kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка поурочного материала "Биосинтез белка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтез белка (трансляция) является самым сложным из биосинтетических процессов: он требует очень большого количества ферментов и других специфических макромолекул, общее количество которых, видимо, доходит до трёхсот. Часть из них к тому же объединены в сложную трёхмерную структуру рибосом. Но несмотря на большую сложность синтез протекает с чрезвычайно высокой скоростью (десятки аминокислотных остатков в секунду). Процесс может замедляться и даже останавливаться ингибиторами-антибиотиками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка поурочного материала "Биосинтез белка"»

Урок. Биосинтез белков в живой клетке.



Цели:

  • Изучить процессы транскрипции и биосинтеза белка, познакомить учащихся с генетическим кодом.

  • Развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

  • Воспитывать уважение к уникальности живых существ.

Оборудование: компьютерное приложение к учебнику “Общая биология”, набор напечатанных карточек, таблица “Биосинтез белка”, таблица “Нуклеиновые кислоты”.

Алгоритм урока I. Оргмомент. II. Актуализация знаний.

При работе учащимся предлагается таблица “Нуклеиновые кислоты”.

1. Учащимся предлагаются вопросы:

  • В чем проявляется индивидуальность каждого организма? (У каждого своя ДНК, гены и белки).

  • Каково строение ДНК? (Две цепи полимеров закрученные в спираль, мономером является нуклеотид).

  • Что такое нуклеотид? Какие виды нуклеотидов вам известны? (Мономер, имеющий в составе азотистое основание, дезоксирибозу и остаток фосфорной кислоты. В ДНК четыре азотистых основания комплементарных друг другу: аденин – тимину, цитозин – гуанину).

  • Какова функция ДНК? (Хранение наследственной информации).

  • Как кодируется информация в ДНК? (Последовательностью нуклеотидов).

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа, чтение текста.

Идет изучение свойств генетического кода.

2. Вопросы на понимание.

  • Что такое триплет? (Сочетание трех нуклеотидов).

Термин – триплет, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

  • Что такое избыточность кода? (64 сочетания кодируют 20 аминокислот).

  • Что такое специфичность кода? (Один триплет соответствует только одной аминокислоте).

  • Что означает универсальность кода? (Код одинаков для всех организмов).

Учащие самостоятельно находят ответы на вопросы в учебнике и на доске, по мере изучения, прикрепляются на магниты карточки с напечатанными терминами, и получается следующая схема:

Схему учащиеся записывают в тетрадь по ходу работы.

3. На экран выводится таблица генетического кода.

С помощью таблицы учащиеся обучаются расшифровывать генетический код. Работа с таблицей.

4. Первичное понимание.

Вопросы:

- Найдите, какая аминокислота зашифрована следующим сочетанием – ГТА, ГАГ, ЦТА? (Гистидин, Лейцин, Аспарагин).

5. Постановка проблемы: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре, передается в клетку для синтеза белка?(проблема выписана на доске заранее, но закрыта от учащихся)

Гипотеза (выдвигают дети): информацию должна передать и-РНК, при этом расшифровать ее.

На доске появляется запись:

- учащиеся конспектируют её в тетрадь, по ходу урока запись будет пополняться.

6. Акцент на таблицу “Биосинтез белка”

Объяснение учителя: рисунки в таблице и в учебнике отражают процесс биосинтеза белка только в статичной форме. После этого переход к работе с движущейся моделью.

7. Работа с моделью “Транскрипция” (видеоролик из учебника).

По ходу показа видеоролика идет объяснение синтеза и-РНК.

Термин “Транскрипция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

К схеме на доске добавляется надпись:

 

 

8. Работа с моделью “Биосинтез белка” (видеоролик из учебника)

При работе с моделью учащимся предлагается:

а) просмотр ролика;

б) выдвинуть свои гипотезы, происходящего на экране.

После этого преподаватель исправляет возможные ошибки учеников. При этом вводится понятие “трансляция”.

 



К схеме на доске добавляется:

Термин “трансляция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

9. Возврат к проблеме: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре передается в клетку для синтеза белка?

Вывод. По матрице ДНК в процессе транскрипции строится иРНК, которая переносит информацию в цитоплазму, где на рибосомах происходит ее расшифровка и построение белка. Вывод записывается в тетрадь.

IV. Закрепление.

В качестве закрепления учащимся предлагается решить задачу.

  1. Дан участок правой цепи ДНК:

Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц

Постройте фрагмент белка зашифрованного в левой цепи гена:

.

Ответ к задаче заранее выписывается на доску, но скрыт от учащихся.

  1. После решения выполняется самопроверка. Правильно решившие задачу учащиеся получают оценку в журнал.

  2. Идет рефлексия. Сколько человек справились с работой? Что вызвало затруднение?

  1. Дома.

Учащимся предлагается задача на карточках обратная той, что была решена в классе.

Построить фрагмент ДНК, кодирующий данный участок белка:

VI. Закрепление.

В качестве закрепления предложить сильным ученикам озвучить видеоролики транскрипции и биосинтеза белка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка поурочного материала "Биосинтез белка"

Автор: Сивостьянова Ирина Владимировна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка поурочного материала "Биосинтез белка"(9 класс)"
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-pourochnogho-matieriala-biosintiez-bielka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "278240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453047143"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав "Биосинтез белка""
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-pourochnogho-matieriala-na-tiemu-vnutrienniaia-srieda-znachieniie-krovi-ieio-sostav-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "278222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453046248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства