kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок проводится в 7-8 классах по учебнику В.В.Серебрякова с применением ИКТ. В методической разработке представлен план-конспект урока усвоениея новых знаний и презентация к нему. На уроке обучающиеся познакомятся с разнообразием Ракообразных, особенностями их строения, средой обитания, рассмотрят классификацию, ваыяснят значение ракообразных в природе и жизни человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека»

Тема: Разнообразие Ракообразных, их роль в природе и жизни человека.

Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
Задание:
• Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания.
• Рассмотреть классификацию ракообразных..
• Определить значение ракообразных в природе и жизни человека.
•Творчески и интересно провести время

Основные понятия: отряды Десятиногие, Равноногие, Ветвистоусые, Веслоногие, Листоногие, Карпоеды.
Оборудование и материалы: плакаты с изображением ракообразных, раздаточный материал для работы учащихся, учебник биологии для 8 класса, схемы, рисунки, таблицы, мультимедийная доска, видеосюжеты, презентация
Форма организации учебной деятельности: классный урок.
Тип урока: усвоение новых знаний.
                                              Ход урока

 
I.Организационный момент. Приветствие участников. Объявление темы и цели урока.  Доброго всем дня! Я рада видеть всех на нашем уроке
 II Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

 1) Метод «Мозговой штурм»
1. Какие отделы имеет тело рака? (головогрудь и брюшко).
2. Сколько пар ходильных ног у рака? (пять)
3. Какой формы сердце рака? (Формы пятиконечного мешочка)
4. В какой части тела рака размещены протоки выделительных
желез? (На голове)
5. Каким способом размножаются раки? (Метание икры)
6. Где зимуют речные раки? (В норе)
7. Сколько живут речные раки? (20-30 лет)
8. Сколько раз в год линяет речной рак? (1-2 раза)
9. Органы дыхания рака. (Жабры)
10. Органы обоняния рака. (Длинные усики)
11. Кровеносная система рака. (Незамкнутую)
12. Пищеварительная система рака. (Пища переваривается в желудке, который состоит из двух отделов)


2) Составьте логическую цепочку «Пищеварительная система речного рака»

Ротовое отверстие→ глоткапищевод желудок → кишечник анальное отверстие


III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

... Такое количество ног, такие средства передвижения - и все это для того, чтобы двигаться назад! Ф.Кривин

В народе говорят, пятится как рак. Как это можно объяснить? Своеобразный вид нашего нового знакомого рака, привел к общеизвестному недоразумению, где у него глаза и почему двигаясь, он ползет не вперед, а пятится назад. Это непонимание способствовало появлению оригинальной легенды о том, почему у рака глаза оказались не на том где нужно, месте.

Рак все время просил у Бога, чтобы Господь дал ему такие огромные глаза, как у вола. Господь дал ему маленькие глазки. - Их можно прицепить разве что сзади, - сказал обиженный рак. Господь оставил раку маленькие глаза, но заставил двигаться вперед хвостом, и получилось так, будто глаза у рака позади.

Проблемные вопросы: Как вы думаете, имеет ли рак родственников? Похожи они на известного нам речного рака? Где их можно встретить? Какие они и кто они, сегодня мы узнаем на уроке. Итак, тема нашего урока ...
Слайд 1
Тема: Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.

Слайд 2,3,4
Задание: Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания. Рассмотреть классификацию ракообразных. Определить значение ракообразных в природе и жизни человека. Творчески и интересно провести время.

IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Слайд № 5,6,7

В мире насчитывают более 50 тыс. Ракообразных, которых можно встретить там, где даже не ждешь. Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в мир ракообразных. Класс заранее был разделен на четыре группы. В каждой группе были выбраны консультанты. Каждая группа получила задание. Подготовить презентацию. Определить особенности строения и жизнедеятельности представителей определенного отряда. Их значение в экосистемах. 4 группы: 1) отряд Десятиногие; 2) отряд Ветвистоусые; 3)отряды Листоногие, Веслоногие ; 4)отряды Равноногие, Карпоеды
Сегодня мы с вами - группа исследователей, решили выяснить все о представителях класса Ракообразные: сколько их, где они живут и что собой представляют. Для этого мы совершим небольшое путешествие, во время которого и изучим представителей ракообразных.

Слайды №8-12 Отряд Десятиногие.
Наиболее известный отряд Десятиногие. Тело (дл. 0,3-80см) различной формы, делится на головогрудь и брюшко, на голове 2 пары усиков и глаза, имеют 5 пар ходильных ног. В Черном море обитают несколько видов раков-отшельников. Молодые рачки, которые только вылупились из яиц, находят брюхоногих моллюсков с ракушками соответствующих размеров, убивают и съедают хозяина, а свое брюшко прячут в опустевшую раковину.
А теперь посмотрите на этот удивительный экземпляр - краб-невидимка. Невидимка - потому, что увидеть его среди водорослей практически невозможно. Этот худощавый, длинноногий краб - мастер маскировки. Он аккуратно рассаживает на своем панцире мелкие кустики водорослей. Так и бродит незамеченным в своем «маскхалате».Креветки распространенные во всех морях и океанах, встречаются в некоторых пресных водоемах. Наибольшее видовое разнообразие - в тропических морях. Встречаются в Черном и Азовском морях.
Палеонтологи обнаружили окаменелые останки креветки, которая жила на планете около 360 млн. лет назад. Таким образом, эта находка стала древнейшей среди ископаемых видов десятиногих.

Слайди№13-14 Отряд Ветвистоусых
Группа древних и примитивных ракообразных, насчитывает около 1500 видов. Тело (дл. 0,1-10мм) делится на голову и туловище, частично или полностью, покрытое двустворчатым хитиновым щитком. Антенулы небольшие, антенны (усики) хорошо развиты, двуветвистые с щетинками, служат для плавания. Распространены преимущественно в пресных водоемах.Представителями ряда являются дафнии. Их размеры очень невелики: тело (1-3мм) дафнии заключено в полупрозрачную двустворчатую ракушку. Дафнии плавают с помощью второй пары усиков, скачкообразно (за это их называют еще "водяными блохами»). На их голове расположены два сложных и один простой глаз. Питание фильтрационное. Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, потому, что является основной кормовой базой многих
водных организмов, это корм для рыб аквариума, это объект изучения.

Слайд№15 Отряд Листоногие Тело этих больших раков (длиной до 5 см) покрыто большим щитом.
Щитни обычно живут в небольших временных водоемах, практически все время плавая брюшной стороной вниз. Однако,недостаток кислорода может заставить их плавать на спине вблизи поверхности воды, поскольку щитни дышат с помощью жабр на ногах. Они всеядны. Потребляют не только планктон, и большую добычу, в том числе червей, личинок мошек, и даже слабых головастиков.
Щитни живут во временных водоемах. Когда водоемы высыхают в течение определенного времени года, при отсутствии дождей, взрослые особи умирают во время этой засухи, а яйца остаются в состоянии покоя (до 9 лет), пока дожди не заполнят водоемов снова, позволяя им вылупиться. Высушенные яйца щитней легко разносятся ветром, это обеспечивает распространение вида.

Слайд№16 Отряд Карпоеды
Это паразитические ракообразные (длинной несколько миллиметров). Они живут на поверхности тела рыб, и питаются их соками. Карпоеды обитают не только в пресных водах, но и в морях. Их передний отдел тела сверху покрыт широким щитом -карапакса, на спинной поверхности которого расположена пара крупных фасеточных глаз. Так как карпоеды могут запасать пищу впрок, они способны не питаться до 3-х недель. Карпоеды могут вызвать массовую гибель рыб в прудовых хозяйствах. Слайд №17 Отряд Равноногие
Из водных видов этого отряда у нас часто встречается водяной ослик. Но лучше известны равноногие раки, живущие на суше -мокрицы (до 10-15 мм длиной). Переселившись на сушу, они не потеряли жаберного дыхания. Жабры мокриц прикрыты крышечкой, созданной расширенной парой брюшных ножек. Благодаря этому вокруг жабр всегда влажная атмосфера и они могут осуществлять газообмен. Некоторые виды мокриц живут даже в пустынях. Равноногие участвуют в почвообразовании, уничтожают вредителей сельского хозяйства, являются санитарами рек и прудов, пищей для рыб.

Слайд №18 Отряд Веслоногие Представителями этого отряда являются циклопы, обитатели пресных водоемов и морей, хищники и паразиты. Их размеры очень незначительны. Циклопы плавают с помощью первой пары усиков и грудных ножек. На голове расположен один простой глаз. Жабры отсутствуют, газообмен происходит через внешние покровы. Развитие непрямое. Циклопы - хороший корм для разных обитателей водоемов, в частности, для молодежи промысловых рыб. Некоторые виды служат промежуточными хозяевами паразитических плоских червей и нематод.


Слайд №19-21
  Значение в экосистемах ракообразных
      Существование почти всех рыб, как морских, так и пресноводных, в значительной степени зависит от ракообразных. Для гигантов моря - беззубых китов ракообразные служат основной пищей.
Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органические вещества в водоемах создаются главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей. Ракообразные поедают эти водоросли и сами, в свою очередь, поедаются рыбами. . С другой стороны, они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очистки водоема.
Многие ракообразные непосредственно используются человеком в качестве ценных пищевых продуктов. Во многих странах развит промысел креветок, крабов, омаров, лангустов и других съедобных видов. В последнее время проводятся успешные опыты использования морских планктонных ракообразных для добывания витаминов, жиров и других важных веществ. На рыболовецких заводах разводят некоторые виды ракообразных, необходимых для кормления молодых рыб.

  Слайд №24-28.

  Это интересно!
    Крупнейшим из всех ракообразных (но не самым тяжелым по весу) считается "гигантский морской паук", которого называют "крабом на ходулях". Он встречается в глубоководных местах на юго-восточном побережье Японии. Взрослые представители этого вида обычно имеют размеры 254мм на 305мм, а размер их клешней колеблется от 2,43 до 2,74м.

Достаточно интересное событие произошло в Австралии: у берегов этого материка был пойман самый большой в мире краб весом 6,8 кг. Ширина этого единственного, на данный момент, экземпляра достигает 38 см.
Необычный по виду, но в то же время, красивый ракообразный монстр из-за своего огромного размера получил название Тасманский королевский краб. И сразу же нашлись общества, которые захотели получить этот экземпляр краба - Британский аквариум Sea Life в городе Уэймут выкупил его за 5000 долларов, и теперь самый большой краб в мире является ценным экспонатом в аквариуме.
Крупнейшим среди омаров и тяжелейшим среди ракообразных считается американский омар (Homarus amerikanus). 11февраля 1977тода в районе Новая Скотня, Канада, был пойман омар весом 20,14кг и длиной 1,06м. Позже омар был продан владельцу ресторана в Нью-Йорке.
Британская экспедиция обнаружила в водах Тихого океана, у берегов Новой Зеландии наибольшую креветку в мире.
Длина этого крупнейшего представителя ракообразных в своем виде составила целых 28 сантиметров, в то время, как обычные креветки не достигают в длину более 2-3-х сантиметров.

• мельчайшей среди ракообразных считается водяная блоха (из рода Alonella) размером менее 0,25 мм в длину. Она живет в водах Великобритании.
• мельчайшим среди известных омаров есть Homarus capensis, живущий на юге Африки. Его общая длина только 10-12см.
• мельчайшими крабами в мире - так называемые "гороховые". Отдельные виды этих крабов имеют размер панциря, равный 6,3 мм.
• Долгожители среди ракообразных - американский омар (Homarus amerukanus). Крупнейшие представители этого вида живут до 50 лет.

Слайды №29-31
   Народная мудрость

• Кого горе красит?
• Не кузнец, а с клещами.
• Чтобы не попасть в беду, держит ножницы в воде.
• У кого усы длиннее ног?
• Не яйцо, а в скорлупе, не кот, а усатый.
• На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдет – задом наперед.

• Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней
Пословицы и поговорки

• Назад только раки пятятся.
• Одного рака горе красит.
• Тем рак страшный, что сзади глаза.
• Чудо, а не раки: сами в сумку лезут.
• Тогда это будет, как рак в пруду свистнет.
• На безрыбье и рак рыба.
• Пошел на дно раков ловить.
• Неважно раку, в каком горшке его варят.
• Бог помиловал рака и дал ему сзади глаза.
• Сжалился рак над лягушкой и глаза выдрал.

  Пока члены одной команды докладывают об определенном отряде ракообразных, другие записывают в таблицу все виды, о которых они услышат или увидят.

VI. Обобщение и систематизация знаний.
   1. Игра «Микрофон»
 Какое же значение имеют ракообразные в жизни человека и в природе?
1). Входят в круговорот веществ - являяcь звеном цепей питания;
2). Речные раки - санитары водоемов, так как поедают отмершие организмы. Дафнии, циклопы и другие мелкие ракообразные используют большое количество органических остатков, погибших мелких животных, бактерий и этим очищают воду.
3). Мелкие ракообразные являются источником питания больших водных животных: криль служит подкормкой для китов, ластоногих и рыб.
4). Дафниями, циклопами подкармливают молодь рыб в рыбных хозяйствах: осетров, севрюг ...
5). Ракообразные - промысловые животные: раки, омары, крабы ...
6). Ракообразные - деликатесные пищевые организмы.
7). Из креветок, криля изготавливают питательные съедобные пасты, жир, кормовую муку.
8). Циклопы являются промежуточными хозяевами паразитических плоских и круглых червей .
9). Паразитические ракообразные поселяются на рыбе, моллюсках. Иногда на жабрах прикрепляются до 3 тысяч рачков, разрушая эпителий жабр и стенок кровеносных сосудов.
10). Мелкие ракообразные являются живым кормом аквариумных рыб.

   Почему представителей класса Ракообразные объединяют в один класс?
     2. Игра "Поле чудес"
       Свое имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана.
      Как он называется?

(Циклоп)
    На доске:
     3.Найти "лишнего " животного среди названных:
    речной рак, краб, дафния, омар, креветки, лангусты.
   4.Расшифруйте, какие ракообразные прячутся за перепутанными буквами:
      цыкримо; ветреки; тигуслан
    (Мокрицы) (креветки) (лангуст)


 5. "Узнай название" ,взять набор букв и в группе составить анаграмму, другие отгадывают


 ПОИДРОКО
 МОРА
ТЫГУСЛАН
 НИИДАФ
КБАР
 КРИМОЦЫ
 ВЕТКРЕКИ
 ТИЩИН


   6. Найди правильный ответ.
1.Определите, чем питается речной рак:
  A) мелкими животными; Б) растениями;
          B) отмершими остатками; Г) рыбой.
2. Определите, какое животное принадлежит к классу Ракообразные:
         A) таракан; Б) креветка;
         B) каракурт; Г) паук-крестовик.
3. Укажите, взрослые формы какого ракообразного ведут прикрепленный образ жизни:
         A) циклопа; Б) дафнии;
         B) морского желудя; Г) креветки
4.Определить количество пар усиков у речного рака
          A) одна; Б) две; B) трех; Г) четыре.
5.Укажите, какие ракообразные ведут паразитический образ жизни:
          A) циклопы; Б) карпоеды;
          B) раки-отшельники; Г) омары.
6. Определите, какое животное принадлежит к классу Ракообразные:
A) бабка; Б) клещ
B) каракурт; Г) лангуст.

7. Основа покровов членистоногих - органическое вещество
 а) хитин; б) муреин; в) крахмал; г) целлюлоза.

8. Полость тела членистоногих:
 а) смешанная; б) паренхима; в) вторичная; г) первичная.

9. Нервная система членистоногих:
 а) узловая; б) диффузная; в) стволовая; г) имеет вид трубки.

10. Органы выделения ракообразных:
 а) почки б) метанефридии; в) зеленые железы; г) мальпильгиевые сосуды.

11. Органы дыхания ракообразных:
 а) жабры; б) трахеи; в) легочные мешки; г) жабры и легочные мешки.

12. Отметьте число пар конечностей, расположенных на голове речного рака:
 а) трех; б) пять; в) семь; г) девять.

VII. Итог урока.
- Какие впечатления от урока?
- Что больше всего понравилось?
- Что интересного узнали?
- Какие методы хотели бы использовать на следующем уроке?
VIII. Оценивание учеников.
  В начале урока ученикам выдаются жетоны на каждую группу; командир при правильных ответах выдает жетоны определенному ученику.
    В конце урока по количеству жетонов, которые получили ученики, выставляются оценки.

  IX. Домашнее задание .
Проработать параграф 20
Написать сочинение-миниатюру на тему «Судьба ракообразных в будущем»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека

Автор: Андреева Ольга Дмитриевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тематическое планирование факультативного курса "Зелёная планета""
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-kursa-zielionaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "261684"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449165713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Животный мир Байкала. Наша гостья -байкальская нерпа."
    ["seo_title"] => string(48) "zhivotnyimirbaikalanashaghostiabaikalskaianierpa"
    ["file_id"] => string(6) "272273"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451926938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства