Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав "Биосинтез белка"
Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав "Биосинтез белка"
Цели:
Изучить процессы транскрипции и биосинтеза белка, познакомить учащихся с генетическим кодом.
Развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Воспитывать уважение к уникальности живых существ.
Синтез белка (трансляция) является самым сложным из биосинтетических процессов: он требует очень большого количества ферментов и других специфических макромолекул, общее количество которых, видимо, доходит до трёхсот. Часть из них к тому же объединены в сложную трёхмерную структуру рибосом. Но несмотря на большую сложность синтез протекает с чрезвычайно высокой скоростью (десятки аминокислотных остатков в секунду). Процесс может замедляться и даже останавливаться ингибиторами-антибиотиками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав "Биосинтез белка"»
Урок. Биосинтез белков в живой клетке.
Цели:
Изучить процессы транскрипции и биосинтеза белка, познакомить учащихся с генетическим кодом.
Развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Воспитывать уважение к уникальности живых существ.
Оборудование: компьютерное приложение к учебнику “Общая биология”, набор напечатанных карточек, таблица “Биосинтез белка”, таблица “Нуклеиновые кислоты”.
Алгоритм урока I. Оргмомент. II. Актуализация знаний.
При работе учащимся предлагается таблица “Нуклеиновые кислоты”.
1. Учащимся предлагаются вопросы:
В чем проявляется индивидуальность каждого организма? (У каждого своя ДНК, гены и белки).
Каково строение ДНК? (Две цепи полимеров закрученные в спираль, мономером является нуклеотид).
Что такое нуклеотид? Какие виды нуклеотидов вам известны? (Мономер, имеющий в составе азотистое основание, дезоксирибозу и остаток фосфорной кислоты. В ДНК четыре азотистых основания комплементарных друг другу: аденин – тимину, цитозин – гуанину).
Какова функция ДНК? (Хранение наследственной информации).
Как кодируется информация в ДНК? (Последовательностью нуклеотидов).
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа, чтение текста.
Идет изучение свойств генетического кода.
2. Вопросы на понимание.
Что такое триплет? (Сочетание трех нуклеотидов).
Термин – триплет, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
Что такое избыточность кода? (64 сочетания кодируют 20 аминокислот).
Что такое специфичность кода? (Один триплет соответствует только одной аминокислоте).
Что означает универсальность кода? (Код одинаков для всех организмов).
Учащие самостоятельно находят ответы на вопросы в учебнике и на доске, по мере изучения, прикрепляются на магниты карточки с напечатанными терминами, и получается следующая схема:
Схему учащиеся записывают в тетрадь по ходу работы.
3. На экран выводится таблица генетического кода.
С помощью таблицы учащиеся обучаются расшифровывать генетический код. Работа с таблицей.
5. Постановка проблемы: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре, передается в клетку для синтеза белка?(проблема выписана на доске заранее, но закрыта от учащихся)
Гипотеза (выдвигают дети): информацию должна передать и-РНК, при этом расшифровать ее.
На доске появляется запись:
- учащиеся конспектируют её в тетрадь, по ходу урока запись будет пополняться.
6. Акцент на таблицу “Биосинтез белка”
Объяснение учителя: рисунки в таблице и в учебнике отражают процесс биосинтеза белка только в статичной форме. После этого переход к работе с движущейся моделью.
7. Работа с моделью “Транскрипция” (видеоролик из учебника).
По ходу показа видеоролика идет объяснение синтеза и-РНК.
Термин “Транскрипция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
К схеме на доске добавляется надпись:
8. Работа с моделью “Биосинтез белка” (видеоролик из учебника)
При работе с моделью учащимся предлагается:
а) просмотр ролика;
б) выдвинуть свои гипотезы, происходящего на экране.
После этого преподаватель исправляет возможные ошибки учеников. При этом вводится понятие “трансляция”.
К схеме на доске добавляется:
Термин “трансляция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.
9. Возврат к проблеме: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре передается в клетку для синтеза белка?
Вывод. По матрице ДНК в процессе транскрипции строится иРНК, которая переносит информацию в цитоплазму, где на рибосомах происходит ее расшифровка и построение белка. Вывод записывается в тетрадь.
IV. Закрепление.
В качестве закрепления учащимся предлагается решить задачу.
Дан участок правой цепи ДНК:
Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц
Постройте фрагмент белка зашифрованного в левой цепи гена:
.
Ответ к задаче заранее выписывается на доску, но скрыт от учащихся.
После решения выполняется самопроверка. Правильно решившие задачу учащиеся получают оценку в журнал.
Идет рефлексия. Сколько человек справились с работой? Что вызвало затруднение?
Дома.
Учащимся предлагается задача на карточках обратная той, что была решена в классе.
Построить фрагмент ДНК, кодирующий данный участок белка:
VI. Закрепление.
В качестве закрепления предложить сильным ученикам озвучить видеоролики транскрипции и биосинтеза белка.