Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Создание проблемной ситуации: Задание 1 Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи. Вопрос классу: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых? ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ. Задание 2 Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в школе (сл.3). Для этого ученикам предлагается три схемы: Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами? Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами? Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей. Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом? Ученики: Это объединение людей. Учитель: А что их объединяет? Ученики: Какая-либо деятельность. Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете? Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью. Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество? Ученики: Можно. Учитель: Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”. Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей? Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел. Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному? Ученики: Нет, все муравьи образуют семью. Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному? Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник. Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим? Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным. Ситуация "Прогноз" Организация работы с таблицей (сл 5), Анализ закономерности пчелиной семьи. Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье. Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске. Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока. Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки. После выполнения задания учитель задает вопросы к классу: Все справились с заданием? Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно? Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала. Групповая работа: используя текст дополнительного материала (прил 2) выполнить задания в группах через использование кластера 1 группа: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам? 2 группа: Зачем муравью муравейник? 3 группа: Как общаются муравьи? При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы. Корректирующая работа: выслушивает ответы учащихся, делает поправки, оценивает через похвалу. Дескриптор: Обучающийся - Ответить на проблемный вопрос - Раскрыть вопросы по теме - Дать представление об общественных животных Задание PISA Задание №1, № 2 (по вариантам) Дескриптор: Обучающийся - Дает научное объяснение явлений - указывает значимость что цветы не смогут образовывать семена без опыления. Номер вопроса | CS600Q01 | Компетенция | Научное объяснение явлений | Знание – Система | Содержание – Живая | Контекст | Местный/Национальный – Качество окружающей среды | Когнитивный уровень | Средний | Формат вопроса | Открытый ответ – кодируется экспертом | Задание № 2 Дескриптор: Обучающийся - применяют методы естественнонаучного исследования; - воздействие инсектицидов на пчелиные улья ; - Вспомнить применение разных химических инсектицидов; - Демонстрация понимания вопроса. Номер вопроса | CS600Q02 | Компетенция | Применение методов естественнонаучного исследования | Знание – Система | Процедура | Контекст | Местный/Национальный – Качество окружающей среды | Когнитивный уровень | Средний | Формат вопроса | Сложный множественный выбор – Балл определяется компьютерной программой | |