kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии "Внешнее строение рыб и их приспособленность к среде обитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию знаний учащихся о взаимосвязи внешнего строения организма и среды обитания; воспитывает осознанное, бережное отношение к природе, а также способствует формированию прчинно-следственных связей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "Внешнее строение рыб и их приспособленность к среде обитания"»

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания.

Учитель биологии МБОУ «Гимназия 3 18 имени И.Я. Илюшина»

Тарыгина Галина Анатольевна

Программа и УМК коллектива авторов под руководством В.В. Пасечника. Биология 7 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.

Задачи:

  1. формирование знаний о взаимосвязи внешнего строения организма и среды обитания,

  2. уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, аргументировано отвечать на поставленные вопросы,

  3. воспитание осознанного, бережного отношения к природе, воспитание позитивного отношения к совместному труду.

Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: Энциклопедии издательства «Аванта», чешуя рыб, лупа, муляж рыбы, компьютер, проектор.


1.Проверка домашнего задания.

Учитель.

На предыдущем уроке мы изучали тему «Тип Хордовые». Давайте вспомним

-Какие животные относятся к типу Хордовые?

-На какие подтипы делится тип Хордовые?

-Назовите наиболее существенное отличие ланцетника от беспозвоночных животных.

-Дайте характеристику подтипу Позвоночные.

Ответы учащихся.

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем говорить о представителях позвоночных животных.

Иногда о человеке говорят «Чувствует себя как рыба в воде».

-Как вы понимаете это выражение?

Ответы учащихся: хорошо, комфортно, привычно и т.д.

-Почему рыбам комфортно в воде?

Ответы учащихся: умеют плавать, дышать в воде, они приспособились и т.д.

-Что значит приспособились?

Ответы учащихся: умеют жить в воде и т. д.

Учитель:

-Как вы думаете, мы говорим о рыбах, об их приспособленности к жизни в воде. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Ответы учащихся, учитель выслушивает, корректирует и совместно с учащимися озвучивает тему урока: «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания» (слайд)


Видеофрагмент о рыбах (1 минута)


2. Изучение нового материала.

Учитель:

Примерно 450 млн. лет назад появились первые рыбы. Они были плохими пловцами, т.к тело их было покрыто панцирной чешуей (слайд). В настоящее время на земле насчитывается около 20 тысяч видов рыб.

В зависимости от строения, питания, размножения, образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные рыбы (слайд-схема), запись схемы в тетрадь.

-Давайте попробуем найти отличия одного класса от другого. Для этого откроем учебник параграф 21, раздел «Хрящевые рыбы». Прочитайте характеристику Хрящевых рыб.

Ответы учащихся по характеристике Хрящевых рыб и далее Костных (слайды)

Учитель:

Рыбы освоили все водные просторы. Не только моря, но и пресные водоемы: от высокогорных водоемов до глубин океана. Не обитают рыбы только в Мертвом море, т.к. высокая соленость воды не пригодна для жизни организмов. Приспособленность к жизни в воде возникла у рыб в процессе длительного эволюционного развития.

Ваша задача, используя данные энциклопедий доказать, как в результате сложных изменений и превращений, которые продолжались миллионы лет, возникли приспособления у рыб к жизни в водной среде. Помогут вам в работе инструктивные карточки (приложение)

Работать будем по группам: 1 группа – работает по теме «Форма тела рыб», 2 группа – «Окраска рыб», 3 группа – «Органы передвижения рыб».

После работы учащихся в группах подводятся итоги каждой группы, а затем учитель, озвучивая результаты, делает общий вывод «Приспособленность раб к среде обитания» (слайд).

Учитель:

Чешуя рыбы – это своеобразный паспорт рыбы. По ней, как по годичным кольцам можно определить возраст рыбы. Это предстоит вам выяснить в ходе лабораторной работы «Изучение чешуи рыб». Поможет в работе инструктивная карточка (приложение)

По окончании работы подводятся итоги.

-У кого получилось изучить чешую рыбы?

-Какого типа чешуя рыбы?

-Сколько лет было рыбе, с которой была взята чешуя?

Учитель:

3.Давайте подведем итоги нашей работы.

-Какие приспособления рыб к среде обитания мы можем назвать?

Ответы учащихся. Итоги фиксируются в тетрадях (слайд)

Приспособленность рыб к среде обитания.

  1. Обтекаемая форма тела

  2. Покровительственная окраска

  3. Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)

  4. Боковая линия

  5. Развитие органов передвижения (плавники)

  6. Наличие плавательного пузыря


4.Рефлексия.

Учитель:

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

-Все ли было понятно сегодня на уроке?

-Какая работа на уроке вызвала затруднения?

-Какая работа на уроке показалась вам наиболее интересной?

-Какое настроение у вас после урока?


5.Домашнее задание:

Параграф 21, вопросы (устно), рис. 83 – в тетрадь, по желанию – сообщение по теме «Значение рыб в природе и жизни человека»


6.Подведение итогов урока, выставление оценок.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Инструктивная карточка №1

Рассмотрите раздел энциклопедии «Живой мир» с.24-25 «Форма тела» и ответьте на вопросы.

  1. Вода плотнее воздуха. Какую форму тела должны иметь рыбы, активно передвигающиеся в толще воды? Есть ли четкое разделение туловища на отделы?

  2. Какая форма тела характерна для рыб, живущих около дна? Почему? Приведите примеры.

  3. У камбал, скатов глаза расположены на верхней части головы, а не по бокам её. В связи с чем у этих раб развились такие особенности строения?

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.



Инструктивная карточка №2

Рассмотрите раздел энциклопедии «Тайны живой природы» с.12-13 «Значение окраски» и ответьте на вопросы .

Окраска рыб очень разнообразна. Она в значительной степени зависит от цвета воды и цвета дна.

  1. Сформулируйте общую закономерность окраски рыб, обитающих на небольших глубинах.

  2. Как окраска зависит от глубины обитания?

  3. Какие факторы могут влиять на своеобразность окраски различных видов рыб.

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.



Инструктивная карточка №3

Рассмотрите раздел энциклопедии «Живой мир» с 24 «Плавание», с.25 «Жизнь группами» и ответьте на вопросы.

  1. С помощью каких органов происходит передвижение рыб в воде?

  2. Что еще, кроме обтекаемой формы тела, наличия плавников способствует более легкому передвижению рыб в воде?

  3. Что образует покров рыб?

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.



Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Изучение чешуи рыб»


  1. С помощью лупы рассмотрите чешую рыбы.

  2. Найдите на ней кольца. Рассмотрите их.

  3. Определите, к какому типу относится чешуя (смотрите приложение №1)

  4. Определите возраст рыбы, с которой была взята чешуя (смотрите приложение №2)

  5. Зарисуйте чешую в тетрадь, обозначьте на рисунке кольца, запишите возраст рыбы, с которой взята чешуя.

































Инструктивная карточка №1

Рассмотрите раздел энциклопедии «Живой мир» с.24-25 «Форма тела» и ответьте на вопросы.

  1. Вода плотнее воздуха. Какую форму тела должны иметь рыбы, активно передвигающиеся в толще воды? Есть ли четкое разделение туловища на отделы?

  2. Какая форма тела характерна для рыб, живущих около дна? Почему? Приведите примеры.

  3. У камбал, скатов глаза расположены на верхней части головы, а не по бокам её. В связи с чем у этих раб развились такие особенности строения?

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.



Инструктивная карточка №2

Рассмотрите раздел энциклопедии «Тайны живой природы» с.12-13 «Значение окраски» и ответьте на вопросы .

Окраска рыб очень разнообразна. Она в значительной степени зависит от цвета воды и цвета дна.

  1. Сформулируйте общую закономерность окраски рыб, обитающих на небольших глубинах.

  2. Как окраска зависит от глубины обитания?

  3. Какие факторы могут влиять на своеобразность окраски различных видов рыб.

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.



Инструктивная карточка №3

Рассмотрите раздел энциклопедии «Живой мир» с 24 «Плавание», с.25 «Жизнь группами» и ответьте на вопросы.

  1. С помощью каких органов происходит передвижение рыб в воде?

  2. Что еще, кроме обтекаемой формы тела, наличия плавников способствует более легкому передвижению рыб в воде?

  3. Что образует покров рыб?

  4. Сделайте общий вывод из выбранной информации.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Изучение чешуи рыб»


  1. С помощью лупы рассмотрите чешую рыбы.

  2. Найдите на ней кольца. Рассмотрите их.

  3. Определите, к какому типу относится чешуя (смотрите приложение №1)

  4. Определите возраст рыбы, с которой была взята чешуя (смотрите приложение №2)

  5. Зарисуйте чешую в тетрадь, обозначьте на рисунке кольца, запишите возраст рыбы, с которой взята чешуя.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тарыгина Галина Анатольевна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка урока по биологии на тему "Класс рыбы" (Лабораторная работа) "
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-po-biologhii-na-tiemu-klass-ryby-laboratornaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "166545"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422972364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства