kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания;
  • выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей;
  • продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.»

Урок № 31-32. Тема урока: Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Лабораторная работа № 17.

Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Цель: изучить особенности организации водорослей.

Задачи:

  • познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания;

  • выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей;

  • продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие класса друг с другом, постановка цели и задачи.

2. Мотивация.

Учитель проговаривает тему урока, цель и задачи, а затем заинтересовывает учеников информацией о том, что водоросли – это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. На Камчатке и на острове Новая Земля обычен “красный снег” из-за водоросли с красным пигментом.

3. Изучение нового материала.

– Что такое водоросли?
– Составьте синквейн слова “водоросли”. Правила составления синквейна.

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна:

1 – Водоросли
2 – Зеленые, подводные
3 – Растут, дышат, размножаются
4 – Выделяют кислород в воду.

Учитель: Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.

Беседа по вопросам (записаны на доске):

– Согласны ли вы с утверждением, что водоросли растут только в воде?
– Как водоросли живут на глубине, там же мало света?
– Могут ли водоросли передвигаться?
– Как вы думаете, почему водоросли относят к низшим растения?

Учитель выслушает ответы и дополняет.

Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет. Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.

Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Водоросли – не только автотрофы, но и гетеротрофы.

Водоросли относятся к низшим растениям. Их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним. Приуроченность к водной среде выработала у водорослей особые черты физиологии. Так, поглощение необходимых питательных веществ осуществляется всей поверхностью их тела.

Выполнение лабораторной работы “Строение зеленых водорослей”.

Цель: ознакомиться со строением зеленых водорослей.

Ход работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид водоросли.

  2. Зарисуйте водоросль.

  3. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа отдельную клетку спирогиры. Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей: оболочку, хлоропласт, ядро, цитоплазму.

Вывод: Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. .Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.

4. Закрепление.

Учитель зачитывает утверждения, а ученики отмечают верные.

  1. Водоросли только многоклеточные

  2. Саргассово море получило свое название благодаря присутствию в нем большого количества водорослей – саргассум

  3. Водоросли сильно отличаются от первоначальных форм, существовавших в древности.

  4. Многоклеточные водоросли не имеют корней.

  5. Существуют водоросли, утратившие хлорофилл и питающиеся гетеротрофно.

  6. Водоросли вызывают “цветение” водоемов.

5. Подведение итогов урока.

Ученики пробуют сами подвести итоги урока, а учитель дополняет их ответы.

Перечень основных положений урока:

  • Водоросли– низшие растения;

  • Водоросли не имеют оформленных органов, их тело называется – таллом (слоевище);

  • Ризоиды – нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате;

  • Водоросли не только автотрофы, но и гетеротрофы

  • Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.

6. Домашнее задание.

Сделать мини –сообщение о многообразии водорослей. Кластер «Водоросли и их значение для природы»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Автор: Тауханбаева Светлана Владимировна

Дата: 05.06.2018

Номер свидетельства: 472352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Флипчарт по биологии "Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей" (6 класс). "
    ["seo_title"] => string(127) "flipchart-po-biologhii-otdiely-vodorosliei-obshchaia-kharaktieristika-odnoklietochnykh-i-mnoghoklietochnykh-vodorosliei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418316167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "«Отделы Водорослей» "
    ["seo_title"] => string(19) "otdiely-vodorosliei"
    ["file_id"] => string(6) "198592"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428422108"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства