kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на областном семинаре "Сон и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Биология    

Класс: 8 класс

Тема урока: «Сон и его значение»

Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

Основные образовательные задачи:

  • Дать понятие о биологических ритмах.
  • Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.
  • Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

Основные воспитательные задачи:

  • Сформировать материалистическое представление о единстве живой и неживой природы на основе общности элементного состава
  • Развивать адекватную самооценку и взаимопроверку

Основные развивающие задачи – развить умение:

  • Анализировать факты и делать выводы
  • Работать с учебным текстом, выделяя главное
  • Обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности
  • Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в доступной форме

Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат:

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Методы обучения:   

 словесные:   рассказ, эвристическая беседа;

наглядные:  демонстрация слайдов

Методы и формы контроля:

устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка:  устный, письменный  опрос, самостоятельные практические исследования, репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа,

программированный контроль:  тестовая работа.

Оборудование: интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на областном семинаре "Сон и его значение" »


Малютина Наталья Владиславна

учитель химии и биологии

категория: первая

школы-гимназии № 6

им. Абая Кунанбаева







Предмет: Биология

Класс: 8 класс

Тема урока: «Сон и его значение»

Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

Основные образовательные задачи:

  • Дать понятие о биологических ритмах.

  • Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

  • Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.

  • Развитие навыков самостоятельной работы.

Основные воспитательные задачи:

  • Сформировать материалистическое представление о единстве живой и неживой природы на основе общности элементного состава

  • Развивать адекватную самооценку и взаимопроверку

Основные развивающие задачи – развить умение:

  • Анализировать факты и делать выводы

  • Работать с учебным текстом, выделяя главное

  • Обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности

  • Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в доступной форме


Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат:

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.


Методы обучения:

словесные: рассказ, эвристическая беседа;

наглядные: демонстрация слайдов

Методы и формы контроля:

устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка: устный, письменный опрос , самостоятельные практические исследования, репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа,

программированный контроль: тестовая работа.


Оборудование: интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint

Тип урока: комбинированный


План урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка ЗУН

  3. Мотивация к изучению нового материала

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление и обобщение нового материала.

  6. Рефлексия

  7. Подведение итогов урока, оценивание результатов, домашнее задание



Ход урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучать высшую нервную деятельность человека и мне хотелось бы построить урок следующим образом, давайте сначала вспомним материал прошлых тем, что бы закрепить и усвоить основные термины и понятия. А затем перейдем к изучению нового материала.

При изучении любого предмета, есть своя терминология, которая используются только в нем, так называемый предметный язык и я думаю вы согласитесь что термины и понятия важно знать, а тем более уметь ими пользоваться. Вам было задано повторить тему «Поведение человека и рефлекс» Давайте в виде биологического диктанта проверим ваши знания. Откройте тетради для проверочных работ, запишите тему: Биологический диктант. Правила проведения проверочной работы.

Вопросы:

  1. Совокупность сложных психических и физиологических процессов, направленная на достижение определенной цели, называется….(поведением)

  2. Изучение особенностей поведенческих реакций человека, как сознательного существа, состоянием его души занимается наука…..(психология)

  3. Наука изучающая поведение человека и животных называется….(этиология)

  4. Какой ученый физиолог указал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит рефлекторный механизм? (Сеченов И.М.)

  5. Рефлекс это- …..(ответная реакция организма на раздражитель)

  6. Эти рефлексы постоянны и не изменяются в течении всей жизни - ….(безусловные)

  7. Эти рефлексы не наследуются – (условные)

  8. К какому типу рефлекса можно отнести наши привычки? (условный)

  9. Этот тип рефлекса способствует приспосабливанию организма к условиям окружающей среды (условные)

  10. Назовите ученого, который ввел понятие высшая нервная деятельность. (И.П.Павлов)

Поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили работы.

На экране появляются правильные ответы.


Попробуйте определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

Ответ: у ребенка выработался условный рефлекс взаимосвязи белого халата с болью от укола. Боль - это защитный безусловный рефлекс. Со временем этот рефлекс затормозился, так как не подкреплялся безусловным раздражителем - болью. Допустим нянечка в детском саду тоже ходит в белом халате и у ребенка первые встречи с ней могли вызвать слезы, однако отсутствие укола со временем затормозили условный рефлекс.

2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?

Ответ: Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.

3. Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций. Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?

Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.


Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание проблемной ситуации:

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.

Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос:

? Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия


Учитель подводит к выводу: СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма.

Хотелось бы обратиться к словам русского ученого физиолога Ивана Петровича Павлова:

« Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».


Сегодня мы с вами поговорим об удивительных особенностях высшей нервной деятельности человека. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека.

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

? сколько в среднем человек отводит на сон?

Ответы учащихся

Зависит ли продолжительность сна от возраста?

До 18 часов спит новорожденный

Подростки около 8 часов

Взрослые не менее 7 часов в сутки

Во сне мы проводим треть своей жизни. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения. . Выяснено, что самый длительный период, который человек выдержал без сна, составил 11 дней. Полностью лишенные сна экспериментальные животные погибали.

Не случайно в Древнем Китае одна из самых страшных казней была через лишение человека сна.


У человека сон протекает циклично.

Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.

В настоящее время работу головного мозга и его активность можно зафиксировать при помощи электрического прибора электроэнцефалографа.

Электроэнцефалограмма - это графическая запись регистрирующая с помощью электрического прибора биотоки головного мозга, в данном случае в состоянии бодрствования и сна.

Демонстрация электроэнцефалограммы.

Работа с учебником стр 262 рис 141.


Цикл сна включает две фазы:

Первая фаза сна называется сном медленного движения глаз ортодоксальный или медленный сон. Во время этой фазы организм начинает постепенно засыпать, погружаясь в глубокий сон.

Первая фаза состоит из четырех стадий сна:

Первая стадия – неглубокий сон, во время которого человек дремлет – еще не спит, но уже и не бодрствует. Становятся активными мышцы подбородка и появляются медленные вращательные движения глазных яблок.

Вторая стадия первой фазы сна является более глубокой. Это уже настоящий здоровый сон: на ЭЭГ регистрируются так называемые сонные веретена.

Последующие третья и четвертая стадии медленного сна соответствуют все более и более глубокому сну. Физиологи иногда объединяют последние две стадии сна и называют его глубоким или медленным сном, потому что волны мозга имеют низкую частоту.

Вторая фаза сна носит название быстрый сон или парадоксальный. Почти все ночные сновидения приходятся на эту фазу сна. В это время мозг генерирует быстрые волны ЭЭГ, и движения глаз также становятся быстрее. Парадоксальный потому, что, несмотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же быстрые волны, как и в состоянии бодрствования.

Исследования показали, что 75 % ночного времени приходится на МДГ-сон, остальное – на парадоксальный (быстрый) сон, в котором происходят сновидения. Однако спящий человек не остается непрерывно в каждой их фаз или стадий сна. Совершается цикл, в котором все фазы и стадии сна поочередно сменяют друг друга. Этот цикл называется архитектурой сна. БДГ-сон и МДГ-сон поочередно сменяют друг друга в течение ночи периодами длительностью от 80 до 100 минут. Наибольшая часть глубокого сна приходится на первую треть ночи, а большая часть БДГ-сна – на ранние утренние часы.

? Можно ли сон отнести к рефлексам? И какому типу рефлекса он относится

Как и все безусловные рефлексы, центр сна и бодрствования находится в стволе головного мозга. Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку


Однако, к сожалению различные нарушения сна встречаются достаточно часто, ну и первым из таких нарушений является конечно бессонница. Бессонница может быть связана со снижением физической активности и отсутствием физического труда, но такая бессонница в первую очередь поражает пожилых людей. Но бессонница может быть вызвана не только этим… Ночная работа, активная ночная жизнь большого города, все это нарушает режимы сна и бодрствования. Огромное количество информации, которую получает современный человек за день, все это нарушает нормальное течение нашего сна, в результате может возникнуть бессонница. Что же нужно делать для того, чтобы сон был нормальным и за время сна организм мог полностью восстановиться и подготовиться к следующему дню. Давайте мы с вами попробуем составить правила «Здорового сна»



Работа в парах (составление правил в рабочих тетрадях)

"Правила Здорового сна»

  1. Придерживаться режима – сон это часть суточного ритма и поэтому должен начинаться в определенное время.

  2. Вечерние часы это часы отдыха и расслабления – время предшествующее сну не должно быть заполнено какой либо бурной деятельностью, как то танцами, музыкой, всевозможными зрелищами какими то физическими упражнениями или нагрузками

В часы перед сном следует избегать тяжелой пищи, лучше ужинать часа за да до сна.

  1. Долой кофеин, алкоголь и никотин, такие напитки как чай, кофе, кока кола, содержат кофеин и оказывают стимулирующее действие на нервную систему. В результате мы взбудоражены и не можем уснуть

  2. Создайте себе хорошую обстановку для сна. Спать лучше в затемненной, тихой, хорошо проветриваемой комнате, кровать для сна должна быть достаточно широкой и удобной. Одежда для сна должна быть свободной и не сковывать движения, подушка не должна быть слишком высокой и жесткой.

  3. Необходимо соблюдать временные рамки сна.


Запомните еще такое правило: Сном как и пищей нельзя запастись впрок. Избыточный сон так же вреден для организма как и переедание.

Крепкий и здоровый сон обеспечит восстановление работоспособности головного мозга и предохранит его от чрезмерного перенапряжения. Недосыпание к сожалению одна из самых частых причин подростковых неврозов.



Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Для вас приготовила сообщение на эту тему…


Существуют еще несколько более опасных нарушений сна. С ними вас познакомят…

Выступление учеников по теме:

а) Летаргический сон;

б) Вещие сны

Закрепление материала

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- изучили физиологию сна

- узнали значение сна

- Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма

- Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым

Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.



Подведение итогов урока.

Оценивание

Д/З: § 59 стр266 А-С


Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.


Творческое задание.

Бакинский изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибки изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителей?



Список используемой литературы и интернет источники:

  1. Универсальные поурочные разработки О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Моска 2005 г

  2. Биология 8 класс учебник для общеобразовательной школы Р.Алимкулова, Р.Сатимбеков, А. Соловьева

  3. http://interneturok.ru/

  4. http://festival.1september.ru/

  5. http://nsportal.ru/

  6. http://www.axbo.ru/


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок на областном семинаре "Сон и его значение"

Автор: Малютина Наталья Владиславна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "аналитическая справка "
    ["seo_title"] => string(24) "analitichieskaia-spravka"
    ["file_id"] => string(6) "130471"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415901664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства