Данная работа рекомендована для практических занятий. Целью данной работы: изучить особенности и биологическое значение разных типов размножения, научиться характеризовать строение половых клеток с точки зрения их функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Что такое размножение? В чем его биологическое значение?
2. Виды размножения, их особенности.
3. Основные способы бесполого размножения.
4. Чем отличается половое размножение от бесполого?
5. В чем заключается биологическое значение полового процесса?
6. Какой набор хромосом содержится в половых клетках? Почему?
7. Что такое гаметогенез? Какие периоды выделяются в ходе этого процесса?
8. В чем заключаются особенности овогенеза по сравнению со сперматогенезом?
9. В чем особенности строения женской половой клетки?
10. В чем особенности строения мужской половой клетки?
11. Чем объясняется разное строение яйцеклеток и сперматозоидов?
12. В чем заключается значение оплодотворения?
Цель: Изучить особенности и биологическое значение разных типов размножения, научиться характеризовать строение половых клеток с точки зрения их функции.
По окончании выполнения практической работы студент должен
знать:
Виды размножения, их особенности и значение
Строение половых клеток, их функции
Основные этапы гаметогенеза
уметь:
Объяснять взаимозависимость между строением половых желез и их функциями
Характеризовать строение половых клеток в зависимости от их функции
Время проведения: 90 минут (2 часа)
Оснащение: Иллюстративный материал «Мейоз и образование сперматозоидов и яйцеклетки у человека» (схема), «Бесполое размножение одноклеточных животных», «Строение яйцеклеток различных типов», «Строение сперматозоида», «Строение половых желез», микроскопы, готовые микропрепараты «Яичник кошки», «Яичник беззубки», «Семенник крысы», «Сперматозоиды морской свинки».
Выполните в тетради практические задания.
Задание №1
На микропрепарате «Яичник кошки» изучите строение женской половой железы – яичника. Яичник состоит из соединительнотканной основы. В корковом, расположенном ближе к поверхности, веществе яичника рассмотрите женские половые клетки разной степени зрелости. Вместе с окружающими их фолликулярными клетками они образуют фолликулы, изменяющие свое строение по мере созревания яйцеклетки. Рассмотрите строение яичника, периоды овогенеза (рис.№3,4 в приложениях),соотнесите их со стадиями созревания фолликулов в яичнике кошки и зарисуйте все в тетрадь.
Задание №2
В микропрепарате «Яичник беззубки» при малом увеличении микроскопа найдите в строме яичника наиболее крупную яйцеклетку. Цитоплазма ее содержит запас питательных веществ в виде гранул. Ядро крупное, округлое, вакуолизированное. Внутри ядра расположено ядрышко в виде темно окрашенной точки. Зарисуйте и обозначьте цитоплазму яйцеклетки, ядро, ядрышко.
Задание №3
Используя микропрепарат «Семенник крысы» и рис. № 5,6 в приложениях, изучите строение мужской половой железы – семенника. Обратите внимание на то, что сперматогенез происходит в извитых семенных канальцах. Строение семенного канальца хорошо видно на поперечном срезе рис. № 6 в приложениях. Снаружи он покрыт соединительной тканью. Стенки канальца представлены несколькими слоями половых клеток и поддерживающих клеток (клетки Сертоли). Клетки Сертоли располагаются на собственной мембране канальцев, проходят радиально через всю стенку канальца по направлению к его просвету. Они выполняют поддерживающую и питательную функции. Половые клетки располагаются в стенке канальца последовательными слоями: на мембране слой незрелых половых клеток – сперматогониев, внутри от него – первичные сперматоциты, затем вторичные сперматоциты, сперматиды и около просвета канальца – зона формирования спермотозоидов. Таким образом, каждый слой представляет собой зону, где протекает определенный период сперматогенеза. Рассмотрите срез семенника крысы на микропрепарате, используя сначала малое, а затем большое увеличение. Зарисуйте семенной каналец на поперечном срезе. Обозначьте мембрану канальца, сперматогонии, первичные сперматоциты, сперматиды, сперматозоиды, просвет канальца, клетку Сертоли.
Задание №4
На микропрепарате «Сперматозоиды морской свинки» найдите наиболее светлый участок. Найдите и зарисуйте одиночный сперматозоид с одним хвостом (в отличие от групп склеившихся сперматозоидов с несколькими хвостами). Обозначьте головку, акросому, промежуточную часть, хвост.
Задание №5
Письменно ответьте на вопросы теста:
1.Что такое размножение?
А) увеличение числа особей данного вида за счет миграции их с другой территории
Б) увеличение числа особей данного вида путем развития на основе родительских организмов.
2. Какой способ клеточного деления лежит в основе бесполого размножения?