Просмотр содержимого документа
«Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях»
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск
МОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 24»
Учитель: Павлова Галина Григорьевна
Класс: 8
Предмет: биология
Тема учебного занятия: Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок (повторение, закрепление, проверка знаний)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):
1) Научить учащихся распознавать капиллярное, венозное, артериальное кровотечения и оказывать первую помощь. Раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды, показать необходимость тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
3) Воспитывать аккуратность при записях, активность при ответах на вопросы, любознательность, интерес к чтению
Оборудование: презентация «Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях».
Дидактические материалы к уроку: Таблицы «Строение сердца», «Схема кровообращения», «Курение и сердце», «Вредное влияние алкоголя»; карточки, бинты, жгуты, трубки резиновые, раствор йода, раствор зелени бриллиантовой, вата.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Подготовительная часть
I. Организационный момент
3 мин
Настроить учащихся на успешную работу на уроке
Умение сосредоточиться на предстоящей работе
Словесный
Фронтальная работа
Слайд № 5
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствие учителя. Сообщение о том, как будет проходить урок.
Настроить на сплоченную работу в доброжелательной обстановке. «Улыбку передали друг другу, хлопок в ладони (1; 1; 1, 1, 1)»
Раздать памятки и карточки; жетоны на стол;
Цель урока: (сообщить учащимся)
Домашнее задание: (на доске № параграфа, ответить на вопросы № 1-9 и под !). Дома учиться накладывать давящую повязку и жгут на конечность (пояснение учителя)
Рапорт дежурного
Учащиеся стоя приветствуют учителя.
Прослушивают цели урока, получают памятки, карточки.
Слайд № 5
Дежурный называет отсутствующих
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Основная часть
Проверить усвоение изученного материала
Знать сердечно-сосудистые заболевания
Уметь оказывать первую помощь
Беседа, самостоятельная работа
Групповая, индивидуальная, дифференцированная работа
Презентация
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Учитель объявляет тему урока (1 мин): «Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях»
Запись учащимися даты и темы урока в тетрадь
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Проверка домашнего задания
6 мин
Проверить усвоение изученного материала
Знать строение сердца и работу сосудов
Уметь работать по карточкам и по таблицам
Словесные, наглядные практические
Индивидуальная и фронтальная работа
Слайды № 7, 8,11
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1) Работа учащихся по карточкам
а) По каким сосудам движется кровь от сердца и к сердцу?
Какое значение имеет медленное движение крови по капиллярам?
б) Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?
Внутри каких сосудов имеются клапаны?
В каких сосудах кровь течет под наименьшим давлением?
в) В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением?
Какие клапаны во время сердечного цикла большее время
закрыты?
Какие клапаны во время сердечного цикла большее время
открыты?
2) Работа у доски (таблица)
а) Рассказать о строении сердца
б) Каковы причины непрерывного движения крови по сосудам кругов кровообращения? (таблица)
Учащиеся работают по карточкам, у доски по таблице, отвечают на вопросы учителя
Слайд № 7
Слайд № 8
Учащихся записывают выводы в тетради
Слайд № 11
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Физкультурная минутка
2 мин
Восстановить работоспособность
Групповая работа
Слайды № 12
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЯ
Физкультминутка ДЫХАНИЕ
ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА
Слайд № 12
Выполняют упражнения физкультурной разминки
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Коррекционная работа
4 мин
Уметь делать выводы, способность к обобщению
Знать строение сердца
Уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы
Беседа, самостоятельная работа
Фронтальная, индивидуальная
Слайды № 13, 17
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Учитель беседует с учащимися о значении тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно- сосудистой системы
Учащиеся воспринимают информацию, проговаривают слова вслух, делают записи в тетрадях
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Актуализация имеющихся знаний учащихся
4 мин
Раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя
Знать о вреде никотина и алкоголя
Уметь предупреждать заболевания сердца
Частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа
Фронтальная, индивидуальная
Слайды № 19, 20, 21
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Беседа учителя о причинах заболеваний сердечно-сосудистой системы
По данным мировой статистики первое место в мире по смертности приходится на сердечно-сосудистые заболевания, серьезными причинами этих заболеваний служат курение и злоупотребление алкоголем, ожирение и гиподинамия.
Фронтальная работа учащихся о причинах заболеваний
Слайд № 19
Вывод о причинах заболеваний
Слайд № 20
Записи учащихся в тетради
Достижения медицины в области лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
Выводы: Итак, сердце надо беречь, вести необходимо здоровый образ жизни, в области медицины вы услышали, у нас большие успехи, достижения огромные, но и вы сами лично тоже можете внести свой вклад, принять участие, оказывая помощь при кровотечениях. Ситуации экстремальные: Чернобыль, Арзамас, Свердловск, Армения
Слайд № 21
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Офтальмопауза
2 мин
Восстановить работоспособность учащихся
Расслабиться
Психологический настрой
Фронтальная работа
Слайды № 23
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Закройте глаза, послушайте музыку, расслабьтесь
Слайд № 23
Слушают музыку, расслабляются, выполняют упражнения для глаз
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Самостоятельная работа
Выявление уровня знаний
7 мин
Уметь обобщать, классифицировать, развивать связную речь
Знать типы сосудов
Уметь переключать внимание, находить сходства и различия
Репродуктивный, самостоятельная работа, беседа
Индивидуальная, фронтальная работа
Слайды № 24-26
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Учитель задает учащимся вопросы и в ходе беседы они находят правильные ответы и делают записи в тетрадях
1) Какие типы сосудов кровеносных вам известны?
2) Какие сосуды называют артериями?
3) Каковы особенности строения артерий?
Зная все об артериях, как будет выглядеть артериальное кровотечение?
Ярко-алая кровь, т.к. богата О2 и питательными веществами, вырывается фонтаном из раны, кровь идет под большим давлением.
Слайды № 24, 25, 26
Какие сосуды кровеносные называют венами?
Какая кровь в венах?
Зная строение вен, сделайте вывод о том, как будет выглядеть венозное кровотечение?
Темно-вишневого цвета кровь вытекает медленнее, равномерной непрерывной струей.
Учащиеся записывают выводы в тетради
Какие кровеносные сосуды называют капиллярами?
Как будет выглядеть капиллярное кровотечение?
Красная кровь, сочится каплями по всей раневой поверхности, легко остановить, при нормальной свертываемости кровотечение прекращается самостоятельно.
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Обобщение урока и проверка понимания
7 мин
Уметь сохранять здоровье, умение контролировать свои действия
Знать об артериальном, венозном, капиллярном кровотечениях
Выводы: Вы выяснили о том, что существуют три вида кровотечений: при повреждении артерий – артериальное; при повреждении вен – венозное; при повреждении капилляров – капиллярное.
Но есть еще и внутренние кровотечения или паренхиматозные. Эти кровотечения связаны с повреждением внутренних органов (печень, селезенка, почки). Кровотечения в брюшную полость, полость груди очень опасны, они могут возникнуть в результате сильного удара, падения с высоты, сдавливания, а также при заболеваниях внутренних органов (язва, рак, туберкулез, аневризма кровеносных сосудов, гемофилия). Резкая бледность лица, слабость, частый пульс, обморочное состояние, липкий холодный пот, дыхание поверхностное. Срочно вызывать «скорую», холодную воду или мешок полиэтиленовый со льдом на предполагаемое место кровотечения.
Слайд № 27
Записи в тетрадь
Медицинская сестра показывает меры оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях
Слайд № 28
Учащиеся оказывают первую помощь соседу по парте по остановке условного кровотечения из сосуда предплечья или кисти
Этап учебного занятия
Время
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания
Умения
Заключительная часть
10 мин
Повторить, обобщить, закрепить знания учащихся, оценить успешность реализации цели урока
Знать строение, и работу сердца
Уметь правильно делать выводы
Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Слайды № 29, 31-34
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Стадия размышления (рефлексии)
Под руководством учителя учащиеся заполняют таблицу
Слайд № 29
Учащиеся заполняют таблицу
Итог урока
Учитель инструктирует учащихся на правильные выводы
Учитель оценивает учащихся, выставляет оценки в дневники и в журнал
Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек.8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Словарь-справочник. Биология. Человек. А.С. Батуев. «Дрофа». Москва.2012.
Примечание: при составлении конспекта учитывались особенности детей с задержкой психического развития и требования к урокам коррекционно-развивающего обучения в классах VII вида
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку: (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.д.)
***К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и электронные материалы, созданные на основе ЦОР.