kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорный конспект "Доказательства эволюции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект составлен для самостоятельной работы обучающихся по теме "Доказательства эволюции". Представлен минимальный объем учебного материала и задания  для закрепления полученных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект "Доказательства эволюции"»

Опорный конспект

Тема: Доказательства эволюции


1.Доказательства эволюции органического мира:

-палеонтологические,

-эмбриологические,

-сравнительно-анатомические (рудименты и атавизмы, переходные формы организмов),

-биогеографические


Попробуйте ответить на вопросы:

- Какие классы позвоночных животных вы знаете? Перечислите признаки этих классов животных. Чем вы можете объяснить происхождение этих признаков?

- Как вы можете объяснить сходство гусениц бабочек с кольчатыми червями, а головастиков лягушек с личинками рыб.

- Что изучают науки палеонтологи, биогеография, эмбриология, морфлолгия, анатомия?


Палеонтологические доказательства эволюции


Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных. Палеонтологические данные указывают на смену климата, смену форм животных и растений во времени по мере изменения условий обитания. Это окаменелости, скелеты, семена и споры, отпечатки и др.

По найденным останкам скелетов восстановлен филогенетический ряд лошади от пятипалых лесных всеядных животных до современных лошадей:

Древним предком лошади является невысокое лесное животное. Но леса исчезли, на их месте появились саванны. Из-за изменения климата в сторону засушливости преимущество приобрели более высокие особи с длинными ногами и длинной шеей, уменьшенной площадью опоры для быстрого бега, с развитой зубной системой, изменился пищеварительный тракт.

Все находки древних предков данного вида, показывающие постепенное изменение организмов в ходе эволюции, составляют филогенетический ряд данного вида.


ВОПРОС. Можно ли на основании многократных находок одного вида и очень редких находок другого вида сделать вывод о том, что 1-ый вид многочислен, чем другой?


Эмбриологические доказательства эволюции


Путем сравнения развития эмбрионов позвоночных выяснено, что начальные стадии эмбриогенеза совпадают, т. к. эти стадии контролируются одними и теми же общими генами. Т.к. в результате эволюции у разных групп животных появились разные гены-регуляторы, они приводят к образованию характерных признаков соответствующих классов, отрядов, семейств, вида.

К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство».

Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.


Сравнительно-анатомические и морфологические доказательства эволюции


  1. Общность строения позвоночных: передние конечности разных классов позвоночных имеют одинаковое строение, но разную форму и степень развития из-за их функций, среды обитания.

  2. Наличие гомологичных органов – органов, развивающихся из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом, но выполняющих разные функции.

  3. Наличие рудиментов - органов, не имеющих для организма важного значения и существующих в атрофированном состоянии – глаза у кротов, скрытый скелет задней конечности у кита, третье веко у человека, мышцы, двигающие ушную раковину.

  4. Наличие атавизмов – органов, которые являются признаками возврата к предковой форме (многососковость, волосатость у человека)

  5. Наличие переходных форм – видов, обладающих признаками сразу 2-х классов, и являющихся промежуточными формами (двоякодышащие рыбы, яйцекладущие утконос и ехидна, эвглена зеленая и др.)



Молекулярные доказательства эволюции


  1. Одинаковый химический состав всех живых организмов

  2. Единый принцип строения НК и белков

  3. единый принцип генетического кода, биосинтеза НК и белков

  4. Одинаковы механизмы обмена веществ у животных и растений

  5. Одинаковое клеточное строение, половое и бесполое размножение посредством митоза или мейоза.

Завершена расшифровка геномов человека и многих животных. Путем изучения нуклеотидных последовательностей у ж/о можно определить время расхождения предковых форм организмов, составить филогенетические ряды, показывающее родство разных таксонов. Например, киты и парнокопытные более близкие родственники, чем парно- и непарнокопытные.


Биогеографические доказательства эволюции


Существует 6 биогеографических областей по Уоллесу:

- Палеоарктическая (Европа, Азия),

- Неоарктическая (С.Америка),

- Неотропическая ( Ю.Америка),

- Эфиопская (Африка),

- Индо-Малайская

- Австралийская

Ответьте на вопросы:


  1. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом? (Это связано с тем, что данные материки имели сухопутный мост через Берингов пролив, поэтому оказалось возможным переселение видов с одного материка на другой)

  2. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка),  хотя они соединены Панамским перешейком? (данные материки совсем недавно соединились, исторически они развивались раздельно)

  3. Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего? (Южная Америка и Африка были частями южного континента. После их разделения движение материков продолжалось в одинаковых условиях (широте), что привело к сходному развитию их организмов.

  4. Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?( раньше они водились и на других материках, но впоследствии вымерли, скорее всего, вытесненные плацентарными конкурентами)

  5. Почему на Британских островах флора и фауна близка к  материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных,  крупных хищников, высших обезьян?   Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).

  6. Острова по происхождению бывают материковые, коралловые, вулканические. Материковые острова имеют много общего с фауной материка.

Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?

 (Имеющиеся виды являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами.  Представители таких видов, попавшие  на  океанические острова, получают широкие возможности для размножения. Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны  На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.


7. Сделайте вывод, с чем связано современное распределение живых организмов на Земле? (с преобразованием земной коры)



Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»


  1. Макроэволюция:

а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида

б) происходит быстро и внезапно

в) надвидовая эволюция

г) доступна для наблюдения

2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:

а) аналогичные б) гомологичные

в) атавизмы г) рудименты

3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?

а) наличие ископаемых форм животных и растений

б) универсальность генетического кода

в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами

г) способность к полету насекомых и птиц

4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

а) сходство деления клеток у всех организмов

б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

г) общность строения кровеносной системы млекопитающих

5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?

а) различиями в климате

б) размерами территории

в) давней обособленностью территорий

г) форма естественного отбора

6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?

а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий

в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий

7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?

а) способность к откладыванию яиц

б) общность строения кровеносной системы
в) наличие червеобразной личинки у бабочек

г) строение конечностей

8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?

а) жабры рака и легкие кошки

б) хобот слона и рука человека

в) лапа крота и лапа обезьяны

г) глаз кальмара и глаз млекопитающего

9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:

а) разной степенью влияния естественного отбора

б) их разобщенностью в течении миллионов лет

в) различным влиянием полюсов
г) различным климатом

10. Биогенетический закон гласит:

а) органический мир развивается

б) движущей силой эволюции является естественный отбор

в) онтогенез кратко повторяет филогенез

г) материальными носителями наследственной информации являются гены,

локализованные в хромосомах

11. Аналогичные органы:

а) передняя конечность летучей мыши и кита

б) передняя конечность лягушки и крыло птицы

в) крыло бабочки и крыло птицы

г) усики гороха и колючки кактуса

12. Биогенетический закон был сформулирован

а) Шлейденом и Шванном

б) Морганом

в) Геккелем и Мюллером

г) Опариным и Холдейном

13. Дивергенцией называется

а) расхождение признаков в процессе эволюции

б) схождение признаков в процессе эволюции

в) объединение нескольких популяций в одну

г) образование изолированной группы внутри популяции

14. Микроэволюция приводит к образованию новых

а) семейств б) подвидов и видов

в) родов г) классов

15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени

а) ископаемые формы

б) островные формы

в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов

г) гомология органов



Литература:

1. Биология под ред Беляева Д.К., 2012 с. 149-157

2. Сивоглазов В.И. и др, Биология 10-11 кл., 2011, с. 254-261



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Опорный конспект "Доказательства эволюции"

Автор: Романова Людмила Валериановна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока биологии "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "164289"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422622967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства