Обобщающий урок по теме "Строение и свойства вещества "
Обобщающий урок по теме "Строение и свойства вещества "
Контрольно-обобщающий урок по придоведению по теме "Строение и свойства вещества".Цель урока:обобщение знаний по изученной теме.Учащиеся должны усвоить понятия "вещество", "явления", "тела", уметь различать физические и химические явления, приводить примеры из живой и неживой природы,объяснять .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Строение и свойства вещества " »
Контрольный урок по теме « Строение и свойства вещества» (5 класс).
Цель урока:используя разнообразные задания проверить знания учащихся по теме «Строение и свойства вещества».
Задачи:
проверить усвоение знаний по теме «Строение и свойства вещества»;
проверить умение применять теоретические знания на практике; ^3) закрепить знания учащихся по данной теме.
Тип урока:комбинированный, с элементами игры. Используются здоровье сберегающие технологии, элементы рефлексии. Оборудование:стакан; колба; воздушный шарик (сдутый); воск; кусок алюминиевой проволоки; молоток; модели молекул веществ; оконная замазка; йод; предметное стекло; пипетка; вода; жетоны синего, красного и жёлтого цвета, рабочие карточки.
I. Организационный момент.
У: Здравствуйте, садитесь. Дежурный называет отсутствующих. Сообщается цель урока.
^II. Основная часть.
У: Сегодня необычный урок. Вы будете сдавать экзамен в школе « Юных натуралистов», то есть знатоков природы. Надеюсь, вы с честью выдержите экзамен и получите почётное звание «Юный натуралист». Итак, в путь по дороге знаний. Вы будете доказывать, какие вы умные и дружные, работать как в группе, так и индивидуально. Учителя школы « Юных натуралистов» подготовили для вас вопросы и задания. И просили меня принять у вас экзамен.
1 этап - Теоретический
У: Я задаю вопросы, вы поднимаете руку для ответа. За каждый правильный ответ получаете красный жетон, чем больше вы их соберёте, тем выше будет ваша оценка за урок.
Что такое природа? (всё, что нас окружает);
Какой она бывает? (живая и неживая);
Что такое тело? (это, то из чего состоит природа);
Какие бывают тела? (тела живой природы-все живые организмы и тела неживой природы - вода, воздух, горная пород; природные, искусственные, космические);
Какой состав имеет любое тело? ( Тело→Вещество→Молекулы→Атомы)
Чем отличаются сложные вещества от смесей? (находясь в смесях вещества, сохраняют свои индивидуальные свойства);
Что такое вещество? Примеры (это, то из чего состоят тела.)
Что такое молекулы? (это частицы, из которых состоят вещества);
Что такое атом? (это частицы, на которые делятся молекулы);
10.Что такое химический элемент? (определённый вид атома);
11. Из каких атомов состоит молекула воды? (2 атома водорода и 1 атом кислорода);
У: На доске дана схема: Разнообразиевеществ (1 ученик работает у доски, остальные в рабочих карточках, которые заранее раздали дежурные).
У: Итак, мы дружно повторили, что такое тела и вещества, а теперь нам необходимо вспомнить какими свойствами обладают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. По желанию к доске по очереди выходят ученики.
На лотке: стакан с водой; колба; воздушный шарик (сдутый); кусок алюминиевой проволоки; молоток; модели молекул веществ; оконная замазка; йод; предметное стекло; пипетка; баллон с дезодорантом; воск.
^1. Необходимо выбрать нужное оборудование и доказать опытным путём свойства:
а). Твёрдых тел; б). Жидкостей; в). Газов.
2. Выберите необходимое оборудование и продемонстрируйте явление деформации.
Выберите из предложенных веществ, пластичные вещества. Обоснуйте свой выбор.
Предложенные модели строения молекул разделите на две группы - простые и сложные вещества. Свой выбор обоснуйте.
Выберите необходимые вещества и продемонстрируйте диффузию в жидкостях.
На предметное стекло пипеткой нанесите несколько капель воды, наклоните предметное стекло. Что вы наблюдаете? Как называется это свойство воды?
Подводим итоги. Ученики, которые правильно выполнили свои задания, получают красные жетоны.
Проводится физкультминутка.Учитель зачитывает, учащиеся выполняют.
Мы немножко отдохнём; Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
^Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли,
У: Отдохнули. Теперь продолжим наш экзамен.
И немного мы устали!
3. этап-Тестирование
У: Работаем в рабочих карточках. Зачитываются вопросы теста.
^1. Твёрдые тела:
а)способны сохранять неизменными форму и объём; ☻
б)не способны сохранять неизменными форму и объём.
2. Жидкости:
а) способны сохранять объём;
б)не способны сохранять объём;
в) способны сохранять объём, но не способны сохранять форму. ☻
3. Газы:
а) способны сохранять форму и объём;
б) способны сохранять объём, но не способны сохранять форму;
в) способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся, ☻
^4. К органическим веществам относятся:
а)вода;
б) соли;
в) углеводы, ☻
5. К простым веществам относится:
а)кислород; ☻
б) вода;
в) углекислый газ.
^6. К сложным веществам относятся:
а)озон;
б) кислород;
в) азот;
г) белки. ☻
7. Вещества, образованные атомами одного вида, называют:
а)сложными;
б) простыми; ☻
в) неорганическими;
г) органическими.
^8. Сложное вещество образовано:
а)атомами одного химического элемента;
б) атомами разных химических элементов. ☻
9. К физическим явлениям относится:
а)таяние сосульки; ☻
б) набухание почек;
в) перегнивание листьев.
^10. К химическим явлениям относится:
а)медленное окисление в живых организмах; ☻
б) гроза;
в) ветер. Проводим взаимопроверку. Учитель контролирует и выставляет оценки вмести с учениками. Далее обсуждаем вопросы вызвавшие затруднение. 4.этап-Соответствие
У: Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова: свинец, свист, рельс, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мёд, самолёт, мел (слова заранее выписаны на доске, а в рабочих карточках дана готовая таблица).
Тела
Вещества
Явления
5. этап-Решение задач
Учитель читает задание.Кто быстрее и правильнее даст ответ, получает красный жетон ^Задача №1.
Облака - это тот же туман, но находящийся высоко в воздухе над земной поверхностью. Как образуются облака?
( Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоят туман и облака).
Задача №2.
Для чего проветривают помещение после уроков?
( При дыхании состав воздуха изменяется: количество кислорода уменьшается, а углекислого газа становится больше. Проветривают помещение для того, чтобы увеличить количество кислорода и удалить избыток углекислого газа).
^Задача №3.
Почему если на человеке загорелась одежда, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду?
( Плотная ткань прекращает доступ воздуха).
Подводим итоги. Ученики, которые правильно выполнили свои задания, получают красные жетоны.
^6.этап-Игра «Светофор»
У: Если согласны с утверждением, то поднимаете - жёлтый жетон, если нет – синий.
Учитель фиксирует правильные ответы визуально и сразу поправляет тех, кто ошибся.
Пластилин - упругое тело. (С)
Газы занимают весь предоставленный им объём. (Ж)
Текучесть - это свойство жидкостей. (Ж)
Твёрдые вещества не сохраняют форму и объём. (С)
Свойства тел не зависят от их строения. (С)
Жидкости сохраняют объём, но не сохраняют форму.(Ж)
Вещества состоят из молекул. (Ж)
Вода - это органическое вещество. (С)
Периодическую таблицу химических элементов создал - Ф.Магеллан. (С)
Ю.Горение - это химическое явление. (Ж)
11.Распространение запаха краски - это диффузия в газах. (Ж)
12. С ложное вещество - образовано атомами одного химического элемента. (С)
13.Соль - это неорганическое вещество. (Ж)
14.Кусок мягкого картона способен деформироваться. (Ж)
15.Воск - обладает пластичностью. (Ж)
16. Тление свечи - биологическое явление. (С)
17.Бензин - гасят водой. (С)
18.Химические реакции происходят в живых организма. (Ж)
III. Итог урока. Д/3. Сдаются жетоны и рабочие карточки. Оценки за урок, а также кто получит звание юного знатока природы, учащиеся узнают на следующий урок.
^Рефлексивно - оценочный этап.
В заключение урока учитель предлагает учащимся раскрасить «Дерево настроения». Если урок понравился и хорошее настроение, то прикрепляем жёлтые жетоны, если нет - синие. (Дерево заранее нарисовано на магнитной доске).
У: До свидания. Я рада что, дерево настроения у нас такое же яркое, как солнышко.
^Д/3: К следующему уроку ознакомьтесь со следующей главой, которую мы будем изучать на последующих уроках.
Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова: свинец, свист, рельс, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мёд, самолёт, мел (слова заранее выписаны на доске, а в рабочих карточках дана готовая таблица).