Открытый урок по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости"
Открытый урок по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости"
Цель урока: достичь знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в этом физиологическом процессе, отрицательном влиянии никотина и алкоголя на ферменты слюны; сформулировать правила ухода за ротовой полостью.
Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении.
Развивающие: развитие мыслительных способностей учащихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.
Воспитательные: разъяснять влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости, привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приема пищи, ее качества, сроков хранения, чистоты посуды. Воспитание санитарно – гигиенических навыков.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Методическое обеспечение: беседа, рассказ- беседа, самостоятельная работа, демонстрация с использованием рисунков и таблиц
Оборудование: таблицы «Пищеварительная система », таблица «Зубы человека», рисунки учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" »
Акмолинская область
Зерендинский район
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
В 8 КЛАССЕ
«Пищеварение в ротовой полости»
( гостевой урок, из опыта работы)
Учитель биологии:Соболева Т.В.
Байтерек
Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»
Цель урока: достичь знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в этом физиологическом процессе, отрицательном влиянии никотина и алкоголя на ферменты слюны; сформулировать правила ухода за ротовой полостью.
Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении.
Развивающие: развитие мыслительных способностей учащихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.
Воспитательные: разъяснять влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости, привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приема пищи, ее качества, сроков хранения, чистоты посуды. Воспитание санитарно – гигиенических навыков.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Методическое обеспечение: беседа, рассказ- беседа, самостоятельная работа, демонстрация с использованием рисунков и таблиц
Оборудование: таблицы «Пищеварительная система », таблица «Зубы человека», рисунки учебника.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (1-2мин)
2.Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант « Пищеварение»
1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).
2. Питательные вещества выполняют … (строительную и энергетическую) функции.
3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).
4. Стенка пищеварительного канала состоит из …(3..)слоев.
5. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка).
6. Самая крупная железа нашего организма – (печень).
7. Самый длинный отдел пищеварительного канала – ... (тонкая кишка).
9. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки – ... (ворсинки).
10. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать … (пищевое отравление). (Взаимопроверка)
Задание № 1 « Найди соответствие»
Даны 3 понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. (Работа в парах)
8. В ротовой полости пища размельчается, смачивается слюной и окончательно переваривается.
9.У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин , корень.
3.Актуализация знаний по изученной теме.
1.Рот без … – все равно, что мельница без жерновов. Сервантес
2.Желудок всегда «жалуется» на …
Работа с пословицами. Нужно вставить недостающее слово. Это слово Зубы. Как вы уже успели догадаться, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении в ротовой полости, зубах. Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)
Эпиграф к уроку : «Сто болезней входит через рот» - гласит китайская пословица.
Мотивация (учитель читает пример вслух).
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?
4. Изучение новой темы.
План изучения:
Изменение пищи в ротовой полости
Роль слюны и языка в пищеварении
Действие ферментов слюны на пищеварение
Глотание
Значение пищевода в пищеварении
Безусловный и условный слюноотделительный рефлексы. Методика изучения функций слюнных желез. И.П. Павлов- ученый исследователь( рассказ учителя)
5. Закрепление
Конкурс «С точностью до……"
8-10м, 1шт, 2-3л, 6-7 лет, 15лет, 32
Проблемные вопросы
1.Известно, что у детей хорошо развит сосательный рефлекс и они тащат в рот что попало, например пуговицу. Надо ли запрещать ребенку сосать пуговицу? Ответ обоснуйте. 2. У пациента была удалена средняя часть пищевода длиной 10 см, пораженная злокачественной опухолью. Можно ли вместо удаленной части пищевода использовать трубку из металла или пластика? Ответ обоснуйте.. 3. Пациент просит на поврежденный коренной зуб надеть коронку из хромоникелевой (нержавеющей) стали, а на передний зуб – из золота. Что вы посоветуете? 4. Можно ли излечить зуб с дуплом от кариеса, принимая болеутоляющие препараты и лекарственные травы? 5. Что бы вы посоветовали любителям пить горячий чай?
Ответы
1. Пуговица во время сосания может нажать на корень языка, где находятся рецепторы глотательного рефлекса, и будет непроизвольно проглочена. Кроме того, на ее поверхности могут быть возбудители болезней. Но гораздо опаснее, если ребенок вдруг вздумает закричать, засмеяться или заплакать – пуговица, находящаяся во рту может попасть в дыхательное горло.
2. Пища по пищеводу передвигается не под действием силы тяжести, а благодаря перистальтике – волнообразным сокращениям мускулистых стенок пищевода, поэтому протезирование пищевода может привести к его непроходимости.
3 Стоматологи не советуют использовать коронки из разных металлов. Разные металлы создают во рту гальваническую пару, пациент может ощущать кисловатый вкус и привкус солей металла.
4. Можно временно устранить острую боль, но зуб вы обязательно потеряете. Воспаление может перейти на надкостницу, и тогда вы узнаете, что такое настоящая боль! Так зубы не лечат!
5. Горячие напитки многократно травмируют слизистую ротовой полости и пищевод, что может привести к раку, который на здоровых тканях почти никогда не возникает. Данные статистики показывают, что рак пищевода чаще диагностируется в северных регионах и в Сибири – там, где любят употреблять горячий чай.
Беседа по вопросам:
1.Почему нельзя смеяться во время еды?.
2.В каком отделе головного мозга находится центр пищеварения?
3.В каком отделе пищеварительного канала начинается пищеварение?
4.Нужно ли жевать манную кашу – ведь она итак жидкая ?
5.Дайте обоснование народной мудрости: « Кто хорошо жует, тот долго живет»?
6.Какие виды зубов вы знаете?
7.Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
8.Почему при долгом жевании хлеба или картофеля ощущается сладковатый вкус?
9.Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желез?
10.Собака увидела пищу, и у нее началось слюноотделение. Какой это рефлекс: условный или безусловный?
Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке?
1. Функции органов в ротовой полости:
а) механическое измельчение пищи (язык, зубы); б) образование пищевого комка (слюна, язык); в) частичное расщепление углеводов (ферменты слюны); г) определение качества пищи и ее температуры (язык); д) орган речи у человека (язык, зубы, губы).
2. Регуляция слюноотделения:
а) нервная: безусловный слюноотделительный рефлекс (продолговатый мозг – центр слюноотделения; возникает при наличии пищи во рту); условный слюноотделительный рефлекс (вид и запах пищи). б) гуморальная: гормоны гипофиза, поджелудочной железы, щитовидной железы, половые железы.
3. Функция органов вкуса очень важна в процессе пищеварения.
Вопрос в конце урока
Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?