kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока по теме "Многообразие и значение надкласса рыб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по учебнику: Захарова В. Б, Сонина Н. И, Захаровой Е. Т.. Биология. "Многообразие живых организмов" с использованием метода проектов

.

Цель урока:

 

обучающий аспект:

  • выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
  • установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
  • формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в  группах);
  • освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;

 

развивающий аспект:

  • развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Систематика и многообразие надкласса Рыбы»);
  • развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных  и Хрящевых рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
  • развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);

 

воспитывающий аспект:

  • воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).

Просмотр содержимого документа
«Урок Молчан Т.Л.»

МКОУ Октябрьская СОШ №1

Тема урока: "Систематика и многообразие надкласса Рыбы".

7-й класс.

По учебнику: Захарова В. Б, Сонина Н. И, Захаровой Е. Т.. Биология. Многообразие живых организмов.















Учитель биологии Молчан Татьяна Леонидовна





Цель урока:


обучающий аспект:

  • выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;

  • установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;

  • формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в группах);

  • освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;


развивающий аспект:

  • развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Систематика и многообразие надкласса Рыбы»);

  • развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных и Хрящевых рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;

  • развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);


воспитывающий аспект:

  • воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;

  • воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).

Формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оснащённость урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал, интерактивнвная презентация, выполненная в программе Power Point.

Этапы урока: 

  • актуализации опорных знаний;

  • подготовка к активной познавательной деятельности;

  • усвоения новых знаний и способов действий;

  • первичная проверка понимания;

  • итог на рефлексивной основе.





Ход урока.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Этап актуализации опорных знаний. (5 мин)

Цель: проверка знаний полученных ранее.


Форма работы: индивидуальная.


Методы работы: продуктивные.


Перед учащимися ставится задание: пройти тестирование по теме: «Рыбы».

Приложение №1, 5






1. Учащиеся проходят тест «Рыбы» с альтернативным выбором ответ. Норма оценивания: 61% - «3»; 85% - «4»; 91% - «5».

2.Взаимопроверка с выставлением оценок в лист учета знаний.

(Слайд1,2)

Этап подготовки к активной познавательной деятельности. (до 5 мин)


Цели: обеспечить мотивацию к принятию цели учебно-познавательной деятельности.

Постановка задач урока и их актуализация.

Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока;

развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять;
воспитывающий аспект: при работе в парах умение слушать других, терпимость к ошибкам товарищей.


Формы работы: фронтальная.


Методы работы: репродуктивные, продуктивные.

Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб.

Исходя из темы урока, какие задачи ставим?

(Добиваюсь постановки задач учащимися.)

1. Выявить основные характерные признаки

систематических групп рыб.

2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб.

3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека.

Подвести учащихся к целеполаганию урока: 

способы систематизации и структурирования материала.

Фиксация темы на доске. (Слайд№3)

1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые.

2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?»

3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока.


Этап усвоения новых знаний (25 мин)



Цели: О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы;

Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы;

В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: продуктивные, частично-поисковые. Составление мини-проекта

1.Организация деятельности по достижению целей урока

Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника и раздаточному материалу: Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

задание группе №1 - Акулы

задание группе №2 – Скаты

задание группе №3 – Лучеперые

задание группе №4- Костнохрящевые

задание группе №5- Двоякодышащие.

задание группе №6 – Кистеперые рыбы.

Карточка проекта:

Тема: «Разделение надкласса Рыб на отряды и подотряды»

Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Объект исследования: рыбы

Цель работы: установить причины разделения рыб на отряды и подотряды

Задачи:

- определить особенности строения подотряда акул;

- установить примеры рыб, относящихся к данному подотряду;

- установить значение данных рыб в природе.

Рабочая гипотеза: разделение надкласса рыб на отряды и подотряды

связано с особенностями их строения.

Результаты исследований:

(Приложение 2 и 3)

1.Работают с текстом учебника и дополнительной литературой.





2. Выполнение работы в группах по составлению проектов.




2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб:

По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации.

Фиксация особенностей в таблице.

2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты).

3.Заполняют таблицу проектов


Этап первичной проверки понимания (5 мин)

Цели:

О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации;

Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: продуктивный

1. Гипотеза подтвердилась?

2. Какие цели ставили? Цели выполнили?

3. Выполнение заданий по первичному усвоению материала. (приложение 5)

4. Реализовали мы поставленную задачу?
Есть ли вопросы, затруднения?

5. Оцените работу на уроке по рефлексивным карточкам.

6. Домашнее задание

  • Стр.188- ответить на вопросы

  • Оформить проект своей группы в виде презентации*

  • Предложить и оформить свой проект по теме Надкласс рыбы*

  • Творческое задание* (приложение 6)

1.Отвечают, возвращаясь к цели урока

2. Учащиеся проходят тесты по систематике рыб.

3. Самооценка выполнения теста и работы на уроке.

4. Записывают дом. Задание.





Приложение №1


1 вариант


Выбери правильные ответы:


  1. Все рыбы имеют обтекающую форму тела

  2. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

  3. Глаза рыб не имеют век

  4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки

  5. Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки

  6. Сердце рыб трехкамерное.

  7. Кровь в предсердии венозная, а в желудочке – артериальная

  8. Нерест у рыб происходит только в теплое время года

  9. Вышедшие из икринок зародыши рыб питаются одноклеточными растениями и микроскопическими рачками

  10. Рыбы гермафродиты.



2 вариант


Выбери правильные ответы:


  1. Тело большинства рыб имеет чешую, которая содержит эмалевые зубцы

  2. Границами головы, туловища и хвоста служат жаберные крышки и спинной плавник

  3. Рыбы не имеют органов слуха

  4. Остатки хорды у большинства рыб находятся между позвонками

  5. Кровеносная система рыб замкнутого типа

  6. При увеличении объема плавательного пузыря рыба всплывает

  7. Органами выделения рыб являются почки, мочевого пузыря нет

  8. Все рыбы раздельнополые животные

  9. У рыб один круг кровообращения.

  10. Есть плавательный пузырь, заполненный воздухом.















Приложение №2


Оформление мини-проекта

Тема: «Разделение надкласса Рыб на отряды и подотряды»

Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Объект исследования: рыбы

Цель работы: установить причины разделения рыб на отряды и подотряды

Задачи:

- определить особенности строения подотряда акул;

- установить примеры рыб, относящихся к данному подотряду;

- установить значение данных рыб в природе.

Рабочая гипотеза: разделение надкласса рыб на отряды и подотряды

связано с особенностями их строения.

Результаты исследований:


Подкласс

Характеристика

Примеры

Акулы




Скаты






Костнохрящевые




Лучеперые




Кистеперые




Двоякодышащие



Выступление начинается со слов: В ходе исследования мы выяснили, что….Заканчивается выступление словами: Гипотеза подтвердилась

Приложение № 3

Кистепёрые рыбы (лат. Crossopterygii) — надотряд, древняя и почти полностью вымершая группа рыб. Особенностью кистепёрых являются плавники, в основании которых расположена мышечная лопасть. В настоящее время единственный представитель кистепёрых — латимерии — обитают в районе Коморских островов на глубине 400—1000 метров. До недавнего времени считали, что представители кистепёрных рыб вымерли около 7 млн. лет назад.. Рыбы имели длину  от 7 см до 5 метров, были малоподвижны. Кистеперые рыбы имели многочисленные конические зубы, что выдает в них серьезных хищников. Скелет мясистых плавников состоял из нескольких разветвленных в форме кисти сегментов, вот ученые и дали название этим «ископаемым» рыбам - «кистеперые». В 1938 году у южных берегов Африки, в Индийском океане, был пойман с глубины 70 м первый экземпляр неизвестной рыбы. Настоящей сенсацией стала живая кистеперая рыба, которую случайно поймали в 1938 в Южной Африке в устье реки Халумнэ на глубине 70 м.  Рыба имела длину около 150 сантиметров и весила 57 килограммов. Профессор Дж. Смит отнес ее к целакантам и в 1939 опубликовал описание нового вида. Рыбу нового вида, относящуюся к вымершим «ископаемым» рыбам назвали латимерией (Latimeria  chalumnae), в честь хранительницы музея мисс Куртенэ-Латимер, передавшей первый выловленный экземпляр рыбы ученым. В дальнейшем выяснили, что местные рыбаки, оказывается, уже и раньше ловили кистеперых рыб и употребляли их в пищу. Второй экземпляр был пойман на удочку с глубины 15 м в том же районе. К 1980 году было выловлено более 70 латимерий У латимерии 7 плавников, 6 из них – сильные, крепкие, хорошо развиты, напоминают конечности (лапы). Во время передвижения латимерия становится на эти парные плавники и, перебирая ними как лапами, перемещается. Латимерии являются  яйцеживородящими. Их ярко-оранжевые яйца 9 см в диаметре весят до 300 г. Беременность у латимерий длится около 13 месяцев, а крупные яйца имеют характерный ярко-оранжевый цвет.  Длина тела новорожденных детенышей достигает 33 см.

Двоякодышащие рыбы – это очень древняя, немногочисленная группа пресноводных рыб. Эта группа рыб совмещает примитивные признаки с особенными чертами высокой приспособленности к жизни в пресных водоемах, обедненных кислородом. У современных представителей большая часть скелета остается хрящевой пожизненно.
Некогда двоякодышащие рыбы были мно­гочисленны, но сейчас их сохранилось всего 6 видов. Африканские протоптеры (их 4 вида) и южноамериканский лепидосирен имеют по два лёгких, а австралийский рогозуб, или баррамунда, — только одно. Рогозубы кажутся специально созданными для жизни в загнивающей воде болотных тря­син. Когда в перегретой стоячей воде, почти лишённой кислорода, погибнут все рыбы и другие животные и от их разлагающихся тру­пов вода превращается в зловонную жижу, рогозубы, оставшиеся в одиночестве, как ни в чём не бывало, нежатся в грязи. Отсутствие в воде кислорода двоякодышащим рыбам нипо­чём. Наличие лёгких помогает обеспечить их организм кислородом. И всё же, если водоём совсем высыхает, рогозубы гибнут. А африканские протопте­ры — нет. Они приспособились к жизни в пересыхающих водоёмах. Ещё в начале засушливого сезона протоптеры в срочном по­рядке роют, точнее, выедают на дне водоёмов норы глубиной до полуметра, захватывая ил ртом или выгрызая кусочки глины и выбра­сывая измельчённый грунт через жабры. Пока вода ещё полностью не высохла, рыба сидит в норе, высунув наружу голову, и время от времени поднимается к поверхности, чтобы поды­шать воздухом, т. к. в воде в этот период кисло­рода почти не остаётся. Когда засуха усилится и дно обнажится, протоптер всё в той же позе — головой вверх — складывается пополам и при­крывает глаза хвостом. Теперь он больше не расчищает вход в нору, и отверстие заполняется жидким илом. С этого момента кожные желёзки протоптера начинают усиленно вырабатывать слизь, кото­рой пропитываются стенки норы. В результате вокруг рыбы образуется оболочка из смеси ила и слизи. В разгар засухи, когда подсохнет обна­жившееся дно, жидкая оболочка затвердевает, превращаясь в надёжную капсулу. Это предох­раняет рыбу от дальнейшего обезвоживания.

ЛУЧЕПЕРЫЕ РЫБЫ (Actinopterygii), подкласс костных рыб (Osteichthyes), обитающих почти во всех водоемах. Для них характерны окостеневший скелет, жаберной крышки, прикрывающей жаберные щели, и эритроцитов (красных кровяных клеток) с ядрами. У большинства представителей этого класса имеется чешуя. Костные рыбы известны со времен девонского периода, тогда они были покрыты прочной чешуей и жили в пресных водах. Объединяющий свыше 20 тысяч видов (97% всех видов рыб). Лучеперые известны со среднего девона начиная с карбона доминируют над всеми рыбами. Хорда у них полностью не сохраняется. Имеются парные плавники: тонкие, подвижные, они образованы эластичной кожной мембраной, натянутой на гибкие костные лучи. Такие плавники идеальны в роли рулей и весел, но также выполняют и другие функции. Например, многие лучеперые вентилируют грудными плавниками, как веером, свою икру. У бычков плавники видоизменились в присоску, летучие рыбы используют их для планирующего полета. Брюшные плавники у многих белонтиевых выполняют осязательные функции. Спинной плавник один, вторично могут быть два или три. Плавательный пузырь обычно есть.

Представители :

Ерш. Это пресноводная рыба, обитающая в водоёмах Европы и северной Азии, вблизи дна в озёрах, запрудах, вблизи берегов рек, предпочитает песчаное дно или гравий. Длина взрослой рыбы — около 10 см. Питается главным образом придонными беспозвоночными, иногда — мелкой рыбой и некоторыми растениями. На ерша в свою очередь охотятся более крупные рыбы. Кроме того, ершей активно ловят бакланы, разные виды цапель, маленьких особей — обыкновенный зимородок, луток и крохаль.

Пираньи достигают длины в 30 см и веса до килограмма. Взрослая пиранья — крупная рыба, оливково-серебристая с фиолетовым или красным отливом. По краю хвостового плавника проходит чёткая чёрная кайма. У молодых пираний окраска серебристая, бока с чёрными пятнами, брюшные анальный плавники красноватые. Строение нижней челюсти и зубов позволяет пиранье вырывать из добычи крупные куски мяса. Зубы у пираний имеют вид треугольника высотой 4-5 мм и расположены так, что зубы верхней челюсти ровно входят в пазы между зубами нижней челюсти. Челюсти действуют двумя способами: при смыкании челюстей мясо отрезается как бритвой острыми зубами, при смещении сомкнутых челюстей в горизонтальном направлении рыбы могут откусывать более плотные ткани — жилы и даже кости. Взрослая пиранья может перекусить палку или человеческий палец. 

Сайра населяет субтропические и умеренные воды Тихого океана, как по азиатскому, так и по американскому побережьям: от Японского моря и восточного побережья Японии до Калифорнии. Морская стайная рыба. Тело удлиненное, сжатое с боков, покрыто мелкой чешуей. Кости скелета имеют зеленоватый оттенок. Это рыбы с мелкой чешуей, большим ртом и длинными верхней и нижней челюстями. Представители этого семейства (сайра, макрелещука) имеют ряд мелких плавников между спинным и хвостовым и между анальным и хвостовым плавниками.  Сайра достигает длины тела до 40 см, массы до 200 г. Предельный возраст 6-7 лет. Основу уловов составляют рыбы трех, четырех лет. 

Щука (лат. Esox) — род пресноводных рыб, единственный в семействе щуковых (Esocidae). Типовой вид рода — Esox lucius (щука обыкновенная). Распространена в Европе, Сибири, Северной Америке. Щуки могут достигать 1,8 м в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду



Хрящекостные рыбы

Почти все рыбы этого подкласса или проходные или пресноводные; для метания икры проходные, а равно и живущие в озёрах входят в реки. Осетровые рыбы в высшей степени плодовиты и число яичек у крупных особей определяется в несколько миллионов. Кроме весеннего хода в реки для нереста, осетровые рыбы входят местами в реки также осенью для зимовки. Держатся эти рыбы преимущественно у дна, питаются различной животной пищей: рыбой, моллюсками, червями, насекомыми. Длина тела до 6 м атлантический и белый осетры масса — до 816 кг белый осётр. Белуга — одна из самых крупных пресноводных рыб, достигает тонны веса и длины 4,2 м. Как исключени указывались особи до 2 т и 9 м в длину. Хрящекостные рыбы имеют важное промысловое значение, исконно их называли красной рыбой — за особую ценность. Мясо их высоко ценится, ещё более ценный продукт составляет знаменитая чёрная икра; кроме того, плавательный пузырь даёт ценный клей, спинная струна употребляется в пищу под названием вязиги.






























Приложение №4




Выбрать верные утверждения.


1) У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками.

2) Самая крупная акула – китовая.

3) Большинство скатов ведут придонный образ жизни.

4) Акулы и скаты ведут придонный образ жизни.

5) Все акулы опасны для люде.

6) Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру.

7) Хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь.

8) Кожа хрящевых рыб покрыта чешуёй.

9) Тело скатов имеет торпедообразную форму тела.

10) Окраска скатов покровительственная.


Выполнить тест:


К классу костных рыб не относится:

а) карп; б) скат; в) окунь; г) латимерия.

2.Костные рыбы в отличии от хрящевых, имеют:

а) грудные и брюшные плавники; б) обтекаемую форму тела;

в) жабры, покрытые жаберными крышками;

г) развитый хвостовой плавник.

3.Число камер в сердце рыб:

а) две; б) три; в) одна г) четыре.

4.Приспособлением рыб к водной среде не является:

а) наличие парных плавников; б) боковая линия;

в) головной и спинной мозг; г) дыхание при помощи жабр.

5.Кровеносная система рыб:

а) имеет один круг кровообращения; б) имеет два круга кровообращения;

в) имеет трёхкамерное сердце; г) незамкнутая.

6.С помощью плавательного пузыря рыба:

а) переваривает пищу; б) быстрее передвигается;

в) воспринимает направление и силу тока воды;

г) опускается на глубину или всплывает.

7.К хрящевым рыбам не относится:

а) акула белая; б) химера европейская;

в) сом обыкновенный; г) скат двукрылый.

8.Лёгочное дыхание характерно для рыб:

а) химеровых; б) кистепёрых; в) лососеобразных; г) акул.

9.Латимерия – представитель рыб:

а) окунеобразных; б) кистепёрых; в) карпообразных; г) сельдеобразных.

10.Жабры закрыты жаберными крышками у:

а) акулы б) ската в) окуня; г) химеры.





Приложение №5

ФИ учащегося______________________________________________________

Вид работы

Взаимооценка

Самооценка

Проверка д./ з.



Работа с мини проектом



Выступление



Усвоение новой темы



Уважаемые ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение от урока.



ФИ учащегося______________________________________________________

Вид работы

Взаимооценка

Самооценка

Проверка д./ з.



Работа с мини проектом



Выступление



Усвоение новой темы



Уважаемые ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение от урока.













Приложение № 6

Из частей, каких рыб образовано изображенное на рисунке фантастическое животное? Укажите и надпишите на рисунке характерные признаки, отражающие принадлежность выбранного вами варианта рыб к определенной части

Просмотр содержимого презентации
«многообразие рыб»

Ответы  1 вариант 2 вариант

Ответы

1 вариант

2 вариант

  • +
  • +
  • -
  • +
  • +
  • +
  • -
  • +
  • +
  • +
  • +
  • +
  • +
  • +
  • -
  • -
  • -
  • -
  • +
  • +
Оцени товарища: «5» - 9 верных ответов «4» - 7 верных ответов «3» - 5 верных ответов

Оцени товарища:

«5» - 9 верных ответов

«4» - 7 верных ответов

«3» - 5 верных ответов

Многообразие рыб.

Многообразие рыб.

Цели:

Цели:

  • Познакомится с классификацией рыб
  • Представителями систематических групп и их особенностями
  • Значением рыб
Тип : Хордовые  Подтип : Черепные /позвоночные/  Раздел : Челюстные  Надотряд : Рыбы  Класс: Хрящевые Костные

Тип : Хордовые

Подтип : Черепные /позвоночные/

Раздел : Челюстные

Надотряд : Рыбы

Класс:

Хрящевые

Костные

Многообразие рыб

Многообразие рыб

Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Проблема:

причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Подкласс акул . Верхний ряд, слева на право: китовая, акула-нянька, гигантская. Нижний ряд, слева на право: белая, мако, морская лисица.

Подкласс акул .

Верхний ряд, слева на право: китовая, акула-нянька, гигантская.

Нижний ряд, слева на право: белая, мако, морская лисица.

Подкласс скатов Верхний ряд, слева на право: пила-рыба, ромбовый скат,пятнистый скат. Нижний ряд, слева на право: манта, скат-хвостокол, электрический скат.

Подкласс скатов

Верхний ряд, слева на право: пила-рыба, ромбовый скат,пятнистый скат.

Нижний ряд, слева на право: манта, скат-хвостокол, электрический скат.

Подкласс Лучеперые рыбы. Сом окунь Форель Морской конек

Подкласс Лучеперые рыбы.

Сом

окунь

Форель

Морской конек

Сайра Пиранья Щука

Сайра

Пиранья

Щука

Подкласс Хрящекостные рыбы. Стерлядь Осетр Лопатоносы

Подкласс Хрящекостные рыбы.

Стерлядь

Осетр

Лопатоносы

Подкласс Двоякодышащие Африканский протоптер.

Подкласс Двоякодышащие

Африканский протоптер.

Подкласс Кистеперые Латимерия

Подкласс Кистеперые

Латимерия

Значение рыб

Значение рыб

Подкласс

Акулы

Характеристика

Скаты

Примеры

Скелет хрящевой. Жаберные крышки отсутствуют. Грудные и брюшные плавники расположены горизонтально, плавательный пузырь отсутствует.

Китовая , акула-нянька, гиганская, белая, мако, морская лисица

Тело уплощено в спинно­брюшном направлении. Скелет хрящевой. Жаберные крышки отсутствуют. Жаберные щели у них переместились на брюшную сторону

Костнохрящевые

Лучеперые

Пила-рыба , ромбовый , пятнистый , манта, хвостокол, электрический

Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Скелет, и хорда, одетая толстым футляром. Мозговой череп сплошь хрящевой, прикрытый снаружи костями, формирующими крышу черепа

Белуга , осетр, стерлядь

Окостеневший скелет, жаберные крышки, Хорда у них полностью не сохраняется. Имеются парные плавники: тонкие, подвижные, они образованы эластичной кожной мембраной, натянутой на гибкие костные лучи.

Кистеперые

Окунь, сайра, щука, сом,

Двоякодышащие

Хорда . Череп хрящевой. Плавники мясистые, похожие на лопасти

Латимерия

Есть хорда , а позвоночный столб представлен зачатками позвонков. Жаберное и легочного дыхания.

Протоптер, чешуйчатник, рогозуб

Рабочая гипотеза:  разделение надкласса рыб на отряды и подотряды с вязано с особенностями их строения.

Рабочая гипотеза: разделение надкласса рыб на отряды и подотряды с вязано с особенностями их строения.

Цели:

Цели:

  • Познакомится с классификацией рыб
  • Представителями систематических групп и их особенностями
  • Значением рыб
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр.188- ответить на вопросы
  • Оформить проект своей группы в виде презентации*
  • Предложить и оформить свой проект по теме Надкласс рыбы*
  • Творческое задание*
Подведение итогов. Выбери верные утверждения: Выбери верные утверждения:  2, 3, 6, 8, 10. Выбрать один ответ из четырёх: Выбрать один ответ из четырёх:    1.Б 6.Г    2.В 7.В    3.А 8.Б    4.В 9.Б    5.А 10.В

Подведение итогов.

  • Выбери верные утверждения:
  • Выбери верные утверждения:

2, 3, 6, 8, 10.

  • Выбрать один ответ из четырёх:
  • Выбрать один ответ из четырёх:

1.Б 6.Г

2.В 7.В

3.А 8.Б

4.В 9.Б

5.А 10.В

Оцени себя «5» - 13 верных ответов «4» - 10 верных ответов «3» - 8 верных ответов

Оцени себя

«5» - 13 верных ответов

«4» - 10 верных ответов

«3» - 8 верных ответов

Уважаемые ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение от урока.

Уважаемые ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение от урока.

Благодарю за внимание и работу.

Благодарю за внимание и работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация и конспект урока по теме "Многообразие и значение надкласса рыб"

Автор: Молчан Татьяна Леоновна

Дата: 16.08.2014

Номер свидетельства: 112011

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства