I. Организаци онный. | «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола» Винсон Браун Так и нам на сегодняшнем уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме «Характеристика, многообразие, значение покрытосеменных растений». | Р | Индивид | Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение) Оценивание для обучения и оценивание обучения Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Управление и лидерство в обучении Использование ИКТ в преподавании Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Обучение критическому мышлению |
II. Мотивация | 1. Объясните, как вы понимаете, слова натуралиста В.Брауна? 2. Перечислите цветковые растения, которые, по вашему мнению, играют важнейшую роль в природе и жизни человека. 3. Проблемный вопрос: Большинство растений, названные вами, относятся к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, почему им можно отнести к отделу Покрытосеменные или Цветковые? Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и плода. Запись темы урока в тетради. Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения. Задачи урока: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными; познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений. | Р ПП ИП НО | Фронтал |
III. Изучение н/м | 1. Общая характеристика покрытосеменных растений. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они преобладают на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ. Проблемный вопрос: Где же они встречаются? В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов); Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях; Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные. (Слайд № 2) Давайте вспомним, почему Голосеменные растения относятся к высшим растениям и их особенности? Имеют корень, стебель, листья (видоизменены в иголки – хвоинки); образуют семена; семя «лежит» открыто на чешуе шишки; опыление происходит с помощью ветра; для оплодотворения не нужна вода; в основном древесные формы (можжевельник – кустарник). Самостоятельная работа с материалом учебника параграфа 21 на страницах 73 – 74 под редакцией к. Кайыма по заданию: Какие признаки имеют покрытосеменные растения? Слайд № 3) Прием «Микрофон» (ответы детей) Проверьте себя. Всё ли мы назвали? Признаки Покрытосеменных растений: наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями; семяпочка защищена завязью; образуют плод; ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций; быстрый обмен веществ; приспособленность к обитанию в различных экологических условиях; гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка; опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими, самоопыление; ярусность в лесу; жизненные формы: деревья, кустарники и травы; по продолжительности жизни: одно-, двух- и многолетние растения. Самостоятельная работа в группах по заданию: 1 и 3 группы – чем отличаются покрытосеменные и голосеменные растения друг от друга. 2 и 4 группы – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Проверка: (Слайд № 4) Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных признаки | голосеменные | покрытосеменные | Семя | семя «лежит» открыто на чешуе шишки. | семяпочка защищена завязью | Цветок | не образуют цветы | наличие цветков | Ткани | в древесине сосуды не развиты | ткани приспособлены к выполнению своих функций | 4. Опыление | опыление происходит с помощью ветра | опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающим, самоопыление | 5.Жизненные формы видеоролик | только древесные формы | деревья, кустарники и травы. | Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений (Слайд № 5). 1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья 2. Образуют семена. 3. Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдыми структурами (кедровый орех). 2. Классификация покрытосеменных растений (Слайд № 6-7) Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений, а к Однодольным – 50 тыс. видов растений. Работа в группах по заданию: используя материал ученика параграфа 21 на страницах 74- 76, заполните и обсудите характерне признаки классов Двудольные и Онодольные (слайды 8-16): Признак | Класс Двудольные растения | Класс Однодольные растения | 1. Зародыш семени | | | 2. Жизненные формы | | | Корневая система | | | 4. Листья | | | 5. Край листа | | | 6. Жилкование | | | 7. Околоцветник | | | 8. Части цветка | | | 9. Опыление | | | 10. Семейства | | | Таблица «Характерные признаки классов Двудольные и Онодольные»: Признак | Класс Двудольные растения | Класс Однодольные растения | 1. Зародыш семени | 2 семядоли  | 1 семядоля  | 2. Жизненные формы | Деревья, кустарники и травы | В основном травы | Корневая система | Стержневая к.с.  | Мочковатая к.с.  | 4. Листья | листья простые или сложные   | листья простые  | 5. Край листа | цельный и изрезанный   | цельный  | 6. Жилкование | перистое и пальчатое   | параллельное и дуговое   | 7. Околоцветник | двойной  | простой  | 8. Части цветка | кратно 4 или 5   | кратно 3  | 9. Опыление | преимущественно насекомыми | опыление преимущественно ветром | 10. Наличие камбия | имеют камбий | не имеют камбий | 10. Семейства | Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др. | Злаковые, Луковые и Лилейные и др. | Просмотр видеофайла «Многообразие двудольных растений» | Р ПП ИП НО ИП Р ИП НО Р ИП НО НО | Работа в парах Работа в парах Работа в группах Работа в группах Коллект |
IV. Закрепление | Работа с гербарием. Учащиеся работают в парах. Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные. 2.Прием «Биологичекая разминка» Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных (1 вариант) и классу Двудольных растений (2 вариант): 1. Главный корень хорошо выражен. 2. Мочковатая корневая система. 3. Травянистые, реже деревянистые растения. 4. Растения имеют камбий 5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием 6. Зародыш с двумя семядолями 7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием 8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается 10. Стержневая корневая система 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные 12. Цветы трехчленные Взаимопроверка. Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11 | Р НО Р | Работа в парах Индивид |
V. Подведе ние итогов | Сегодня мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения. 1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям; 2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям; 3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными. На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений. Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся. | Р | Коллект | |