Задачи: познакомить учащихся с многообразием приматов; выявить их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показать сходство приматов с человеком.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по основным отрядам приматов.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Почему млекопитающих относят к высшим животным? (Многоклеточные, позвоночные, плацентарные)
Какие особенности строения являются общими для всех млекопитающих? (Выраженные системы органов, выкармливают детенышей молоком)
Почему тема сегодняшнего урока называется «Приматы»? Что означает это слово? ( Одни из первых)
Характеристика подотряда полуобезьян: строение тела, местообитание, образ жизни, питание, основные представители (учащиеся дают характеристики подотряда по учебнику).
Характеристика отряда обезьян. Учитель обращает внимание на ряд общих особенностей в строении и происхождении приматов и человека.
Сообщения учащихся по темам (сопровождаются сладами презентации):
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: познакомить учащихся с многообразием приматов; выявить их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показать сходство приматов с человеком.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по основным отрядам приматов.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Беседа:
Почему млекопитающих относят к высшим животным? (Многоклеточные, позвоночные, плацентарные)
Какие особенности строения являются общими для всех млекопитающих? (Выраженные системы органов, выкармливают детенышей молоком)
Почему тема сегодняшнего урока называется «Приматы»? Что означает это слово? ( Одни из первых)
Характеристика подотряда полуобезьян: строение тела, местообитание, образ жизни, питание, основные представители (учащиеся дают характеристики подотряда по учебнику).
Характеристика отряда обезьян. Учитель обращает внимание на ряд общих особенностей в строении и происхождении приматов и человека.
Сообщения учащихся по темам (сопровождаются сладами презентации):
Ученик 1 «Мартышки»
Мартышки обитают в тропических лесах Африки. Длина их тела 32-87 см, длина хвоста 36-87 см. Сложение мартышек изящное, туловище удлиненное. Большую часть времени проводит на деревьях. Может совершать прыжки длиной 10 – 15 м. По земле передвигается быстро. У большинства очень большие защечные мешки, в которых обезьяны могут прятать разные съедобные и несъедобные вещи. Самцы обычно крупнее самок и нередко ярче окрашены. В целом окраска мартышек яркая: черных, рыжих, белых и зеленых тонов. Мартышки живут стадами от 6 до 30 особей, иногда до 200 во главе с взрослым самцом. Они молчаливы и неагрессивны. Мартышки легко переносят неволю, привязываются к хозяину, у которого живут до 35 лет.
Ученик 2 «Макаки»
Макаки – мелкие и средние представители семейства. Длина тела 38-76 см. Длина хвоста варьирует, у некоторых видов его нет совсем или может достигать 61 см. Вес до 13 кг. Телосложение плотное, конечности относительно короткие и сильные. Лицевой отдел головы умеренно удлиненный и округлый. Первый палец передних конечностей большой и короткий. Волосяной покров обычно средней длины и густоты, но, например, у японской макаки довольно длинный, густой и мягкий. Окраска меха обычно желтовато-бурая на спине и более светлая на брюхе, но некоторые виды целиком оливковые или почти черные. Обыкновенные макаки – обитатели лесов, но часто встречаются также и на безлесных местах, в горах среди скал и камней, некоторые обитают в мангровых болотах. Ведут древесный и наземный образ жизни. Активность главным образом дневная. Питаются широким набором растительных объектов и различными животными, в том числе насекомыми и мелкими позвоночными. Длительность жизни в неволе примерно 30 лет. Ареал обитания макак охватывает Южную Азию, Индонезию и прилежащие острова на восток до Филиппин, Хайнань, Тайвань и Японию, Северную Африку.
Ученик 3 «Орангутанг»
Орангутанг — малайское слово, оно означает «человек лесной». Это крупные обезьяны. Орангутанги не имеют хвоста и защечных мешков. У них широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы. Масса тела самцов орангутангов с Калимантана 189 кг, самки имеют массу лишь 81 кг. Отдельные особи самцов в зоопарках могут достигать 200-250 кг. Длина тела 130-140 см у самцов, 110-120 см у самок. Шерсть орангутангов очень длинная, особенно на плечах и в верхних отделах рук (до 40 см). Цвет ее красновато-рыжеватый, с возрастом она немного темнеет. Орангутанг держатся небольшими группами. Состав таких групп очень разнообразен: самец и самка с детенышами или без них, самка с детенышем и подростком, 2-3 почти взрослые особи. Иногда попадаются одиночные самцы. Орангутанг довольно молчаливые животные и издают мало звуков.
Ученик 4 «Шимпанзе»
Шимпанзе — крупные обезьяны. Руки у шимпанзе значительно длиннее ног. По химическим и генетическим показателям шимпанзе ближе к человеку, чем другие обезьяны. У шимпанзе высокоразвитый интеллект, она использует инструменты, а также может их изготавливать. Шимпанзе в основном прыгает по деревьям, но может бегать по земле на двух лапах. Шимпанзе живут группами. Единственное животное, которое охотится на шимпанзе – это змея. Шимпанзе находится под охраной. Самки рождают по одному – два детеныша в год и очень трогательно заботятся о своем потомстве.
Ученик 5 «Горилла»
Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. Самки вдвое легче и меньше самцов. Туловище горилл массивное, с большим животом; плечи широкие; сильно развита мускулатура. Шерсть короткая, густая, черного цвета, у взрослых самцов на спине бывает серебристая полоса, есть небольшая бородка. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см. Гориллы обитают в густых лесах Экваториальной Африки. Береговая горилла встречается в Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго, Центральноафриканской Республике.
Рефлексия
Итак, о каких приматах вы узнали?
Учащиеся перечисляют названия обезьян и одновременно записывают в тетрадь: Приматы. Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие: мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы
Учащиеся называют общие признаки между приматами и человеком, записывают в таблицу
Сходные признаки
Отличительные признаки
Пятипалые конечности
Оволосение тела
Передвигаясь, опираются на всю ступню
Пропорции тела
Имеют плоские ногти
Отсутствует образное мышление
Хорошо развит мозг
Местообитание и образ жизни
Хороший слух и зрение, цветное и объемное. Глаза направлены вперед.
Сложное поведение
Забота о потомстве, живут семьями.
.
Подведение итогов, объявление оценок.
Задание на дом
Изучить § 35, ответить на вопросы в конце параграфа