Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции. Нервно- гуморальная регуляция».»
Открытый урок по биологии в 8 класс
Тема: Обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции.
Нервно- гуморальная регуляция».
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строение желез внутренней секреции, продолжить формирование предметных и общеучебных компетенций через выполнение различных заданий.
Задачи: создать условия для закрепления основных понятий урока; развивать у учащихся концентрацию внимания, скорость восприятия и переработки информации, способности анализировать ситуацию с помощью логики; воспитывать настойчивость в достижении цели, уважительного отношения к оппоненту, культуру речи.
Оборудование: таблица, схемы, опорный конспект по теме «Железы внутренней секреции», варианта карточек для игры «Лото», конверты с заданиями для групп, цветные жетоны, проектор, презентация, система голосования «Живой опрос», маршрутный лист, цветные карандаши, карточки с название желез.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
По признаку основного способа их проведения: урок с разнообразными видами занятий.
Форма урока: игра.
Ход урока
1. Организационный момент: Добрый день! В течение двух уроков мы с вами изучали тему «Железы внутренней секреции». Сообщение цели урока.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строение желез внутренней секреции.
На каждого учащегося составлен маршрутный лист, где будут отражаться результаты их работы по этапам, каждое задание учащиеся будут оценивать по критериям и выставлять отметку в маршрутный лист. В конце урока будут подведены итоги по маршрутным листам учащихся. (приложение 1 «Маршрутный лист»)
2.Вступительное слово учителя. В нашем организме постоянно осуществляется регуляция физиологических процессов. Для постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма.
1- этап «Путаница»
Задание по группам. (слайд «Правильное расположение схемы»)
(приложение 2 «Путаница»)
На партах в хаотичном порядке, находятся карточки с названием механизмов регуляции человеческого организма. Ваша задача, расположить правильно, подобрав к способам регуляции: систему и составляющие этих систем (проверка осуществляется по демонстрации слайда.)
На данном этапе учащиеся должны на схеме, изображающего человека, раскрасить железы и подобрать правильное название к ним (проверка осуществляется по демонстрации слайда.)
3. Рассказ учителя.
Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку.
А вспомните ваши ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой любимой спортивной команды. Сколько эмоций, переживаний! И они у разных групп людей – то крик одобрения и восторга, то возмущение и досада.
Можно назвать много действий и животных и человека, проявление которых в полной мере невозможно без участия особых веществ.
Вопрос:- Каких веществ? - гормонов - их выделяют железы внутренней секреции.
Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти.
3 этап «Заболевания» слайд «Гигантизм, Акромегалия, карликовость»
Вопрос- ответ (приложение 4 «Заболевания»)
Учащимся зачитываются небольшие рассказы, по рассказу они должны определить причину заболевания, и какая железа, и какой гормон в этом участвует (проверка осуществляется по демонстрации слайда.) Ответ заносят в маршрутный лист.
*Физминутка
4 этап «Лото» (слайд с правильными ответами)
Работа в парах
(приложение 6 «Лото»)
Для проведения игры каждый ученик получает карточку с терминами, написанными на игровых полях (карточки имеют порядковые номера, всего 2 варианта), (проверка осуществляется по демонстрации слайда.)
Для заполнения игрового поля ученикам раздают разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент - это значительно облегчает проверку. В ходе игры учитель достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученики, найдя в своих таблицах ответ, закрывают его кружком.
5 этап «Выберите правильный ответ» (использование программы «Живой опрос»)
(приложение 7 «Выберите один правильный ответ»)
Тестирование, в каждом варианте вопросов, выбрать один правильный ответ.
6. Подведение итогов.
Среди медико-биологических наук особое место занимает эндокринология, предметом ее исследования являются железы внутренней секреции, или эндокринные железы, выделяемые ими гормоны и заболевания, вызванные нарушением гормональной регуляции в организме. Как и любая наука, эндокринология имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Таким образом, работа эндокринной системы является важным и необходимым механизмом регуляции всех процессов в организме…
Сегодня мы с вами обобщили полученные знания на прошлых уроках.
-Какие вопросы по данной теме мы сегодня повторили? (ответы учащихся)
- И теперь мы можем подвести итоги ваших достижений по маршрутным листам. Подсчитываются баллы и выставляются оценки.
7. Рефлексия
На столах у вас лежат смайлики, пожалуйста, оцените наш урок.
Понравился урок
Не понравился урок
8. Домашняя работа (слайд)
Работа с энциклопедией. Найти определения для следующих гормонов.
Соматропин- Стимулирует рост тканей, главным образом скелетных.
Пролактин- Стимулирует образование молока в период кормления грудью.
Для проведения игры каждый ученик получает карточку с терминами, написанными на игровых полях (карточки имеют порядковые номера, всего 2 варианта). Для заполнения игрового поля ученикам раздают разноцветные шаблоны (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, шаблоном какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент - это значительно облегчает проверку. В ходе игры учитель достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученики, найдя в своих таблицах ответ, закрывают его кружком.
Карточки для лото
I вариант
Гормоны
Тироксин
Акромегалия
Гипофиз
Инсулин
Нейрогормоны
Эндокринная система
Яичники
Гипоталамус
Базедова болезнь
Адреналин
Сахарный диабет
II вариант
Сахарный диабет
Инсулин
Нейрогормоны
Яичники
Гипоталамус
Гормоны
Тироксин
Эндокринная система
Акромегалия
Гипофиз
Базедова болезнь
Андреналин
1. СИНИЙ. Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции. (Гормоны.)
2. Красный. Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически активные вещества. (Эндокринная система.)
4. Зеленый. Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем. (Гипоталамус.)
5. СИНИЙ. Железа внутренней секреции, расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной сиcтeмы. (Гипофиз.)
6. Синий. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях. (Адреналин.)
7. Зеленый. Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции. (Базедова болезнь.)
8. Синий. Заболевание, при котором наблюдаются, повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов. (Сахарный диабет.)
9. Красный. Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка, языка и т. д. (Акромегалия.)
10. Зеленый. Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Тироксин.)
11 Зелёный. Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Яичники.)
12. Красный. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы. (Инсулин.)
Приложение 5 «Физминутка»
Приложение 4 «Заболевания»
1. Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с девочкой Лили.
Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей?
(Ответ: Избыточное выделение этого гормона в кровь человека (в период роста)вызывает усиленный рост, что называется гигантизмом.
Недостаток гормона роста вызывает заболевание- карликовость.
2.Если патологические изменения в гипофизе возникают в период, когда рост человека уже закончен, то увеличиваются лишь отдельные части его тела. При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти).Это заболевание называется акромегалией.
3. Помните, как в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке.
А могут ли быть подобные превращения в жизни?- Да.
Это заболевание, связанное с нарушением функции щитовидной железы.
Как называется эта болезнь? (ответ –базедова болезнь)
-Усиленным образованием кагого гормона, возникает эта болезнь? (ответ-тироксин) Симптомы: пучеглазие, заметно увеличение щитовидной железы (зоб),дрожание вытянутых рук с раздвинутыми пальцами, пульс учащен, больной заметно худеет, он становится раздражительным, страдает бессонницей.
4. Что происходит если в кровь поступает мало гормона? (ответ- Возникает заболевание микседема)