Обобщающий урок по теме
«Эти удивительные Млекопитающие»
(урок-игра)
(презентация слайд 1)
Цель: обобщение знаний по теме «Млекопитающие»
Задачи:
1. Образовательная: усовершенствование знаний и умений обучающихся, приобретенных на уроках.
2. Развивающая: развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельности, эстетических вкусов.
2. Воспитательная: расширение мировоззрения обучающихся, эстетическое, этическое воспитание.
Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашем мероприятии - биологическом турнире по теме «Класс Млекопитающие», который будет проходить в форме игры.
Ребята, мы с вами заканчиваем изучение данного класса, поэтому наша задача – обобщить полученные знания, вы должны показать свою эрудицию, смекалку, умение работать в команде, где всегда работает девиз «Один за всех и все за одного», уважайте друг друга и своих соперников, помните о культуре поведения и у вас все получится. Удачи Вам!
Напомню правила игры.
В игре три раунда. В первом и втором раундах команды поочередно выбирают категорию вопроса и его стоимость в баллах. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После 20 секунд обсуждения команда должна дать ответ. Если ответ правильный, на счет команды записывается соответствующее количество баллов, неправильный – эти баллы снимаются со счета команды. (Учет баллов ведется на доске.) В некоторых категориях предусмотрен вопрос–«аукцион» – на него отвечает та команда, которая предложит за вопрос большее количество баллов из имеющихся на своем счете, а также вопрос «Кот в мешке», который передается команде соперников. В последнем раунде, после объявления категории вопроса, команда делает ставку, используя заработанные в предыдущих двух раундах баллы. Побеждает та команда, которая к концу игры будет иметь большее количество баллов на своем счете.
Давайте познакомимся с командами – участниками. (представление команд)
(презентация слайд 2)
Для начала давайте вспомним особенности представителей данного класса. Для этого послушайте небольшие шутливые стихи:
1. Знаю я млекопитающих
И приятных, и пугающих,
Симпатичных и ужасных,
Безобидных и опасных,
Хищных, травоядных,
Грязных и опрятных,
Лохматых, голокожих
И на людей похожих.
2. Мышки и собачки,
Коровы и слоны,
Крошки и зверюшки
Большой величины.
У них есть много общего –
Они живородящие,
Все они выкармливают
Деток молоком.
3. Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
4.У млекопитающих очень тонкий нюх,
Развиты прекрасно зрение и слух.
5. У млекопитающих, всех без исключения,
Есть волосяной покров
И склонность к облысению.
6. Очень большое дело – температура тела
Выжить зверьку помогает,
Его изнутри согревает
В холодной воде, на горячем песке,
На льдине, в болоте и даже в земле.
7. Там покров волосяной, шелковистый и густой,
А у меня бесцветный, редкий, незаметный.
8. Если вызовет сомненье классное происхожденье,
Не смущайтесь, это просто – посмотрите на потомство.
У млекопитающих, всех без исключения,
В раннем детском возрасте молочное кормление.
9. Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
Итак, приступим к игре. Для розыгрыша начинающего – отгадаем загадку.
Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард)
Первый раунд
Категория «Пословицы и поговорки»
10. Кого ноги кормят? (Волка.)
20. Кого не пускают в посудную лавку? (Слона.)
30. Какое животное пробегает между поссорившимися людьми? (Кошка.)
40. Как называют совершенно бесполезную работу? (Мартышкин труд.)
50. «Аукцион». Назовите самого известного погонщика телят. (Макар.)
Категория «Копытные»
10. В какой стране коров не только нельзя кушать, но и просто обижать. Они там священные животные? (В Индии.)
20. Какое единственное достоинство видели люди в лошади четыреста веков назад? (Ее съедобность.)
30. «Аукцион». В Древнем Риме это африканское животное называли «гиппотигр», или лошадь-тигр. О ком речь? (Зебра.)
40. Каких домашних животных, погубивших растительность во многих странах Средиземноморья, по праву называют «рогатой саранчой»? (Коз.)
50. В 1827 г. в Париже возникла мода на длинную обнаженную шею после того, как королю подарили необычное животное. Какое? (Жирафа.)
Категория «Самый, самый, самый...»
10. Назовите самое крупное животное, обитающее в наши дни на Земле. (Синий кит, может достигать длины 33 м и веса 160 т.)
20. «Кот в мешке». Категория «Кто раньше?» – 30 баллов. Кто раньше появляется весной — летучие мыши или летающие насекомые? (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.)
30. Какое млекопитающее является самым маленьким? (Карликовая бурозубка из отряда насекомоядных, ее длина 4 см, а вес – 1,5–2 г.)
40. Какой хищный зверь на Земле самый крупный? (Белый медведь, длина его тела – до 3 м, а вес – 700–800 кг.)
50. Назовите самого быстрого бегуна на нашей планете. (Гепард, 110 км/ч.)
Категория «Двойная жизнь животных»
10. Как называют специальную сумку с лямками для переноса младенцев? (Кенгуру.)
20. Как называют любителя зимнего плавания? (Морж.)
30. Как по-другому называют пешеходный переход? (Зебра.)
40. Как называют приспособления для лазания по столбам, надевающиеся на ноги электромонтера? (Кошки.)
50. «Аукцион». Как называют промежуточную опору моста? (Бык.)
Категория «Сюрприз»
10. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым.)
20. По чему собака бегает? (По земле.)
30. Когда лисе исполнится 5 лет, что будет дальше? (Пойдет шестой год.)
40. «Кот в мешке». Категория «Одно имя на двоих» – 60 баллов. Так называется не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения. (Рубец.)
50. Что есть у медведей и нет больше ни у каких животных? (Медвежата.)
Второй раунд
Категория «Хвосты»
20. Хвост этот, пожалуй, самый пушистый и красивый среди всех хвостов хищных зверей. (Хвост лисы.)
40. Хвост этот похож на хлыст, им удобно отгонять кусачих насекомых. (Хвост коровы.)
60. «Аукцион». Своему хозяину – довольно крупному животному и отличному прыгуну – хвост служит не только для поддержания равновесия в прыжке, но и как опора при стоянии. (Хвост кенгуру.)
80. «Кот в мешке». Категория «Кое-что о рекламе» – 50 баллов. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? («Кошкин дом» С.Я. Маршака.)
100. Этот хвост дал название женской прическе. И сам хвост расчесывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Хвост лошади. Прическа – «конский хвост».)
Категория «Хоботные»
20. Что представляет собой хобот слона? (Сросшийся с верхней губой нос.)
40. Какая часть тела слона играет роль автомобильного радиатора? (Уши.)
60. «Кот в мешке». Категория «Зачем яблоки?» – 40 баллов. Еж питается насекомыми, червями, но иногда можно видеть, как он несет на иголках яблоки, которые никогда не ест. Для чего он это делает? (Яблочная кислота помогает избавиться от паразитов.)
80. Умеют ли слоны плавать? (Да, слон хорошо плавает, а еще он может погружаться под воду, оставляя над ее поверхностью конец хобота.)
100. Известно, что слоны наряду с водными ваннами устраивают себе пылевые и грязевые ванны. Для чего они это делают? (Избавляются от паразитов.)
Категория «Кошки и мышки»
20. Какой котик никогда не мурлыкает? (Морской котик.)
40. Каких мышек не едят кошки? (Игрушечных, компьютерных.)
60. Какому сказочному персонажу в конце 2003 г. был открыт памятник в городе Воронеже на улице Лизюкова? (Котенку Василию.)
80. «Аукцион». Как изменится погода, если кошка сворачивается во сне клубочком? (Станет холодно.)
100. Поймав мышку или полевку, кошка часто играет с ней, прежде чем убить и съесть. Зачем? (Отрабатывает навыки охоты.)
Категория «Хищники»
20. Это животное с трудом поддается дрессировке. Даже Дуров отказался его дрессировать, одному Куклачеву удалось добиться успеха. Что это за животное? (Кошка.)
40. Вопреки общему заблуждению лисице редко удается догнать его и полакомиться, разве что на детеныша случайно нападет. О каком «живом лакомстве» идет речь? (О зайце.)
60. Почему все дикие и домашние кошки гораздо чистоплотнее собак, волков, лисиц? (Кошки охотятся из засады, жертва не должна почуять их запах.)
80. Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»? (Четырех медведей.)
100. Почему волки воют на Луну? (Воют не на луну, а чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)
Категория «Сказки»
10. Какой зверь раздавил волка при штурме теремка; катал девочку Машеньку на спине в коробе? (Медведь.)
20. Назовите «трусливое» животное из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Лев.)
30. Кто жаловался Айболиту, что его укусила оса; кто не смог пообедать у журавля; кто наказал Колобка за хвастовство? (Лиса.)
40. Этому бедолаге из семейства кошачьих переодевшиеся врачами враги из отряда грызунов поставили диагноз: «Кошмар верхних дыхательных путей». Кто был больной? (Кот Леопольд.)
50. Этот чудовищный зверь мог неодолимый сон напустить, мог весь люд побить, мог и сказки рассказывать. Кто он? (Кот Баюн.)
Третий раунд
Категория «Грызуны»
Родина их – Южный Китай. Средний представитель этого вида способен взобраться по кирпичной стене, держаться на воде трое суток, своими острыми зубами прогрызает даже свинцовую трубу. Размножаются с огромной скоростью, за год от одной пары может быть до 15 тыс. потомков. Чем их только не травили: норы окуривали газами, заливали водой и керосином, выжигали огнеметами, травили ядами. Но пока в вековой войне человека с ними нет победителя. Вся беда в их «универсальности». Они всеядны. Могут съесть простыню, одежду, обувь, книги, кожу, кости, кору деревьев. Что это за неистребимое животное? (Серая крыса.)
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.