kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Подкласс Костные рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рыбы – это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, реки, озера, и даже в пересыхающие и пещерные водоемы.

Самые крупные рыбы живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела до 20 м. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей, довольствуется поеданием планктона, как и гигантская акула. Только она не фильтрует планктон, а заглатывает его вместе с водой. Слайд №4

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Подкласс Костные рыбы"»

Конспект урока биологии с презентацией, 8 класс. Внешнее строение и скелет рыб

Конспект урока с презентацией, 8 класс. Внешнее строение и скелет рыбы

Автор: Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.

Описание: раскрывает тему внешнее строение и скелет рыб, дети учатся анализировать и делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.

Цель: изучение особенностей внешнего строения и скелета рыб в связи обитанием в водной среде

Задачи:

Образовательные: раскрыть особенности внешнего строения рыб, выявить черты приспособленности к жизни в воде,

Воспитательные: воспитание любви к животным, интерес к предмету.

Коррекционные: развивать устную речь, зрительную память и внимание Слайд №2

Средства обучения: презентация

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный



Ход урока

I. Орг. момент

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, отгадайте загадки.

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)



Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это…

(Щука) Слайд №3



В воде она живёт.

Нет клюва, а клюёт.

(Рыба)

- Ребята, так о каких животных мы сегодня будем говорить?

II. Изучение новой темы

Мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Также изучим скелет рыбы.

Рыбы – это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, реки, озера, и даже в пересыхающие и пещерные водоемы.

Самые крупные рыбы живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела до 20 м. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей, довольствуется поеданием планктона, как и гигантская акула. Только она не фильтрует планктон, а заглатывает его вместе с водой. Слайд №4

Среди речных рыб первенство держит сом, длина тела 5 м. вес 300 кг. Слайд №5

Самые маленькие на земле рыбы бычки обитатели Филиппинских островов.

Длина рыбки – около двенадцати с половиной мм Слайд №6

Несмотря на разнообразие форм, размеры рыбы имеют общие признаки

Внешнее строение и скелет рыб мы будем изучать на примере речного окуня.

А сейчас мы с вами начертим таблицу и будем заполнять по ходу урока Слайд №7

Тело рыбы разделено на голову, туловище и хвост. Заметных границ между отделами тела нет. Голова постепенно переходит в туловище, а туловище в хвост.

1.Форма тела. Демонстрация таблицы.Слайд№8

Тело у большинства рыб имеет обтекаемую форму, т. е. сжатую по бокам. (запись в тетради) Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются. Встречаются и другие формы тела. Например стреловидная-тело вытянуто, голова сжата с боков. Рыбы с такой формой тела являются великолепными пловцами. Например, та же щука, которая стремительно бросается за добычей из-за укрытия, похожа на стрелу. Торпедовидная-тело рыбы обтекаемое, голова заостренная. Яркими представителями являются лосось и скумбрия. Сплющенная с боков- такая форма тела характерна для представителей карповых (лещ, плотва). Сплющенная сверху вниз такая форма у большинства скатов. Угревидная-тело вытянутое, округлое (угорь, вьюн). На строение тела рыб влияет наличие или отсутствие течения, образ жизни, питания, среда обитания. Такая форма тела помогает рыбе передвигаться в толще воды, т.е. снижает трение.

2.Чешуя и слизь. Каково их назначение?

Тело рыбы покрыто чешуёй. Чешуя защищает кожу рыбы от повреждений.( запись в тетради) Каждая чешуйка представляет собой костную пластинку. Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующую чешуйку. Снаружи чешуя защищена слоем слизи, облегчающим скольжение рыбы в воде. (Запись в тетради)

Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

3. Плавники:

а) парные: грудные и брюшные – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз. (запись в тетради)

б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед.(Запись в тетради)

4. Плавательный пузырь. У многих рыб имеется плавательный пузырь, он помогает рыбам поддерживать тело в толще воды и обеспечивает плавучесть. Ощущение положения своего тела (Запись в тетради)

5. Боковые линии. Расположены на боковых сторонах тела рыбы. Направление и силу течения воды. (Запись в тетради)

6. Окраска рыб разнообразна.

- Рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске).

- Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

- Почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?

Для некоторых рыб окраска служит защитой от хищных рыб, а у некоторых выполняет маскировочную функцию.(Запись в тетради)

7.Зрение Глаза. С помощью глаз рыба различает предметы в воде (Запись в тетради). Рыба хорошо видит на близком расстоянии. Глаза рыбы могут видеть на расстоянии до 1 м. некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 - 12 м

8. Обоняние Ноздри. Восприятие запахов растворенных в воде.(запись в тетради)

Результат заполнения таблицы слайд №9

Физкультминутка.

Скелет окуня Заполнить таблицу (Слайд №10)

Скелет рыбы состоит из черепа (запись в тетради), который образован крупными костями, на черепе расположены жаберные крышки. Защищает головной мозг, удерживает добычу (запись в тетради).

Основу скелета составляет позвоночник. Позвоночник тянется вдоль всего тела и неподвижно соединен с черепом. Поэтому рыб называют позвоночными животными. Позвоночник состоит из отдельных костей позвонков. Позвоночник составляет опору тела и защищает спинной мозг (запись в тетради). К нижним отросткам позвонков прикрепляются рёбра (запись в тетради). Ребра защищают внутренние органы рыбы (запись в тетради). Скелет плавников (запись в тетради состоит из большого числа мелких костей, обеспечивают горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз, вперед (запись в тетради)

III. Закрепление материала.

Задание: стрелками установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде Слайд №11

IV. Подведение итогов урока.

Рыбы хорошо приспособлены к водной среде, Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие им передвижение в воде, органы чувств, которые позволяют им ориентироваться в водной среде.

V. Выставление оценок с комментариями.

VI. Домашнее задание. Читать отвечать на вопросы стр. 46 – 49


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Подкласс Костные рыбы"

Автор: Икрамова Екатерина Владимировна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по биологии в 7 классе «Подкласс костные рыбы»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_uroka_po_biologii_v_7_klasse_podklass_kostnye_ryby"
    ["file_id"] => string(6) "570342"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610883438"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация и конспект урока по теме "Многообразие и значение надкласса рыб" "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-mnoghoobraziie-i-znachieniie-nadklassa-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "112011"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408163345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства