Урок на тему "Размножение живых оргнаизмов" изучается в 9 классе. Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения. Урок разработан в целях подготовки учащихся к ОГЭ по биологии. Задания, которые представлены в материале, взяты с сайта ФИПИ и представлены в приложении 2. Приложение 1 - технологическая карта урока, в которой имеются 2 задания по заполенению схем способов размножения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Размножение живых организмов" »
Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»
Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.
Задачи урока:
Образовательная – охарактеризовать размножение как свойство присущее всем живым организмам; расширить и углубить знания о бесполом и половом размножении (способы бесполого и полового размножения и их практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
Развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, с таблицами, выделять главное и формулировать выводы;
Воспитательная – создать условия для дальнейшего воспитания работать в группе, воспитание положительного отношения к предмету.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., раздаточный материал (дополнительный материал по способам размножения), наглядный материал (живые экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом).
Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
Приветствие, проверка готовности к уроку. (предварительно учащиеся поделены на 2 группы)
2.Актуализация знаний
Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные шаги старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.»
Как вы думаете, о каком процессе идёт речь?
Если учащиеся не догадались, то учитель говорит вторую подсказку: это свойство присущее всем живым организмам. Свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Как вы думаете, о каком процессе идёт речь?
Что такое размножение? (Разные ответы учащихся)
Размножение – это воспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида.
Слушают учителя и отвечают на вопросы учителя.
Предлагают варианты ответа
Отвечают на вопросы и формулируют тему урока.
Формулируют определение понятия размножение.
3.Изучение нового материала
Какие формы размножения вам известны?
Размножение:
-бесполое
-половое
Далее учитель предлагает учащимся заполнить схемы размножения с использованием учебника с.44-45: задание 1 выполняет 1 группа, заполняя схему полового размножения, а 2 группа выполняет задание 2, заполняя схему способы бесполого размножения. (печатный материал учитель раздает группам) (Приложение 1.)
Проверка правильности заполненных схем. При проверки заданий, заполняют технологическую карту до конца.
Обращаю ваше внимание на задание 2 «Схема бесполого размножения», у вас расписаны способы вегетативного размножения у растений.
Приведите пример растения, которое можно размножить корнями?. Показываю слайд
Приведите пример растений, которые можно размножить листьями? показываю лист глоксинии
Приведите пример растения, которое можно размножить усами? показываю куст земляники
Приведите пример растения, которое можно размножить черенками? показываю черенок винограда
Приведите пример растения, которое можно размножить отводками? показываю слайд
Приведите пример растения, которое можно размножить видоизмененными побегами, например, клубнем? показываю клубень картофеля
Приведите пример растения, которое можно размножить луковицей? показываю чеснок
Приведите пример растения, которое можно размножить корневищем? показываю слайд
Вопрос 1: сколько особей участвуют при бесполом, а сколько при половом размножении?
Вопрос 2: как вы думаете, генотип потомков при половом размножении одинаков с родительскими генотипами? А при бесполом?
При половом размножении всегда возникает организм с уникальным, не встречавшимся в природе набором свойств. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, которые получили от обоих родителей, оказываются наиболее приспособленными к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.
Бесполое размножение позволяет сохранить неизменными свойства видов. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются быстрее, чем организмы появившиеся половым путем. Соответственно быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее расселяются на большие территории.
Предлагают варианты ответа.
Учащиеся заполняют схемы бесполого и полового размножения организмов в группах.
Один учащийся из группы рассказывает схему способа размножения.
(яблоня, шиповник, малина)
(фиалки, глоксинии)
(костяника, лесная и садовая земляника)
(смородина, виноград)
(крыжовник, смородина)
(картофель, топинамбур)
(лук, чеснок)
(ландыш, пырей)
Ответы учащихся: 1. При бесполом размножении участвует 1 особь, а при половом – 2 особи.
2. генотип потомков при половом размножении отличается от генотипов обоих особей, а при бесполом размножении генотипы потомком и родителя не отличается.
4.Закрепление нового материала
Тему которую мы сегодня с вами изучили, встречается на экзамене в вопросах части А, В и С. Для закрепления материала раздается индивидуальный тест в двух вариантах, задания которого взяты с сайта ФИПИ. (приложение 2). Результаты теста вам сообщит Лариса Викторовна на следующем уроке.
Учащиеся выполняют индивидуальный тест.
5.Рефлексия
Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Где?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Учащиеся анализируют свою работу на уроке и отвечают на вопросы учителя.
6. Итог
Выставление отметок и домашнее задание §13, прочитать и ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Технологическая карта урока по биологии 9 класс
Дата ____________ Тема урока: «Размножение живых организмов»
Задание 1. Заполнить схему полового размножения живых организмов, используя учебник на с. 44-45.
Половое размножение
_______________________
______________________
__________________ _____________________
_________________________
___________________
Задание 2. Заполнить схему бесполого размножения живых организмов, используя учебник на с. 45-46.
2. Как называют способ вегетативного размножения у растений, изображённый на рисунке?
1)размножение листовым черенком
2)размножение отводками
3)размножение корневым черенком
4)размножение семенами
3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Явление
Пример
Бесполое размножение
Стеблевой черенок
Половое размножение
…
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1)отпрыск
2)поросль
3)почка
4)гамета
4. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: _____________(А) и____________ (Б). Первый способ связан с _____________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется ________________(Г).
1)вегетативное
2)митоз
3)половое
4)дробление
5)бесполое
6)оплодотворение
7)партеногенез
8)мейоз
Приложение 2
Тест на тему «Размножение живых организмов»
Вариант 2
1. При бесполом размножении не происходит
1)увеличения числа особей
2)обмена наследственной информацией
3)расселения потомства
4)роста и развития организма
2. Какой способ вегетативного размножения показан на рисунке?
1)усами
2)прививкой
3)черенками
4)отводками
3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект
Процесс
Гамета
Половое размножение
…
Бесполое размножение
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1)спора
2)семя
3)плод
4)цветок
4. Вставьте в текст «Характеристика полового размножения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток –_______________(А), имеющих ________________(Б) набор хромосом. В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется _____________(В), имеющая _______________(Г) набор хромосом.