Рыбы – это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, реки, озера, и даже в пересыхающие и пещерные водоемы.
Самые крупные рыбы живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела до 20 м. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей, довольствуется поеданием планктона, как и гигантская акула. Только она не фильтрует планктон, а заглатывает его вместе с водой. Слайд №4
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Описание: раскрывает тему внешнее строение и скелет рыб, дети учатся анализировать и делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Цель: изучение особенностей внешнего строения и скелета рыб в связи обитанием в водной среде
Задачи:
Образовательные: раскрыть особенности внешнего строения рыб, выявить черты приспособленности к жизни в воде,
Воспитательные: воспитание любви к животным, интерес к предмету.
Коррекционные: развивать устную речь, зрительную память и внимание Слайд №2
Средства обучения: презентация
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесный, наглядный
Ход урока
I. Орг. момент
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, отгадайте загадки.
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…
(Щука) Слайд №3
В воде она живёт.
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба)
- Ребята, так о каких животных мы сегодня будем говорить?
II. Изучение новой темы
Мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Также изучим скелет рыбы.
Рыбы – это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, реки, озера, и даже в пересыхающие и пещерные водоемы.
Самые крупные рыбы живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела до 20 м. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей, довольствуется поеданием планктона, как и гигантская акула. Только она не фильтрует планктон, а заглатывает его вместе с водой. Слайд №4
Среди речных рыб первенство держит сом, длина тела 5 м. вес 300 кг. Слайд №5
Самые маленькие на земле рыбы бычки обитатели Филиппинских островов.
Длина рыбки – около двенадцати с половиной мм Слайд №6
Несмотря на разнообразие форм, размеры рыбы имеют общие признаки
Внешнее строение и скелет рыб мы будем изучать на примере речного окуня.
А сейчас мы с вами начертим таблицу и будем заполнять по ходу урока Слайд №7
Тело рыбы разделено на голову, туловище и хвост. Заметных границ между отделами тела нет. Голова постепенно переходит в туловище, а туловище в хвост.
1.Форма тела. Демонстрация таблицы.Слайд№8
Тело у большинства рыб имеет обтекаемую форму, т. е. сжатую по бокам. (запись в тетради) Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются. Встречаются и другие формы тела. Например стреловидная-тело вытянуто, голова сжата с боков. Рыбы с такой формой тела являются великолепными пловцами. Например, та же щука, которая стремительно бросается за добычей из-за укрытия, похожа на стрелу. Торпедовидная-тело рыбы обтекаемое, голова заостренная. Яркими представителями являются лосось и скумбрия. Сплющенная с боков- такая форма тела характерна для представителей карповых (лещ, плотва). Сплющенная сверху вниз такая форма у большинства скатов. Угревидная-тело вытянутое, округлое (угорь, вьюн). На строение тела рыб влияет наличие или отсутствие течения, образ жизни, питания, среда обитания. Такая форма тела помогает рыбе передвигаться в толще воды, т.е. снижает трение.
2.Чешуя и слизь. Каково их назначение?
Тело рыбы покрыто чешуёй. Чешуя защищает кожу рыбы от повреждений.( запись в тетради) Каждая чешуйка представляет собой костную пластинку. Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующую чешуйку. Снаружи чешуя защищена слоем слизи, облегчающим скольжение рыбы в воде. (Запись в тетради)
Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?
3. Плавники:
а) парные: грудные и брюшные – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз. (запись в тетради)
б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед.(Запись в тетради)
4. Плавательный пузырь. У многих рыб имеется плавательный пузырь, он помогает рыбам поддерживать тело в толще воды и обеспечивает плавучесть. Ощущение положения своего тела (Запись в тетради)
5. Боковые линии. Расположены на боковых сторонах тела рыбы. Направление и силу течения воды. (Запись в тетради)
6. Окраска рыб разнообразна.
- Рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске).
- Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.
- Почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?
Для некоторых рыб окраска служит защитой от хищных рыб, а у некоторых выполняет маскировочную функцию.(Запись в тетради)
7.Зрение Глаза. С помощью глаз рыба различает предметы в воде (Запись в тетради). Рыба хорошо видит на близком расстоянии. Глаза рыбы могут видеть на расстоянии до 1 м. некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 - 12 м
8. Обоняние Ноздри. Восприятие запахов растворенных в воде.(запись в тетради)
Результат заполнения таблицы слайд №9
Физкультминутка.
Скелет окуня Заполнить таблицу (Слайд №10)
Скелет рыбы состоит из черепа (запись в тетради), который образован крупными костями, на черепе расположены жаберные крышки. Защищает головной мозг, удерживает добычу (запись в тетради).
Основу скелета составляет позвоночник. Позвоночник тянется вдоль всего тела и неподвижно соединен с черепом. Поэтому рыб называют позвоночными животными. Позвоночник состоит из отдельных костей позвонков. Позвоночник составляет опору тела и защищает спинной мозг (запись в тетради). К нижним отросткам позвонков прикрепляются рёбра (запись в тетради). Ребра защищают внутренние органы рыбы (запись в тетради). Скелет плавников (запись в тетради состоит из большого числа мелких костей, обеспечивают горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз, вперед (запись в тетради)
III. Закрепление материала.
Задание: стрелками установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде Слайд №11
IV. Подведение итогов урока.
Рыбы хорошо приспособлены к водной среде, Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие им передвижение в воде, органы чувств, которые позволяют им ориентироваться в водной среде.
V. Выставление оценок с комментариями.
VI. Домашнее задание. Читать отвечать на вопросы стр. 46 – 49