kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека». 

Материал также содерджит доп информацию и карточки для работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение."»

КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека». 7 класс


Предмет: Биология

Неделя

День

Урок №

Класс: 7

Название занятия:


Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

Общая цель:

Изучить особенности поведения общественных насекомых показать роль общественных насекомых в природе и практическое значение для человека.

Ожидаемый результат:



Учащиеся знают каких насекомых относят к общественным, их разделение внутри отряда, определяют роль в природе и жизни человека, умеют самостоятельно прорабатывать учебный материал, развивают навыки работы в коллаборативной среде, развивают свой познавательный интерес, применяют полученные знания на практике

Тип урока:

Комбинированный.

Методы урока:


Частично-поисковый, словесно-иллюстративный, демонстрационный.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:


Учебник «Биология 7 класс», карточки-опросники, раздаточный материал, презентация «Общественные насекомые», карточки критериального оценивания, дополнительный материал.


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Орг.момент (1 мин)

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой класса через «Подари тепло своей ладони»

Приветствуют учителя, дежурный по классу отмечает отсутствующих. Учащиеся обменивают друг с другом улыбками, желают удачи на уроке

Опрос домашнего задания (10 мин)

Индивидуальная работа : написать эссе «Мои любимые насекомые»

Слушает ответы, оценивает через похвалу

Выполняют задание, отвечают по желанию, оценивание через аплодисменты

Основная часть

(25 мин), презентация


Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.


Создание проблемной ситуации:

Задание 1

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Вопрос классу: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

Задание 2

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в школе (сл.3).

Для этого ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество?

Ученики: Можно.

Учитель: Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Ситуация "Прогноз"

Организация работы с таблицей (сл 5), Анализ закономерности пчелиной семьи.

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?

  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Групповая работа: используя текст дополнительного материала (прил 2) выполнить задания в группах через использование кластера

1 группа: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

2 группа: Зачем муравью муравейник?

3 группа: Как общаются муравьи?

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.


Корректирующая работа: выслушивает ответы учащихся, делает поправки, оценивает через похвалу.

Дескриптор: Обучающийся

- Ответить на проблемный вопрос

- Раскрыть вопросы по теме

- Дать представление об общественных животных


Задание PISA

Задание №1, № 2 (по вариантам)


Дескриптор: Обучающийся

- Дает научное объяснение явлений

- указывает значимость что цветы не смогут образовывать семена без опыления.

Номер вопроса

CS600Q01

Компетенция

Научное объяснение явлений

Знание Система

Содержание – Живая

Контекст

Местный/Национальный – Качество

окружающей среды

Когнитивный уровень

Средний

Формат вопроса

Открытый ответ – кодируется экспертом





Задание № 2


Дескриптор: Обучающийся

- применяют методы естественнонаучного исследования;

- воздействие инсектицидов на пчелиные улья ;

- Вспомнить применение разных химических инсектицидов;

- Демонстрация понимания вопроса.





Номер вопроса

CS600Q02

Компетенция

Применение методов естественнонаучного исследования

Знание Система

Процедура

Контекст

Местный/Национальный – Качество окружающей среды

Когнитивный уровень

Средний

Формат вопроса

Сложный множественный выбор – Балл определяется компьютерной программой













Внимательно слушают задание, отвечают на задание, определяют тему урока.
















































Сравнивают схемы, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, записывают в тетрадь





Записывают в тетрадь

































































Оценивание ФО


Оценивание через комментарии, похвала.



















































Поисковая деятельность учащихся.

Класс делится на 3 группы (случайное образование групп), распределяют обязанности в группе, изучают текст, анализируют его, выполняют постер. После выполнения задания – защита, оценивание через стикеры, по критериям составленными учителем


Критерии оценивания:

Зеленый стикер-5

Розовый стикер-4

Желтый стикер-3





Полный ответ-5 баллов

Не полностью раскрыли вопрос-4 баллов

Не раскрыли суть-3 баллов


Физминутка (1 мин)

Упражнения на снятие физического напряжения с ОДС учащихся

Выполняют упражнения.

Закрепление нового материала

( 5 мин)

1. Ситуация «выбор»

Фронтальный опрос учащихся:

Какие насекомые относятся к общественным?

Назовите состав и особенности пчелиной семьи.

Назовите состав и особенности муравьиной семьи.

Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?

Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?

Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?


Дескриптор: Обучающийся

-Изучить особенности поведения общественных насекомых

- Показать роль общественных насекомых в природе

- практическое значение для человека.


Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге

- к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;

- муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;

- муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;

- пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.

- внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;

- пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;

- пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека

Отвечают на вопросы учителя.



Рефлексия

(2 мин)

Предлагает учащимся оценить урок стикерами, сл. «Оцени урок»

Используя стикеры оценивают урок и свое участие на уроке

Задания на дом:

(1 мин)

§43 стр167-172. Сл.11

Подумай и ответь:

  1. Что такое муравейник и что такое улей? Ввсе ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

  2. Почему муравьи не могут жить по одному?

  3. Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?


Записывают домашнее задание


Карточка №1


Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?


Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.


Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).


Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.


Карточка № 2


Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?


Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.


Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.


Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.


Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.


Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.


Карточка № 3


Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?


При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.


Обзор задания. Синдром гибели пчелиных семей

Это задание связано с явлением, известным как синдром гибели пчелиных семей. Стимульные материалы включают короткий текст, описывающий это явление и график, показывающий результаты исследования связи между инсектицидом имидаклопридом и синдромом гибели пчелиных семей.


Задание № 1 PISA

Для получения балла за правильный ответ на этот вопрос, учащиеся должны были дать объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что цветы не смогут образовывать семена без опыления. Компетенция для этого задания - «Научное объяснение явлений», от учащихся требуется дать объяснение на основе имеющихся у них естественнонаучных знаний.


Номер вопроса

CS600Q01

Компетенция

Научное объяснение явлений

Знание Система

Содержание – Живая

Контекст

Местный/Национальный – Качество

окружающей среды

Когнитивный уровень

Средний

Формат вопроса

Открытый ответ – кодируется экспертом



Дескриптор


Обучающийся

- дает научное объяснение явлений ;


  • указывает значимость что цветы не смогут образовывать семена без опыления.















Задание № 2


Учащихся просят выбрать один из трех вариантов в каждом выпадающем меню, чтобы продемонстрировать понимание вопроса, изучаемого в исследовательском эксперименте. Эти варианты включают:

  • гибель пчелиных семей

  • концентрация вещества имидаклоприда в пище

  • невосприимчивость пчѐл к имидаклоприду

Ответ, что исследователи тестировали воздействие концентрации вещества имидаклоприда в пище на гибель пчелиных семей, правильно идентифицирует независимые и зависимые переменные в эксперименте.


Номер вопроса

CS600Q02

Компетенция

Применение методов естественнонаучного исследования

Знание Система

Процедура

Контекст

Местный/Национальный – Качество окружающей среды

Когнитивный уровень

Средний

Формат вопроса

Сложный множественный выбор – Балл определяется компьютерной программой


Дескриптор Обучающийся

  • применяют методы естественнонаучного исследования;

  • воздействие инсектицидов на пчелиные улья ;

  • Вспомнить применение разных химических инсектицидов;

  • демонстрация понимания вопроса.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Казмуканова Багдат Ериковна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. ». 7 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "ksp-uroka-po-tiemie-pchioly-i-murav-i-obshchiestviennyie-nasiekomyie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "215986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432836342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства