Опорный план-конспект урока.
Белов А.А., учитель биологии МБОУ «СОШ с. Кривандино». Класс - 6Б. Дата: 07.12.2015
Тема:
Зимние явления в жизни растений на примере Шатурского края
Цель: изучить изменения в живой природе в связи со сменой времени года (зима).
Задачи:
Обучающая:
Воспитательные:
воспитывать понимание взаимосвязи всего живого в природе,
учить активному экологическому поведению (исследователя и охотника).
Развивающие:
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание приспособлений разных типов животных к окружающей среде;
- рассмотреть взаимосвязь живых существ друг с другом и с неживой природой;
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- составлять рабочие схемы урока (дневник наблюдений);
- работать с информационными текстами;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с различной информацией.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый, объяснительный.
Информационно-технологические ресурсы: компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь, бланк дневника наблюдений, листы с самостоятельными работами, бланк самооценки.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я рад вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствует гость. Не волнуйтесь, я уверен, что мы с вами плодотворно поработаем.
Проверка домашнего задания. Повторение.
У кого есть вопросы по домашнему заданию?
Слайд 2. У меня есть листы с заданиями, которые вам нужно выполнить, но задания эти различаются по форме: тесты, таблица «соотнеси одно с другим» и творческое задание, ответ на который надо написать самим. Выбирайте.
1 задание. Тест. 2 варианта. Прил. 1.
2 задание. Дополни таблицу. 2 варианта. Прил. 2.
3 творческое задание. 2 варианта. Прил. 3.
Проверим выполнение заданий. Поменяйтесь листочками.
Слайды с правильными ответами – 3,4,5,6.
Разбираем вопросы. У кого нет ни одной ошибки – поднимите руки. У кого одна-две ошибки? У кого – больше двух?
Постановка цели и мотивация.
Знаете ли вы, почему сменяются времена года на нашей планете?
Вы знаете, что наша планета вращается вокруг Солнца, а ещё вокруг чего?
Правильно, вокруг своей оси, именно из-за этого меняются сезоны. Живая природа приспосабливается к этим переменам. Что меняется в природе осенью? У животных? У растений? Какой смысл в том, что делают растения, например, зачем сбрасывают листву? А рыбы? Насекомые? Зимой их не видно, но это вовсе не значит, что они умирают – иначе не осталось бы ничего живого.
Я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Какое нынче время года? Значит, у нас будет зимняя экспедиция. Что можно исследовать в зимнем лесу? Зимние явления в живой природе. Это и будет целью нашей экспедиции. А на что конкретно мы можем изучить? Растения – можем? А животных? А ещё? Значит, мы попробуем изучить жизнь растений и животных зимой. Слайд 7
Творческое применение знаний.
У вас на столах лежат дневник наблюдений. Подпишите его. По ходу урока вы должны аккуратно вносить в неё увиденное и услышанное вами от меня или одноклассников, чтобы потом сделать вывод и поделиться им с ребятами и мной.
Дневник наблюдений.
Первое задание. Слайд 8. Объединитесь в пары и прочитайте дневник биолога Алексея Смирнова, который в эти выходные ходил в лес и сделал для нас записи. Он пишет о каком царстве? – Растения. Вам нужно прочесть текст и в дневник записать самое основное, буквально три предложения.
Физкультминутка.
Вижу, что вы утомились. Выйдите из-за парт.
Давайте с вами попробуем изображать разных зимних животных. Я буду называть разных животных: медведь (спит), волк (бежит), дятел (стучит, летит), белка (прыгает).
И ещё немного движений: как сова осматривает свои владения (поворот головы), поворот туловища. Покажите ещё 2 упражнения.
Второе задание. Другой исследователь, Майа Лукашина, приготовила для нас красочный видеофрагмент, в котором расскажет как готовятся, а значит и как проводят зиму разные звери. Слушайте внимательно, запоминайте и записывайте в ваш дневник коротко новые сведения о природе. Слайд 9.
№ | Живое сообщество | Какие изменения мы видим |
1 | Растения Травы, кустарники, деревья | Примерный ответ: Растения зимой впадают в состояние покоя, их жизнь замедляется, но не останавливается. Крахмал превращается в масла и сахара. Деревья сбрасывают листья, изменяется цитоплазма клеток, чтобы не замёрзнуть. Под снегом возможна жизнь, растут травы. |
Физкультминутка. |
2 | Крупные животные Медведь, волк, заяц, белка | Примерный ответ: Звери готовятся к зиме по-разному, некоторые готовят берлогу и спят там до весны, другие – меняют шерсть на более густую. Нередко и цвет шерсти меняется на белый – легче укрыться от хищников. |
4 | Птицы Тетерев, дятел, грачи, ласточки | Примерный ответ: Такие птицы как ласточки и грачи улетают в тёплые страны, другие, такие как тетерева и дятлы – строят себе гнёзда и делают запасы. |
5 | Насекомые, амфибии и пресмыкающиеся Комары, жуки и бабочки. Лягушки, ящерицы и тритоны | Рассказ учителя. В видео вы уже видели как живут зимой разные звери, а что же с насекомыми? Моллюски проводят зиму, зарывшись в ил. Поглубже в норы, вырытые в земле, забираются осы, шмели, тарантулы. Насекомые зимуют под опавшими листьями, под мхом, а некоторые – под корой деревьев. Слайд 10 Хвостатый тритон, постоянный житель пруда, осторожно пробирается на берег, к корням деревьев и зимует там среди мха или в земляных норах. Готовится к зиме и другое население прудов и рек. Лягушки спрятались в ил, а рыбы стаями уходят на глубину. Спят зимой карпы, сомы, щуки, караси, осетры, белуга и другие. В глубоком оцепенении держатся они у самого дна ям, в прудах и реках, не двигаясь и не принимая пищи. Некоторым рыбам и зима нипочём. Белорыбица, жирный налим зимы не страшатся. Всем известно выражение: «Где раки зимуют?» А где они, действительно зимуют? Раки залезают в вырытые ими норки в стенке берега и лежат всю зиму, прикрыв вход в свою квартиру клешнёй. Змеи и ящерицы в начале октября заползают в мох и норы под корнями деревьев и спят там до апреля. |
Теперь нам, как учёным нужно сделать вывод. Как вы думаете какой?
Вывод: разные живые организмы по-разному приспосабливаются к зиме: растения впадают в состояние покоя, животные: одни – в спячку, другие - меняют шерсть и готовятся всю зиму охотиться и бороться с непогодой.
Дать время на доработку отчётов
Домашнее задание. Слайд 12. В качестве домашнего задания, я даю первому ряду – объединиться в команду и подготовить рассказ и презентацию о том, как охотиться в лесу. Вторая команда, второй ряд – как построить жильё в зимнем лесу. Третий ряд – как живут рыбы зимой.
Рефлексия. Слайд 13.
Оцените, пожалуйста себя и урок заполнив лист самооценки. Подчеркните нужное.
Благодарю за урок. Можете быть свободны.