kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии на тему "Строение и работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о строении сердца; сформировать поня­тие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии на тему "Строение и работа сердца"»

Биология 8 класс


Тема урока: Строение и работа сердца

Цель: сформировать представление о строении сердца; сформировать поня­тие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Задачи:

Образовательная: Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.

Развивающая: развивать интеллектуальные качества детей: биологическую речь, внимание, мышление, интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение оценивать и беречь свое здоровье

Оборудование: разборная модель сердца, таблицы с изо­бражением строения сердца, сердечного цикла.

Тип урока: комбинированный урок (для него характерно использование элементов различных технологий: самостоятельной работы, работы в группах, дифференцированный подход к учащимся, игровые моменты, высокий темп и др). 

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции.

Прогнозируемый результат: проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог

Ход урока

I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

II. Изучение нового материала.

        1. Расположение, форма, величина сердца, строение сердца.

С особенностями его строения познакомимся в ходе групповой работы с учебником.

Класс делится на 3 группы, каждой из которой дается задание:

1-я группа: положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? Размеры сердца (отчет группы оформляется другими группами в виде краткого конспекта в тетрадь).

Примерный ответ: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека. Название происходит от слова «середина».


2-я группа: строение сердца, определение правой и левой стороны (объяснение сопровождается заполнением таблицы в тетрадь)


правое предсердие

левое предсердие

правый желудочек

левый желудочек

Перикард – околосердечная сумка

Эпикард – наружная оболочка

Миокард – сердечная мышца

Эндокард – внутренняя оболочка


3-я группа: клапаны сердца ( рассказ сопровождается составлением схемы)

Клапаны сердца

(образованы эндокардом)


Створчатые полулунные

(между предсердиями и желудочками) (между желудочками и артериями)

3-ств. 2-ств. прав.жел→лег.арт лев.жел→аорта

прав.пред. лев.пред.

/// //

прав.жел. лев.жел.

        1. Особенности сердечной мышцы. Автоматизм сердца.

Объяснение учителя.

Сердце – это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. Посмотрите на эти цифры (приложение 1), какую огромную работу выполняет сердце, а ведь это мышечный орган. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

В миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Эти клетки обладают автоматией - способностью самопроизвольно возбуждаться, то есть вырабатывать электрические импульсы.


Местонахождение:

особые мышечные клетки правого предсердия

3. Сердечный цикл.

Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.


Задание: рассмотрите по рисунку фазы работы сердца и за­полните таблицу «Сердечный цикл».

Отделы сердца

Продолжи­тельность ра­боты (с)

1-я фаза

2-я фаза

3-я фаза

  1. Предсердия

  2. Желудочки

  3. Створчатые клапаны

  4. Полулунные клапаны






Вопросы по таблице классу:

1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдых
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

Переходим к изучению следующего вопроса плана.

4. Регуляция сердечных сокращений.

Объяснение учителя с последующим составлением схемы

Регуляция работы сердца


нервная гуморальная

симпатический отдел ↑ адреналин, соли Са ↑

парасимпатический отдел ↓ ацетилхолин, соли К ↓

Таким образом, сердце сокращается: 70-75 раз в минуту, 100 тыс. раз в сутки, 40 млн. в год, 2,5 млрд. раз за 80 лет.

  1. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа:

- Благодаря каким особенностям строения и функционирова­ния сердце может работать, не уставая, всю жизнь?

- Сколько и какие камеры имеет сердце?

- Какие клапаны есть в сердце?

- Из каких слоев состоит стенка сердца?

- Что такое автоматия?

- Какие фазы составляет сердечный цикл?


Задание: используя рис. 53 учебника, конспект на модели сердца найти и показать: правую и левую стороны сердца, камеры сердца, клапаны, сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце.

Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнкего человека и, исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

  1. Отдыхали мышцы желудочков сердца? (50 лет)

  2. Отдыхали мышцы предсердий? (70 лет)

  3. Были закрыты створчатые клапаны? (30 лет)

  4. Были закрыты полулунные клапаны? (50 лет)


  1. Итог урока

Задание на дом:



Приложение 1

Сердце

За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более

7 тыс. л. крови, по затрачиваю Е, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.

За год делает 40 млн. ударов.

За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по биологии на тему "Строение и работа сердца"

Автор: Цыганская Юлия Юрьевна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 341030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по физике для 9 класса по теме "Звуковые волны" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-fizikie-dlia-9-klassa-po-tiemie-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "111387"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407420527"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Модульная программа и разработка уроков по ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(42) "modulnaiaproghrammairazrabotkaurokovpoobzh"
    ["file_id"] => string(6) "318518"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460609741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Строение и работа сердца" "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "129233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общая характеристика Насекомых. Многообразие. Лабораторная работа №4 "
    ["seo_title"] => string(76) "obshchaia-kharaktieristika-nasiekomykh-mnoghoobraziie-laboratornaia-rabota-4"
    ["file_id"] => string(6) "158198"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421693403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства