kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Строение и работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Цель: Изучить особенности  работы сердца.

Задачи:

образовательные: изучить строение сердца, сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле, раскрыть связь строения сердца с выполняемой функцией.

развивающие: формировать учебно–интеллектуальные навыки, умение работать с таблицами, моделями; учебно-коммуникативные навыки (общение друг с другом), умение делать выводы.

воспитательные: формировать убеждение о единстве и материальности окружающего мира, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: таблицы «Строение сердца», разборная модель сердца.

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)

1) Организационный этап.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Строение и работа сердца"»

Тема. РАБОТА СЕРДЦА

Цель: Изучить особенности работы сердца.

Задачи:

образовательные: изучить строение сердца, сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле, раскрыть связь строения сердца с выполняемой функцией.

развивающие: формировать учебно–интеллектуальные навыки, умение работать с таблицами, моделями; учебно-коммуникативные навыки (общение друг с другом), умение делать выводы.

воспитательные: формировать убеждение о единстве и материальности окружающего мира, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: таблицы «Строение сердца», разборная модель сердца.

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)

1) Организационный этап.

Учитель. Здравствуйте. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости и успеха.

Спасибо садитесь ребята. Вы готовы приступить к работе.

Ученики. Да.

2) Актуализация знаний.

Учитель. Давайте вспомним тему прошлого урока, о чем мы говорили.

Ученик. На прошлом уроке мы говорили о кругах кровообращения. Было индивидуальное задание подготовить сообщение и презентацию «Что полезно для здоровья сердца?»

Учитель. Правильно ребята. А сейчас, мне бы хотелось узнать, на сколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Давайте выполним несколько заданий.

Ребята это задание выполняется индивидуально.

Задание №1

Выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладываются отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Ключ к заданию №1.




Ребята, следующее задание, которое вы выполните в двух вариантах, встречается в ОГЭ по биологии, а именно это 12 задание в КИМе.

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)


Задание №2. Найдите на схеме, под какими цифрами обозначены перечисленные ниже части кровеносной системы:

1 вариант

А) Правое предсердие

Б) Верхняя полая вена

В) Створчатые клапаны

Г) Легочная артерия

Д) Межжелудочковая перегородка

2 вариант

Е) Левый желудочек

Ж) Нижняя полая вена

З) Полулунные клапаны

И) Легочные вены

К) Аорта



Ключ к заданию №2.

1 вариант

А -3 - Правое предсердие

Б - 2 - Верхняя полая вена

В- 4 - Створчатые клапаны

Г- 6 - Легочная артерия

Д - 9 – Межжелудочковая перегородка

2 вариант

Е - 5 - Левый желудочек

Ж - 8 - Нижняя полая вена

З - 1- Полулунные клапаны

И - 7 - Легочные вены

К - 10 - Аорта

(от 2-3 баллов)

Следующее задание. Вы должны ответить на вопросы и отгадать ключевое слово в кроссворде.

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)



1


П

У

Л

Ь

С

2





В

Е

Н

Ы

3





К

Р

О

В

О

О

Б

Р

А

Щ

Е

Н

И

Е

4



П

Р

Е

Д

С

Е

Р

Д

И

Е

5

Л

Е

Й

К

О

Ц

И

Т

Ы

6



А

Р

Т

Е

Р

И

И



  1. Ритмичное колебание стенок артерий./ПУЛЬС/

  2. Более крупные сосуды, по которым кровь оттекает от органов и тканей к сердцу/ВЕНЫ/

  3. Движение крови по сосудам и через сердце./КРОВООБРАЩЕНИЕ/

  4. Камера сердца./ПРЕДСЕРДИЕ/

  5. Белые клетки крови/ЛЕЙКОЦИТЫ/

  6. Сосуды, несущие кровь от сердца./АРТЕРИИ/

Получилось слово-СЕРДЦЕ - орган, обеспечивающий подачу крови ко всем клеткам организма.


3) Постановка темы цели и задач урока на тему работа сердца. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца.


Учитель. Ребята определите, что за звук?
- Это работает наше сердце.


Учитель: Ребята как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ученики. О работе сердца.

Учитель. Правильно ребята, давайте запишем в тетрадях тему урока «Работа сердца»

Какую же цель мы поставим перед собой?

Ученики. Изучить особенности работы сердца.

Постановка проблемы

Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд. раз.

За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4000 000 железнодорожных цистерн.

В чем же причина неутомимости нашего сердца?

- Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа.

- Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления? В чем же секрет неутомимости сердца человека?

И поможет нам в этом разобраться будущий врач кардиолог Кагиров Ибрагим ученик 2 класса.

Ибрагим, почему ты хочешь стать кардиологом, ведь эта работа очень ответственна. Да я знаю, я хочу помогать людям, делая операции, буду собирать разбитые сердца. Вот этим я и буду сегодня заниматься.

4) Усвоение новых знаний.

Учитель.

Что же ты расскажешь нам о сердце?

Ибрагим.
Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно.

Учитель. Ребята, у меня возникает вопрос.


Как вы думаете, почему сердце так называется? 
Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».

- А где расположено сердце?

Ученики. Расположено в середине грудной клетке между двумя легкими чуть левее.

Учитель. Правильно, сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме


- Каковы размеры сердца?

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Форма в виде конуса. Масса сердца - 300 грамм у мужчин и 250 грамм у женщин.

Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют

околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость.

    • Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?

(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки).

Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Учитель. И снова возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?

Давайте постараемся ответить на этот вопрос, выполнив не большую поисковую работу по учебнику. (стр150). Работа выполняется в парах.


Поисковая работа с текстом учебника

«Сердечный цикл»

Названия фазы
сердечного цикла

Продолжительность
фазы

Состояние
предсердий

Состояния желудочков

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Первая фаза

0,1 с

сокращаются

расслабляются

открыты

закрыты

Вторая фаза

0,3 с

расслабляются

сокращаются

закрыты

открыты

Третья фаза – пауза

0,4 с

расслабляются

расслабляются

открыты

закрыты

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся делают вывод.

Вывод. В течение одного сердечного цикла предсердия тратят на работу примерно 12,5 % времени сердечного цикла, а желудочки – 37,5 %. Остальное время, а это 50 %, сердце отдыхает. В этом секрет долголетия сердца, удивительной его работоспособности.


5) Физминутка зарядка для глаз

Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.

Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя (Андре́аса Веза́лийа)  Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии.

Ибрагим ты знаком с таким выдающимся ученым как Андре́ас Веза́лий.

Ибрагим. Конечно….
…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Везалия обвинили во вскрытии живого человека и приговорили к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Учитель. Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Ибрагим. Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, это называется автоматией т.е. сердце сокращается самопроизвольно. Вот такое удивительный орган сердце.

Но сердце не всегда работает одинаково. При волнении, физической работе, занятия спортом частота сердечных сокращений увеличивается, а во время сна – уменьшается.

Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинномозговые нервы. По парасимпатическим нервам поступают импульсы, замедляющие и ослабляющие сокращения сердца, а по симпатическим – учащающие и усиливающие их. Все изменения в работе сердца носят рефлекторный характер. Но не только нервная система влияет на работу сердца. На нее влияют и некоторые гормоны надпочечников. Например, адреналин усиливает частоту сердцебиения.

Ребята, когда может повышать адреналин в крови? Например, когда человек радуется.

Ибрагим. Все может быть и на оборот, если обидеть человека или ему разбить сердце, вот тогда тоже может усилиться работа сердца. Вот тогда я буду собирать их сердца. Вот как это (показывает собранное бумажное сердце).


Ребята хочу чтоб вы послушали слова назидания, которые написаны в 1890 - 1898 году казахским поэтом и мыслителем Абаем. Какова главная мысль этой сценки?


Сценка «Слово назидания».

/Тихо звучит музыка, и на её фоне раздаётся «стук сердца». Выходят Наука, Сила, Разум.

В центре сердца, по обе стороны от него - Разум и Сила. Наука, не закрывая их - впереди.

В руках у Разума книга. Грудь Сила украшает чемпионская лента и медаль. У сердца в руках модель сердца/

Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знанья. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духам. Значит, я всего нужнее людям.

Разум: Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я - благодарность и милосердие.

Я - нежность и твердость. Сердце - это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты - сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайну природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию, а повелителем для всех будет СОЛНЦЕ.

Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе волю. Для добрых дел оно не пожалеет себя, а от недобрых дел удержит.

Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

/Всё берутся за руки поднимают их вверх/



Так, что такое сердце?

Камень твёрдый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой.

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы.

Потому что нет ему покоя.

До всего есть дело.


Когда человеку до всего есть дело, то сердце его всегда «БОЛИТ». Но чтобы оно «правильно болело», мы хотим дать вам рекомендации. Пусть ваш организм никогда не имеет медицинских сердечных заболеваний.


6) Закрепление. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальные задания.

Продолжите предложение.

1.Сердце сокращается на протяжении всей жизни человека – во время работы, отдыха, сна. Обычно мы не думаем о нем, оно сокращается помимо нашего сознания. Мы не можем управлять функциями сердца.

2.Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинномозговые нервы. По парасимпатическим нервам поступают импульсы, замедляющие и ослабляющие и усиливающие их. Все изменения я в работе сердца носят рефлекторный характер.

Выберите правильное суждение.

Процесс движения крови в организме издавна интересовал ученых. Предполагались различные гипотезы, объясняющие образование крови и ее движение:

  1. Кровь образуется в сердце и расходится по кровеносным сосудам во все части тела, не возвращаясь обратно в сердце;

  2. Сердце – не кроветворный орган, а насос, двигатель крови; кровь течет от сердца к органам и обратно к сердцу по одним и тем же кровеносным сосудам;

  3. Английский медик В. Гарвей (XVII в.) считал, что сердце – насос, который гонит кровь в одни сосуды (артерии), а возвращается она от органов по другим сосудам (венам).

С какой гипотезой вы согласны?

Ответьте на вопросы.

    1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?

    2. Сколько времени работают предсердия?

    3. Сколько времени они отдыхают?

    4. Сколько времени работают желудочки?

    5. Сколько времени они отдых.

7) Итог урока.

Оцените свою работу на уроке на оценочном листе. Оценка за работу на уроке выставляется по баллам, которые вы сегодня заработали, выполняя каждое задание.

Критерий оценивания

Оценка

Количество баллов

«5»

15-17

«4»

11-14

«3»

13-10

«2»

Менее 9-ти

Оцените свою работу, и сдайте мне листы оценивания.


8) Д/задание. Стр.149-152, проработать вопросы в конце параграфа.

Приглашаются 5 учащихся к «Ромашке» для получения индивидуального домашнего задания:

1)    подготовить сообщение о правилах тренировки сердечнососудистой системы;

2)    подготовить сообщение на тему «Сердце спортсмена» ;

3)    изготовить модель сердца из предложенного материала (глина, пластилин);

4)    подготовить сообщение о профилактике сердечнососудистых заболеваний;

5)    подготовить сообщение о правильном питании при сердечнососудистых заболеваниях.


8)Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно

Учитель. Молодцы ребята.

Урок я хочу закончить словами: «Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!»

- Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания!





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Строение и работа сердца"

Автор: Кагирова Хава Руслановна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(28) "stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421071111"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Модульная программа и разработка уроков по ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(42) "modulnaiaproghrammairazrabotkaurokovpoobzh"
    ["file_id"] => string(6) "318518"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460609741"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Строение и работа сердца" "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "129233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648057"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока по биологии на тему "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-biologhii-na-tiemu-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "341030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472307067"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока на основе конструктивистской теории. "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-na-osnovie-konstruktivistskoi-tieorii"
    ["file_id"] => string(6) "121509"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413987043"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства