kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наследственная изменчивость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:    биология                                                                                                                                                                                                                                   Класс: 11 «А»                                                                                                                                                                                                                                                   Учитель: Сахова А.А.                                                                                                                                                                                                                                  Тема №3:  Наследственная изменчивость.                                                                                                                                                                                                 Цель: знать о наследственной изменчивости и ее основных типах. Уметь давать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости. Знать  причины возникновения и основные типы мутаций.                                                                                                                                                         Ожидаемые результаты: знают об основных типах наследственной изменчивости, причины возникновения и типы мутаций.       Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеофильм, листы оценивания с критериями.

Этапы урока и время

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

  1. Орг. Момент 

(3 мин)

Приветствие. 

Круг радости для настроя к работе в группах (передавать «сердце» с пожеланием)

 Деление на группы по счету (1,2,3).

Приветствуют учителя, проводят круг радости. Делятся на группы и рассаживаются.

настроились на урок, получив, заряд бодрости.

  1. Опрос домашнего задания             (5 мин).

Обратная связь.

Тест - вопросы подготовленные лидерами групп, по пройденной теме, подготовка к ЕНТ.

Суммативное оценивание.

Отвечают на вопросы, взаимопроверка и выставление оценок по критериям

Повторили и закрепили пройденный материал.

  1. Объяснение новой темы    (20 мин)

Групповая работа, по новой теме, дается каждой группе задание.

Просмотреть презентации (подготовленные  учениками пониженной мотивацией) о наследственности и изменчивости, видах мутации, о причинах возникновения мутаций. Обсудить в парахгруппах,  составить  концепт-карты по данному материалу и защитить.

Формативное оценивание по итогам работ.

 Ученики смотрят  видеоролик, называют тему урока, которую будут обсуждать. Аргументируют свою работу. Делают выводы. Каждая группа слушает и оценивает выступление других групп.

Лидеры групп ведут лист-оценивания.

Знают типы мутации, причины возникновения мутаций.

Физ.мин.

  1. Закрепление пройденного материала (10).

Стратегия «Веер», вопрос, ответ (по парам)

Ученики выполняют задания, применяя полученные знания.

Закрепляют материал.

Могут применить знания на практике. Умеют оценивать друг друга по заданным критериям

  1. Оценивание (1 мин).

Учитель  суммирует результаты выполненных работ, выставляет итоговые оценки за урок.

Ученики подводят итоги в группе.

Умеют оценивать друг друга и самих себя.

  1. Задание на дом (1 мин).

Учитель объясняет задания на дом.  Подготовиться к дебатам : «Эволюционная теория Ч.Дарвина «ЗА и ПРОТИВ»» на 20 мин

Слушают учителя. Записали д.з.

Внимание сосредоточенность

  1. Рефлексия         (2 мин).

Раздает карточки

«ЗНАЛ» «УЗНАЛ» «ХОЧУ УЗНАТЬ»

Пишут свое впечатление об уроке. Что им понравилось, что они поняли и что они хотели бы узнать?

Выразили свои впечатления об уроке. Осмысление полученных навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наследственная изменчивость. »

Предмет: биология 10.10.14 Класс: 11 «А» Учитель: Сахова А.А. Тема №1: Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижение в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Цель: Знать научные социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Ожидаемые результаты: умеют объяснить и доказать предпосылки возникновения эволюционного учения Ч.Дарвина. Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеофильм, листы оценивания с критериями.

Этапы урока и время

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

  1. Орг. Момент

(3 мин)

Приветствие. Круг радости «пожелай удачи». Деление на группы( по семействам растений)

Приветствуют учителя, встают в круг радости и желают друг другу удачи на весь день. Делятся на группы и рассаживаются.

Взбодрились, настроились на урок.

  1. Опрос домашнего задания (5 мин).

Обратная связь. Работа по карточкам - тесты (7 вопросов). Взаимоконтроль (даны критерии оценок).

( прилагается)

Суммативное оценивание.

Отвечают на вопросы, взаимопроверка и выставление оценок по критериям (работа в парах)

Повторили и закрепили пройденный материал.

  1. Объяснение новой темы (20 мин)

Групповая работа, плавный переход на новую тему (зачитываю стих о работе Ч.Дарвина).

О чем стих? Что этим хотел показать ученный? С чем идет сравнение, а значит, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

Стадия «вызов». Раздает раздаточный материал с инструкцией.

Формативное оценивание по итогам работ.

Слушают текст, делают выводы и приходят к тому, что тема урока: «Эволюционное учение Ч.Дарвина»

Получают задание, знакомятся. Объединяют картинки по своим критериям. Аргументируют свою работу. Делают выводы. Каждая группа слушает и оценивает выступление группы. Ученики смотрят видеоролик и делают выводы.

Знают предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Биографию ученного, его труды.

  1. Закрепление пройденного материала (10).

Игра «клубок» повторение, перечисляют предпосылки возникновения эволюционного учения, фамилии ученных, внесших вклад в развитие эволюционной теории.

Ученики играют, повторяют новый материал.

Закрепляют материал.

  1. Оценивание (1 мин).

Учитель суммирует результаты выполненных работ, выставляет итоговые оценки за урок.

Ученики подводят итоги в группе.

Умеют оценивать друг друга и самих себя.

  1. Задание на дом (1 мин).

Учитель объясняет задания на дом.

Слушают учителя. Записали д.з.

Внимание сосредоточенность

  1. Рефлексия (2 мин).

Раздает стикеры.

Пишут свое впечатление об уроке. Что им понравилось, что они поняли и что они хотели бы узнать?

Выразили свои впечатления об уроке. Осмысление полученных навыков.

Раздаточный материал 1 вариант.

1.индивидуальное развитие отдельных особей организма (онтогенез).

2.свойство живых организмов производить себе подобных (размножеие).

3.Теория, связывающая возникновение жизни с действием «жизненных сил» (виталистическая).

4.основоположник эволюционного учения является (Ч. Дарвин).

5.сколько основных положений теории возникновения жизни (5)

6.основатель первой систематики (К. Линей)

7.какие ядовитые газы были в первичной атмосфере(соединение водорода с другими элементами).

2 вариант.

1.уровень организации жизни, на котором решаются глобальные проблемы (биосферный).

2.свойство изменения жизнедеятельности живых организмов соответственно годовым циклам ( ритмичность)

3.самые первые живые организмы с биологической мембранной (кооцерваты).

4.свойство живых организмов обеспечивать передачу признаков своему потомству ( наследственность).

5.газ необходимый для жизни отсутствующий в составе первичной атмосферы (кислород).

6.теория утверждающая, что жизнь занесена на Землю из других планет (панспермии).

7.из каких основных частей состоит клетка (оболочка, цитоплазма, ядро)

1 вариант.

1.индивидуальное развитие отдельных особей организма

2.свойство живых организмов производить себе подобных

3.Теория, связывающая возникновение жизни с действием «жизненных сил»

4.основоположник эволюционного учения является

5.сколько основных положений теории возникновения жизни

6.основатель первой систематики

7.какие ядовитые газы были в первичной атмосфере

2 вариант.

1.уровень организации жизни, на котором решаются глобальные проблемы

2.свойство изменения жизнедеятельности живых организмов соответственно годовым циклам

3.самые первые живые организмы с биологической мембранной

4.свойство живых организмов обеспечивать передачу признаков своему потомству

5.газ необходимый для жизни отсутствующий в составе первичной атмосферы

6.теория утверждающая, что жизнь занесена на Землю из других планет

7.из каких основных частей состоит клетка











1 вариант. Критерии оценок

1. (онтогенез). 7 правильных – «5»

2. (размножение). 5-6 – «4»

3. (виталистическая). 4 –«3»

4. (Ч. Дарвин).

5. (5)

6. (К. Линей)

7. (соединение водорода с другими элементами).



2 вариант.

1. (биосферный).

2. ( ритмичность)

3. (кооцерваты).

4. ( наследственность).

5. (кислород).

6. (панспермии).

7. (оболочка, цитоплазма, ядро)

















Правила работы в группе

  • активного сотрудничества;

  • терпимости к чужому мнению;

  • во время предложения идей отказаться от комментариев;

  • дать высказаться всем и всех выслушать;

  • руководителю группы выступать не более 30с, не повторяться;

  • не манипулировать мнениями;

  • по-джентельменски вести себя по отношению к коллегам;

  • все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;

  • не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;

  • развивать идеи других участников;

  • представлять свою идею как письменно, так и устно.























Предмет: биология 11.10.14 Класс: 11 «А» Учитель: Сахова А.А. Тема №2: Основные положения учения Ч. Дарвина Цель: Знать основные положения учения Ч.Дарвина, уметь различать виды борьбы за существования, понимать значение естественного отбора и роли наследственной изменчивости. Ожидаемые результаты: знают три фактора исторического развития органического мира, Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеофильм, листы оценивания с критериями.

Этапы урока и время

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

  1. Орг. Момент

(3 мин)

Приветствие. Тренинг «я устал, но…». Деление на группы по цветам стикеров.

Приветствуют учителя, проводят тренинг. Делятся на группы и рассаживаются.

взбодрились, настроились на урок.

  1. Опрос домашнего задания (5 мин).

Обратная связь.

Стратегия «горячий стул»(7 вопросов каждому, по пройденному материалу), даются критерии, по которым класс оценивает своего товарища.

Суммативное оценивание.

Отвечают на вопросы, взаимопроверка и выставление оценок по критериям

Повторили и закрепили пройденный материал.

  1. Объяснение новой темы (20 мин)

Переход к новой теме: итак мы с вами на прошлом уроке рассмотрели предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. давайте вспомним, сколько и какие факторы эволюции (движущиеся силы эволюции) выдвигал Ч.Дарвин в своей работе? (предполагаемый ответ:-3 фактора;наследственность и изменчивость, естественный отбор и борьба за существования)

Значит и тема нашего урока «Основные положения эволюции».

Групповая работа, по новой теме, дается каждой группе задание.

1 группе: « Наследственная изменчивость».

2 группе: « Борьба за существования».

3 группе: « Естественный отбор». Стадия «вызов». Раздает раздаточный материал с инструкцией.

Формативное оценивание по итогам работ.

Аргументируют свою работу. Делают выводы. Каждая группа слушает и оценивает выступление других групп. Ученики смотрят видеоролик обсуждают в группах, составляют постеры , защищают и делают выводы.

Знают движущиеся силы эволюции: значение естественного отбора, наследственной изменчивости, и виды борьбы за существования.





Физ.мин.

  1. Закрепление пройденного материала (10).

Составить концепт- карту по новому материалу


Ученики выполняют задания, применяя полученные знания. По методу ЖИГСО ученики оценивают по предложенным критериям работу, стратегия «две звезды, одно пожелания»

Закрепляют материал.

Могут применить знания на практике. Умеют оценивать друг друга по заданным критериям

  1. Оценивание (1 мин).

Учитель суммирует результаты выполненных работ, выставляет итоговые оценки за урок.

Ученики подводят итоги в группе.

Умеют оценивать друг друга и самих себя.

  1. Задание на дом (1 мин).

Учитель объясняет задания на дом. Опережающее задание: составить презентации по теме « Наследственная изменчивость» (3 человека), рефераты. Ученикам с повышенной мотивацией составить тест-вопросы по данной теме и критерии оценивания ( 3 человека)

Слушают учителя. Записали д.з.

Внимание сосредоточенность

  1. Рефлексия (2 мин).

Раздает оценочную анкету

Заполняют анкету

Выразили свои впечатления об уроке. Осмысление полученных навыков.







Вопросы для обратной связи:

1.какие предпосылки способствовали развитию эволюционной теории Ч. Дарвина?

2.учение К.Линея

3.учение Ж.Б.Ламарка.

4.на каком корабле путешествовал Ч.Дарвин

5.какие труды были им написаны в результате путешествия

6.ск. лет он был в плавании.

7.какие три фактора исторического развития выявил Ч.Дарвин

1.индивидуальное развитие отдельных особей организма

2.свойство живых организмов производить себе подобных

3.Теория, связывающая возникновение жизни с действием «жизненных сил»

4.основоположник эволюционного учения является

5.сколько основных положений теории возникновения жизни

6.основатель первой систематики

7.какие ядовитые газы были в первичной атмосфере

1.уровень организации жизни, на котором решаются глобальные проблемы

2.свойство изменения жизнедеятельности живых организмов соответственно годовым циклам

3.самые первые живые организмы с биологической мембранной

4.свойство живых организмов обеспечивать передачу признаков своему потомству

5.газ необходимый для жизни отсутствующий в составе первичной атмосферы

6.теория утверждающая, что жизнь занесена на Землю из других планет

7.из каких основных частей состоит клетка




Оценочная анкета

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Мое настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/непонятен

Полезен/бесполезен

Интересен/неинтересен

Домашнее задание легкое/трудное

Интересное/неинтересное Полезное/бесполезное























Предмет: биология Класс: 11 «А» Учитель: Сахова А.А. Тема №3: Наследственная изменчивость. Цель: знать о наследственной изменчивости и ее основных типах. Уметь давать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости. Знать  причины возникновения и основные типы мутаций. Ожидаемые результаты: знают об основных типах наследственной изменчивости, причины возникновения и типы мутаций. Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеофильм, листы оценивания с критериями.

Этапы урока и время

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

  1. Орг. Момент

(3 мин)

Приветствие.

Круг радости для настроя к работе в группах (передавать «сердце» с пожеланием)

Деление на группы по счету (1,2,3).

Приветствуют учителя, проводят круг радости. Делятся на группы и рассаживаются.

настроились на урок, получив, заряд бодрости.

  1. Опрос домашнего задания (5 мин).

Обратная связь.

Тест - вопросы подготовленные лидерами групп, по пройденной теме, подготовка к ЕНТ.

Суммативное оценивание.

Отвечают на вопросы, взаимопроверка и выставление оценок по критериям

Повторили и закрепили пройденный материал.

  1. Объяснение новой темы (20 мин)

Групповая работа, по новой теме, дается каждой группе задание.

Просмотреть презентации (подготовленные учениками пониженной мотивацией) о наследственности и изменчивости, видах мутации, о причинах возникновения мутаций. Обсудить в парахгруппах, составить концепт-карты по данному материалу и защитить.

Формативное оценивание по итогам работ.

Ученики смотрят видеоролик, называют тему урока, которую будут обсуждать. Аргументируют свою работу. Делают выводы. Каждая группа слушает и оценивает выступление других групп.


Лидеры групп ведут лист-оценивания.

Знают типы мутации, причины возникновения мутаций.





Физ.мин.

  1. Закрепление пройденного материала (10).

Стратегия «Веер», вопрос, ответ (по парам)

Ученики выполняют задания, применяя полученные знания.

Закрепляют материал.

Могут применить знания на практике. Умеют оценивать друг друга по заданным критериям

  1. Оценивание (1 мин).

Учитель суммирует результаты выполненных работ, выставляет итоговые оценки за урок.

Ученики подводят итоги в группе.

Умеют оценивать друг друга и самих себя.

  1. Задание на дом (1 мин).

Учитель объясняет задания на дом. Подготовиться к дебатам : «Эволюционная теория Ч.Дарвина «ЗА и ПРОТИВ»» на 20 мин

Слушают учителя. Записали д.з.

Внимание сосредоточенность

  1. Рефлексия (2 мин).

Раздает карточки

«ЗНАЛ» «УЗНАЛ» «ХОЧУ УЗНАТЬ»

Пишут свое впечатление об уроке. Что им понравилось, что они поняли и что они хотели бы узнать?

Выразили свои впечатления об уроке. Осмысление полученных навыков.

Приложение к уроку

2. нового материала. 

Типы наследственной изменчивости.

   Наследственная - генотипическая, индивидуальная, мутационная. Она передается по наследству, проявляется лишь у отдельных особей, внезапно в результате мутаций.

Она бывает:

А) комбинативной- возникающей         в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения и участков хромосом в процессе кроссинговера

Б) мутационной — возникающей в результате внезапного изменения состояния генов. Наследственные изменения генетического материала называют мутациями.

 Мутации — внезапные изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организмов. Термин «мутация» впервые ввел в науку голландский генетик Г, Де Фриз. Проводя опыты с энотерой (декоративное растение), он случайно обнаружил экземпляры, отличающиеся рядом признаков от остальных (большой рост, гладкие, узкие и длинные листья красные жилки листьев и широкая красна» полоса на чашечке цветка и г. д.). Причем при семейном размножение растения из поколения в поколение стойко сохраняли эта признаки. В результате обобщения своих наблюдений

Де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:

1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без вся­ких переходов.

2.       Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из по­коления в поколение.

3.       Мутации не образуют непрерывных радов, не группируют­ся вокруг среднего типа (как при кодификационной измен­чивости), они являются качественными изменениями.

4 Мутации ненаправленны — мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков в любом направлении.

5.        Одни и те же мутации могут возникать повторно.

6. Мутации индивидуальны,то есть возникают у отдель­ных  особей.
Процесс возникновения мутаций называют мутагенез,

организмы, у которых произошли мутации, — мутанта­ми, 

а факторы среды, вызывающие появление мутаций, — мутагенами.

4.   Мутации по характеру изменения генотипа:

А)  генные- изменение последовательности расположения нуклеотидов в ДНК на определенном участке гена. Ген кодирует синтез первичной структуры белка. При нарушении последовательности аденина, Тимина, цитозина и  гуанина нарушается  и синтез первичной структуры белка, что можно считать генной мутацией.

Б) хромосомные- мутации, вызывающие изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться внутри одной хромосомы- внутрихромосомные , так между негомологичными хромосомами- межхромосомные.

Внутрихромосмоные мутации:

•   Перенос хромосомы или ее участка на негомологичную хро­мосому — транслокация (АВСД-АВСД 1234)

•   Поворот участка хромосомы на 180° — инверсия (АВСД- АСВД)

•   Исчезновение участка хромосомы — деления (АВСД- АВ)

•   Дупликация- удвоение одного и того же участка (АВСД-АВСВСД)

г) Соматические мутации — мутации, происшедшие в соматиче­ских клетках.

•  Изменяется признак только части тела.

•  Не наследуются у животных, но могут наследоваться у рас­тений за счет вегетативного размножения.

В)  геномные- Мутации могут вызывать различные изменения генотипа, затрагивая отдельно взятые гены, целые хромосомы или весь геном.            .

 Геномными называют мутации, в результате которых  происходит изменение в клетке числа хромосом. Они возникают в результате нарушений митоза или мейоза, приводящих либо к неравномерному расхождению хромосом к полюсам клетки, либо к удвоению хромосом, но без деления цитоплазмы.

К геномным относятся:

Кратное увеличение числа хромосом — полиплоидия.

Изменение числа хромосом  (геномная мутация) может произойти при мейозе и митозе. 

Тестовые задания ( ключи) 1 вариант

  1. Наука о наследственности и изменчивости называется … генетика.

2 .Совокупность внешних и внутренних признаков организма…фенотип.

3 Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.

4. Свойство организма передавать признаки от родителей потомству…наследственность.

5 Сойство организмов приобретать новые признаки в процессе жизни…изменчивость.

6. Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре признаков…моногибридное.

7 Скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков…дигибридное

2 вариант

1. При скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:2, по генотипу – 1:2:1 второй закон Менделя или закон ….расщепления.

2 . Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена…гомозиготные.

3. Организмы, имеющие разные аллели одного гена…гетерозиготные.

4. Метод скрещивания организмов, отличающихся по одной или нескольким парам признаков…гибридологический.

5 .Взаимоисключающие, контрастные, противоположные признаки…альтернативны

6. Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.

7. Участок молекула ДНК, кодирующий информацию об одной молекуле белка…ген.















Цель: Определить уровень знаний о видах приспособленности организмов
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.
2. Явление, примером, которого служит сходство мухи-журчалки и осы по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.
3. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.
4. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела.
5. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;











































Предмет: биология 18.10.14 Класс: 11 «А» Учитель: Сахова А.А. Тема №4: Естественный и искусственный отбор. Цель: знать о сущности идеи искусственного и естественного отборов; знать о видах данных отборов; уметь работать с учебником, дополнительными материалом и интернет ресурсами. Ожидаемые результаты: знают о сущности искусственного и естественного отбора, значение и важность данных отборов в развитии эволюции. Оборудование: учебник, раздаточный материал, видеофильм, листы оценивания с критериями.

Этапы урока и время

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

  1. Орг. Момент

(3 мин)

Приветствие.

Настраивает на урок: я вижу у вас хорошее настроение! Это замечательно! Человек все время находится в каком-либо настроении. Наше настроение можно сравнить с погодой: то солнечное, веселое,то пасмурное, грустное, хмурое. Я желаю вам всем солнечного, ясного дня и хорошего настроения. Чтобы ваши сердца наполнились теплом, добротой и любовью.

Приветствуют учителя, слушают пожелание.

настроились на урок, получив, заряд бодрости.

  1. Опрос домашнего задания (5 мин).

Обратная связь.

Биологический диктант (подготовка

к ЕНТ, взаимоконтроль). Стратегия «Верите ли вы, что…?»

Суммативное оценивание.

Отвечают на вопросы, взаимопроверка и выставление оценок по критериям

Повторили и закрепили пройденный материал.

  1. Объяснение новой темы (15мин)

Показывает слайды, спрашивает, о чем данный материал подводит к теме( тема была изучена еще в 9 классе, поэтому опираясь на знания прошлых лет, составляется задание)

Групповая работа, по новой теме, дается каждой группе задание.

Составить сравнительную характеристику « искусственный и естественный отбор. Обсудить в группах, составить на постерах концепт - карты по данному материалу и защитить.

Формативное оценивание по итогам работ.

Ученики, просмотрев видеоролик обсуждают, слушают и называют тему урока. Начинают работу по составлению постеров. Аргументируют свою работу. Делают выводы. Каждая группа слушает и оценивает выступление других групп.

Знают типы мутации, причины возникновения мутаций.

  1. Закрепление пройденного материала (20мин).

Дебаты на тему: «Эволюционная теория Ч.Дарвина. « ЗА» и «ПРОТИВ»» делает вывод,

Каждая сторона высказывает свои аргументы в свою пользу.

Закрепляют материал.

Могут применить знания на практике. Умеют оценивать друг друга по заданным критериям

  1. Оценивание (1 мин).

Учитель суммирует результаты выполненных работ, выставляет итоговые оценки за урок.

Ученики подводят итоги в группе.

Умеют оценивать друг друга и самих себя.

  1. Задание на дом (1 мин).

Учитель объясняет задания на дом.

Слушают учителя. Записали д.з.

Внимание сосредоточенность

  1. Рефлексия (2 мин).

Раздает карточки

«ЗНАЛ» «УЗНАЛ» «ХОЧУ УЗНАТЬ»

Пишут свое впечатление об уроке. Что им понравилось, что они поняли и что они хотели бы узнать?

Выразили свои впечатления об уроке. Осмысление полученных навыков.

Биологический диктант. Закончите предложение:

1. Впервые описал и систематизировал виды…. Аристотель (да)

2. Интерес к биологии возрос в 15 веке- в эпоху… Великих географических открытий (да)

3. Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется… характеристикой (нет) (систематика)

4. Линней считал, что виды… изменны (нет)(неизменны)

5. Естественная система классификации организмов строится на сходстве их… строении, происхождении и развитии (да)

6. Форма естественного отбора, поддерживающая крайние признаки популяции в изменяющихся условиях, - … стабилизирующий отбор (нет) (движущий отбор)

7. Сохранение популяции или вида за счет гибели более слабых происходит в результате…борьбы за существование (да)

8. Относительная целесообразность строения и функций организмов называется …. Уживанием (нет) (приспособления)

9. Исходным материалом для естественного отбора является… изменчивость (да)

10. Система, в которой организмы располагаются в определенном порядке по существенным признакам, называется … классификацией (да)



Утверждаю

Учитель: Сахова А.А. директор осш.им. М. Горького

Предмет: биология. Башкараев А.Ж.

Класс: 11 «А»

Тема: Дарвинизм.

Среднесрочный план на четыре последовательных урока.

Цель: сформировать понятие об эволюционной теории Ч.Дарвина, знать основные положения эволюционного учения.

Цель

Форма работы

Результаты

Оценивание

Включая всех

Используемые модули

Ресурсы

Первый урок: предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.

Знать о предпосылках возникновения эволюционной теории: развитие естественных наук, промышленности и сельского хозяйства.

Групповая работа

Мозговой штурм

Диалог. Вызов. Рефлексия.

Знают о предпосылках возникновения эволюционного учения; биографию ЧДарвина

Устная похвала

взаимооценивание

Лист оценивания

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, составление постеров по раздаточному материалу

Критическое мышление. Новые подходы в обучении.

ОдО и ОО. Использование ИКТ.

Управление и лидерство в обучении. Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

Учебник, интернет

Раздаточный материал. Презентация к уроку.

Второй урок: Основные положения теории Ч.Дарвина.

Знать основные положения учения ЧДарвина, раличать виды борьбы за существования, о роли естественного отбора и наследственной изменчивости.


Групповая работа,

индивидуальная работа, коллективная.


Знают три фактора исторического развития органического мира, дают им характеристики

Устная похвала

Лист оценивания взаимооценивание

Уч. А : знает и умеет объяснить основные три фактора эволюции, приводить примеры к каждому фактору

Уч. В: знает и может объяснить основные положения учения

Уч. С: знает данные три фактора эволюции

Критическое мышление. Новые подходы в обучении.

ОдО и ОО. Использование ИКТ.

Управление и лидерство в обучении. Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

Учебник, интернет Раздаточный материал. Презентация к уроку.

Третий урок: Наследственная изменчивость

1) знать о наследственной изменчивости и ее основных типах, причин возникновения мутаций

2) уметь давать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости

Групповая работа. Мозговой штурм

Вызов. Диалог. индивидуальная работа. Рефлексия.

1. Умеют давать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости, знают причины возникновения мутаций.

.


Устная похвала

Лист оценивания, взаимопроверка

Опережающие задания, разноуровневые задания (тест), составление презентаций

Критическое мышление. Новые подходы в обучении.

ОдО и ОО. Использование ИКТ.

Управление и лидерство в обучении. Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

Учебник, интернет Раздаточный материал. Презентация к уроку.

Четвертый урок: Естественный и искусственный отбор

1)Знать о сущности идеи естественного и искусственного отбора, о важности отбора


Групповая работа. Стратегия «Верити ли вы,что..?»Мозговой штурм

Вызов. Диалог. Исследовательская работа. Рефлексия.

Знают о значении искусственного и естественного отбора в развитии органического мира

.


Устная похвала, смаилики, взаимооценива-ние

Дебаты, опережающее задание, составление презентаций, стратегия «веришь ли ты, что..?»

Критическое мышление. Новые подходы в обучении.

ОдО и ОО. Использование ИКТ.

Управление и лидерство в обучении. Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

Учебник, интернет Раздаточный материал. Презентация к уроку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Наследственная изменчивость.

Автор: Сахова Акнур Акжоловна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Наследственная изменчивость. Мутации. "
    ["seo_title"] => string(40) "nasliedstviennaia-izmienchivost-mutatsii"
    ["file_id"] => string(6) "196330"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428046039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока из цикла уроков по генетике "Наследственная изменчивость. Мутации. Закон гомологических рядов.""
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-iz-tsikla-urokov-po-ghienietikie-nasliedstviennaia-izmienchivost-mutatsii-zakon-ghomologhichieskikh-riadov"
    ["file_id"] => string(6) "324544"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462515204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка урока на тему "Наследственная изменчивость. Мутации""
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka_uroka_na_tiemu_nasliedstviennaia_izmienchivost_mutatsii"
    ["file_id"] => string(6) "393762"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487574386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Тема урока по биологии: Наследственная изменчивость. Мутации."
    ["seo_title"] => string(59) "tiemaurokapobiologhiinasliedstviennaiaizmienchivostmutatsii"
    ["file_id"] => string(6) "331334"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464607357"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-zakonomiernosti-izmienchivosti-gienotipichieskaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "193625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427656075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства