиями ФГОС, прилагается технологическаякарта, инструктивная карточка по теме, бланк ответов учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии 7 класс "Отдел водоросли"»
Нурмухамедова Эльмира Салимовна
Стаж работы
5 лет
Квалификационная категория
соответствие
Предмет
Биология
УМК
Н.И.Сонин
Ф.И.О. автора учебника
Н.И.Сонин, В.Б.Захаров
Тема урока
«Группа отделов Водоросли»
Класс
7
Краткая характеристика класса
Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине достаточно высокая. В основном все учащиеся общительные, разговорчивые. В классе есть учащиеся, которые могут делать самостоятельные выводы, анализировать, мыслить. Ребята работоспособные. Владеют навыками самостоятельного умственного труда.
Пояснительная записка Тема урока «Группа отделов Водоросли» соответствует Программе основного общего образования по биологии под руководством Н.И.Сонина . Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Представлен конспект урока биологии, построенного по технологии «Развитие критического мышления». Урок разработан со всеми требованиями ФГОС, прилагается технологическаякарта, инструктивная карточка по теме, бланк ответов учащихся.
Технологическая карта урока по теме:
« Группа отделов Водоросли».
Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.
Предметные результаты:
– формироватьумение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.
Тип урока: Изучение нового материала.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.
Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?
Что мешает нам это сделать?
Что может нам помочь?
Часто ли мы вообще обращаем внимания на эти явления?
Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и научно обосновать его.
Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?
Как мы его называем в жизни?
Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление?
Давайте найдем объяснение этого природного явления. Так как мы будем выступать в роли ученых биологов, которые объясняют нам все явления живой природы, давайте спланируем нашу научную деятельность. Что мы должны поэтапно делать, чтобы достичь поставленной цели?
Высказывают свои предположения, обобщив которые делают вывод
Сформулировать гипотезу;
предположить
Самоопределение, смыслообразование(Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
II. Актуализация знаний
Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Теперь обратимся к нашему природному явлению.
Какой цвет приобрела вода?
Чем это можно объяснить?
Посмотрите на фотографию. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы вначале отгадаем загадку:
Растут они, дети понятно же где?
не на земле, а, конечно в воде
морские, бывают речные
не знаю еще какие
на дне аквариума и у нас росли
они зовутся просто……(водоросли)
-А эта среда благоприятна для растений?
-Первые растения появились в воде?
-Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока?
-Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока?
Давайте мы посмотрим на видеоролик, мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое.
на какие группы можно разделить водоросли?
Сейчас мы свами разберем строение водорослей, для этого вернемся к просмотру видеоролика.(просмотр ролика) Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.
Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки.
После просмотра выполним задание из инструктивной карты №1, «Строение хламидомонады».
А вот еще одна загадка природы, вспомните песенку из известного детского фильма про Буратино: «Затянулось бурой тиной???(гладь старинного пруда)
задание инструктивной карточки №2 «Строение многоклеточной водоросли» Итак, мы познакомились со строением водорослей. Сделайте вывод о строении.
Теперь мы свами разберем питание водорослей. Откроем учебник на странице 41, прочтем абзац. И выполним задание из инструктивной карточки № 3
Физминутка.
2.Беседа с учащимися.
Подведем итог нашей работы:
-фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.
- наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.
- в клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.
Но к обитанию на больших глубинах, куда солнечный свет не проникает, -такие водоросли питаются гетеротрофно.
Сейчас мы свами просмотрим следующий видеоролик, вы должны после просмотра проанализировать его.
Размножение водорослей.
Таким образом сделайте вывод, как размножаются водоросли.
учащиеся высказывают предположение.
Предположение: есть свет, вода и углекислый газ (воздух)
Учащиеся отвечают на вопрос.
узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
III. Проблемное объяснение нового материала
Цель этапа:обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.
Значение водорослей.
Экологическая роль как продуцентов органического вещества очень велика. Отдельные виды, попадая вместе с бактериями. На бесплодные субстраты, становятся пионерами их заселения. Оцените свою работу.
Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов.
Выставляют баллы за выполненную работу.
Выполняют задание производят взаимопроверку.
Одноклеточные и много клеточные
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа:проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Для закрепления материала предлагаю выполнить задание №4.
Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока. Оцените свою работу.
Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Какую цель мы ставили перед уроком?
--Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?
-Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения?
- Какие термины новые мы узнали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Оцените свою работу на уроке. У вас есть лист самооценки своей работы на уроке, заполните их. В них проставьте баллы, которые вы заработали на уроке за свою деятельность.
Вопросы:
Каков тип питания у хламидомонады?
Каков способ питания?
Если есть светочувствительный глазок, предположите, как пользуется им хламидомонада?
А если водоем затенен? (поглощает готовые органические вещества)
Каков тип питания при этом?
Высказывают свои предположения, обобщив материал урока. Заполняют лист самооценки.
Регулятивные УУД
1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
2.Развивать умения оценивать свою деятельность.
Домашнее задание
стр.40-44, погот. сообщение по желанию.
Инструктивная карточка к уроку по теме:
«Группа отделов Водоросли»
Задание №. 3«Питание растений».
Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.
Листок зеленый-
Труженик хваленый.
Лучик света он поймал
И в сахар упаковал.
О каком процессе говорится в данном стихотворении? Свой ответ
аргументируйте.
О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении ?
Ответы занесите в бланк ответов.
Задание №1. «Строение одноклеточных водорослей».
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какая водоросль изображена на рисунке?
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? Для работы используйте рисунок на стр.41.
Задание№2 «Строение спирогиры».
Какая водоросль изображена на рисунке? (для ответа используй рисунок на стр. 40)
Сравните строение хламидомонады и спирогиры. Что общего, в чем различия. Результаты занесите в бланк ответов.
Задание №4. «Выводы урока». Сформулируйте основные выводы урока. Для этого используйте представленные термины. Вставьте их в предложенные предложения, чтобы получилась законченная мысль.
Задание выполняется в бланке ответов
Максимальное количество баллов 3.
Задание №6. Водоросли это , т.к. имеют . В основе питания лежит процесс . Главная среда обитания . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и . Различают одноклеточные и многоклеточные водоросли, тело которых называют . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ,а выделяют .
Бланк ответов к теме: «Группа отделов Водоросли»
Максимальное количество баллов 5.
Задание №1. В бланке подпишите известные тебе части клетки хламидомонады.
Внимание. Сопоставьте свои ответы по рисунку в учебнике, за каждый правильный ответ поставьте балл.
Максимальное количество баллов за это задание 6 баллов.
Задание №3.
1.В процессе фотосинтеза поглощается _______________________и выделяется __________________________________.
2. Органические вещества в процессе фотосинтеза____________________________________________________________
3. Участвуют в процессе фотосинтеза вещества________________________________________________________________
4. В процессе дыхания поглощается ___________________________________и выделяется____________________________________________________________
5. Органические вещества в процессе дыхания__________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 1 балл. (общее количество 5 баллов)
Максимальное количество баллов 11.
Задание№5. Запишите термины.
Максимальное количество баллов 3.
Задание №6. Водоросли это , т.к. имеют . В основе питания лежит процесс . Главная среда обитания . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и . Различают одноклеточные и многоклеточные водоросли, тело которых называют . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ,а выделяют .