Тема урока: Половое размножение. Образование половых клеток.
Цели:
Понять сущность полового размножения.
Изучить строение половых клеток.
Выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Задачи:
Образовательные: формировать общее представление о половом размножении; понять сущность полового размножения как более прогрессивного, чем бесполое, и играющего значительную эволюционную роль.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:воспитывать уверенность в свои силы по овладению учебного материала, умение работать в паре, воспитывать навыки выполнения самостоятельных работ.
Тип урока: Комбинированный – беседа с элементами модульной технологии
Оборудование: таблица « Схема сперматогенеза и оогенеза у млекопитающих».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Половое размножение. Образование половых клеток»
ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»
Тема урока: Половое размножение. Образование половых клеток.
Сморгунов Александр Александрович учитель биологии и химии
+375259509448
Тема урока: Половое размножение. Образование половых клеток.
Цели:
Понять сущность полового размножения.
Изучить строение половых клеток.
Выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Задачи:
Образовательные: формировать общее представление о половом размножении; понять сущность полового размножения как более прогрессивного, чем бесполое, и играющего значительную эволюционную роль.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:воспитывать уверенность в свои силы по овладению учебного материала, умение работать в паре, воспитывать навыки выполнения самостоятельных работ.
Тип урока: Комбинированный – беседа с элементами модульной технологии
Оборудование: таблица « Схема сперматогенеза и оогенеза у млекопитающих».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания по теме «Бесполое размножение»
Индивидуальная работа по карточкам (приложение)
Карточка №1
- Что такое бесполое размножение?
- Способ бесполого размножения, при котором происходит разделение особей на две части называется_______________?
Карточка №2
- Какой способ размножения называют вегетативным?
- Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм называется ____________?
Карточка №3
- Какие способы бесполого размножения вы знаете?
- Бесполое размножение с помощью фрагментов слоевища называют _________?
Карточка №4
- В чём сущность процесса размножения?
- Какие виды вегетативного размножения вам известны?
Карточка №5
- В чём заключаются особенности бесполого размножения растений и животных?
- Какие виды искусственного вегетативного размножения вам известны?
Работа в парах
Рассмотрите на карточках способы вегетативного размножения и ответе на вопросы (прилагаются) ( Учитель называет номер рисунка, а ученики отвечают).
Актуализация знаний учащихся.
В основе полового размножения лежит процесс оплодотворения, объединения половых клеток, в результате чего возникают организмы с изменением генотипа, что имеет огромное эволюционное значение. Отсюда можно сделать вывод, что тайна наследственности скрыта именно в половых клетках, которые и надо нам изучить на этом уроке.
Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе полового размножения происходит сближение половых клеток (гамет) и их слияние (оплодотворение). Гаметы у организмов образуются в результате комбинаций родительских хромосом в ходе мейоза. При слиянии гаплоидных гамет ( n ) образуется диплоидная гамета ( 2n )
n + n = 2n
Организм
Таким образом, половое размножение (в отличии от бесполого) приводит к появлению разнообразного потомства. Это позволяет организмам приспособится к меняющимся условиям среды.
Индивидуальная работа учащихся.
В 7, 8 и 9 классах вы знакомились с половыми клетками. Как называются женские и мужские половые клетки?
Рассмотрите рисунки 79 и 80 на стр. 144. Зарисуйте их в тетради.
Сравните сперматозоид и яйцеклетку и заполните таблицу.
(используйте материал учебника стр. 143-144)
Признаки для сравнения
Сперматозоид
Яйцеклетка
Строение и форма
Запас питательных веществ
Размеры
Количество
Набор хромосом
Вывод: В чём основные различия этих клеток?
Процесс образования половых клеток называется гаметогенезом. Рассмотрите схему 1 и ответьте на вопросы:
- Как называется процесс формирования мужских половых клеток?
- Как называется процесс формирования женских половых клеток?
- В каких половых органах растений и животных образуются половые клетки?
2.5. Рассмотрите рис. 81 «схема сперматогенеза и оогенеза у
млекопитающих»
- На сколько периодов подразделяется процесс сперматогенеза? (4)
Запишите их в тетради:
Период размножения
Период роста
Период созревания
Период формирования.
Вывод: Таким образом сколько сперматозоидов образуется в ходе сперматогенеза?
Этот процесс начинается с периода полового созревания и протекает до глубокой старости.
- На сколько периодов подразделяется процесс оогенеза? (3)
Запишите их в тетради:
Период размножения
Период роста
Период созревания
- Сколько гаплоидных яйцеклеток образуется? (1)
- Как вы думаете почему образуется только одна клетка? В чём биологический смысл неравномерного деления?
(в яйцеклетке максимальное количество питательных веществ необходимых для будущего зародыша)
Рефлексия
Анализ работы на уроке. Подведение итогов.
Как называются органы, в которых образуются женские и мужские гаметы у растений? (Антеридии и архегонии) у животных? (яичник и семенники).
Сперматозоиды почти не содержат цитоплазмы и питательных веществ, но им надо большое количество энергии для движения. Откуда они получают эту энергию? (митохондрия)
Как вы думаете, какой биологический смысл образования при оогенезе полярных телец?
( Для того, чтобы было больше питательных веществ необходимых для развития зародыша)
Сравните процессы сперматогенеза и оогенеза, укажите черты сходства и различия
Сходство
Образуются половые гаплоидные клетки
Образование происходит из одной клетки путём митоза
В период созревания происходит редукция в результате мейоза
Различия
Процесс сперматогенеза начинается с периода полового созревания и до глубокой старости
- оогенез протекает в женских половых железах яичниках и начинается до рождения
В формировании сперматозоидов выделяют 4 периода
- в формировании яйцеклеток выделяют 3 периода
При сперматогенезе в ходе мейоза образуются 4 равноценные гаплоидные клетки
- при оогенезе входе мейоза образуется одна крупная яйцеклетка и 3 небольших полярных тельца
Сперматозоиды почти не содержат питательных веществ
- яйцеклетка содержит питательные вещества, которые необходимы для развития будущего зародыша.
Домашнее задание
§ 35
Схема 1
Гаметагенез
працэс утварэння і развіцця палавых клетак - гамет
Сперматагенез
Працэс фарміравання сперматазоідаў (мужчынскіх палавых клетак)
Аагенез
Працэс фарміравання яйцаклетак (жаночых палавых клетак)