kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с элементами практической работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний»

7 класс

Урок: «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» .

Учебник – Биология Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. .

Вентана-Граф, 2013.

Цель:  ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Предметные результаты:

- определять принадлежность к отряду; приводить примеры представителей насекомых-вредителей разных отрядов;

- характеризовать их роль в природе и значение для человека,

- знать методы борьбы человека с наносящими ему вред насекомыми.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Формировать экологическое сознание, понимание роли и места человека в природе.

Познавательные УУД

1.Формировать умения анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать ее.

3. Формировать исследовательские умения (постановка и решение проблем).

КоммуникативныеУУД

1.Формировать умение работать в группе.

2. Формировать умения грамотно объяснять свою мысль и воспринимать информацию своего товарища.

РегулятивныеУУД

1.Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности, планировать последовательность действий.

2.Формировать умения в диалоге с учителем выделять критерии оценки усвоения материала, корректировать свою деятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: тексты с заданиями (таблица и задача) и отрывками из книги, фотографии, рисунки, образцы из коллекции насекомых-вредителей разных отрядов. Сотовый телефон и презентация к уроку. (маркеры)



Этап Содержание Деятельность , приемы
I.Вызов

1.Формулирова ние темы (проблемы) урока
Постановка учебных задач, планирование последовательность действий.















II. Осмысление






1.Выполнение задания - (примеры представителей отрядов и характеристика их значения)
2.Установление причинно-следственных связей





















3. Выполнение практического задания (формирование исследовательских умений)








Анализ,оценка правильности и корекция






III.Рефлексия


На доске картинки представителей насекомых со слайдов. (пчёлы, саранча, тутовый шелкопряд, муха, тля, бабочка – аполлон, колорадский жук, таракан, муравей, жужелица, таракан) - Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мы изучали «Общественные полезные насекомые, краснокнижные насекомые» - Если я скажу, что на доске даны рисунки полезных и редковстречаемых насекомых, верно? А кто из, предложенных, будет относиться к общественным и охраняемым, назовите? Остался ряд насекомых, которых мы будем говорить сегодня. О чём будем вести разговор? - (о насекомых, которые приносят вред человеку)

-Какая тема урока? -Так какие надо получить знания сегодня на уроке?, (чтобы знать тему «насекомые-вредители») -(КТО относится, какой конкретно вред приносят и как с ними бороться)

- Для чего нам нужна информация о насекомых – вредителях? (чтобы не заразиться, соблюдать правила личной гигиены, сохранить урожай, жилище)



Сейчас я прочту отрывки из книги, а ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы.



«- Что ж, кое-что вы действительно узнали. Но совсем немного. А тот, кто знает немного, ничего не знает. Вот вы оба видели муху и дома, и здесь. И думаете, наверное, что вы ее знаете. Да что тут знать? Как будто ничего особенного муха не представляет собою. А между тем эти самые мухи убили несколько сот лет назад в Европе двадцать четыре миллиона людей, то есть четвертую часть всего населения старой Европы.

- Мухи? Не может быть! Как же это они?

- Очень просто! Разносили на щетинках по странам Европы "черную смерть", и люди...

- Какую "черную смерть"?

- Так называли когда-то бубонную чуму... Ничтожные, крошечные мухи могут убить людей больше, чем убивают во время войны пушки, танки и самолеты...»

А вот саранча собирается в самые крупные стаи. Более десяти миллиардов этих насекомых опускаются на поля, сады и плантации, и когда они поднимаются вверх - земля и деревья становятся оголенными. Все колосья, листья, плоды саранча пожирает полностью. Весит такая стая тридцать - сорок тонн. Разоренные крестьяне говорят:

"Ты, саранча, съела все, что я посадил и посеял. И мне не остается ничего другого, как съесть тебя!"

И вы действительно ребята, знаете , что некоторые азиатские народы употребляют саранчу в пищу.




- Как вы думаете, о чем говорит профессор Енотов в известной детской книжке Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»?

- говорит об отрицательной роли насекомых.

- В чём проявляется отрицательная роль вредителей?

Давайте покажем это в схеме.


НАСЕКОМЫЕ

  1. Уничтожение с/х растений

  2. Переносчики болезней, паразиты

  3. Порча продуктов, построек, жилища


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О НАСЕКОМЫХ – ВРЕДИТЕЛЯХ.

- Спасибо, молодцы. Материал очень интересный.


- Перед вами лежит таблица. Ваша задача – используя текст учебника на стр. 140-142, образцы из коллекции «Насекомые –вредители», заполнить её по следующим графам:


отряд

представители

значение

Прямо-крылые

Кузнечики

Саранча

Сверчки

медведки

Уничтожение урожая

Клопы или полужесткокры-лые

Клоп-черепашка

Постельный клоп

Резко снижает урожай

Болезненное состояние человека

Жуки или жестко-крылые

Колорадский

Майский

Короед

Щелкун

Свекловичный долгоносик

Яблоневый цветоед

Снижает урожай

Поедает корни сосен

Гибель деревьев

Бабочки или чешуе-крылые

Белянка

Шелкопряд

Яблоневая плодожорка

Порча урожая

Гибель деревьев

Перепончатокры-лые

пилильщики

Объедают всю хвою

Двукры-лые

Слепни

оводы

Заболевание и истощение домашних животных

вши


Переносчики опасных заболеваний

блохи


Переносчики чумы, сыпного тифа, туляремии


Проверяем выполнение задания в парах 1 ряда. Пары второго и третьего рядов внимательно слушают и делают записи в таблице.

Была информация , которая вам знакома?

Чего не знали? Что не понятно?

А что-то удивило вас?

Проверка: учитель демонстрирует слайд, учащиеся (по группам) зачитывают колонку таблицы (ответ).


- Кто из насекомых наиболее опасен? Почему вы так думаете?

(те насекомые, которые являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний и живут на теле человека)

ФИЗМИНУТКА


Давайте вернёмся к началу урока, какие из поставленных задач мы выполнили?

-(представители и что делают).

-А каких знаний не хватает, чтобы полно осветить тему?

- способы борьбы человека с вредными насекомыми.

- Следующие задания.

Разделитесь по группам. (4-5 человек сидящих рядом).

1 группа – используя текст учебника изобразить биологический метод борьбы и прокомментировать свой рисунок

2 группа – вам дана серия рисунков, а по ним надо объяснить какой метод борьбы с насекомыми изображён. Почему вы так считаете? (агротехнический)

3 группа – сравнить физический и химический методы борьбы, указать в чём преимущества каждого, а в чём недостатки?

4 группа – закончить схему (кластер)


К каким насекомым можно отнести этот метод борьбы?


задание №3 раб. тетрадь стр. 95)











3. Вот Бабочка-красавица,
Но мне она не нравится.
Где Бабочка опустится,
Капуста там скапустится
Энтин Ю. С. - О каком насекомом идет речь в стихах Энтина? К какому отряду относится бабочка? Почему капуста «скапустится»? - А теперь задание для овощеводов: (по группам)

На схемах показаны циклы развития капусты и

бабочки- капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются

капустными листьями. Бабочка отложила на лист капусты

яйца через три месяца после посадки рассады на поле. Что

случится с урожаем?

Капуста:

Прорастание семян -15 дн.

Развитие рассады в горшочках -15дн.

Посадка на грядку и рост растений – 60дн.

Образование и развитие кочана, сбор урожая-30дн.

Бабочка капустница:

Яйца 7 дней

Гусеницы 21день

Куколки 10дн

Бабочки 14дн

- А бабочка имеет какой цикл развития? Почему?


А.Гусеницы не успевают вылупиться и урожай не

пострадал.

Б.Гусеница только приступит к поеданию капусты.

В.Гусеницы успеют немножко испортить кочан.

Г.Гусеницы сильно испортят кочан.

Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты.


- На что надо обратить внимание при решении задачи?

Уметь соо Уметь соотнести циклы развития бабочки-капустницы и капусты. Увидеть Увидеть взаимосвязь этих циклов.



- Каков же ответ? Значит, зная биологические особенности можно избавиться от вредных насекомых безопасным способом.

КТО ДАСТ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАДАТЬ ЛЮБОЙ ВОПРОС И ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ.





- Давайте вернемся к проблеме урока: как можно ответить

на вопрос о роли вредных насекомых?




Вывод: - Среди насекомых есть серьёзные вредители растений и пищевых запасов; среди насекомых много переносчиков болезней; - человек должен учитывать это, борясь с вредными для него видами. Для человека насекомые наносят вред, но человек не должен наносить вред природе! Подведение итогов: - Итак, выполнили ли мы поставленные задачи полностью? - Какие вопросы требуют дополнительной работы? - Что вам показалось наиболее интересным? - Вам даны сотовые телефоны. Вы уже пользовались этой «услугой» Я прошу вас написать SMS-своему соседу, где вы оцените его работу на уроке. Домашнее задание: § 29
  1. Измените условие задачи о капусте и бабочке, так чтобы получился другой вариант ответа (Б, В, Г или Д).
  2. Предложите способы сохранения урожая капусты.
  3. Стр. 96 таблица насекомые – переносчики возбудителей заболеваний,
  4. Математическое задание на выбор №5 в раб. тетр.
(На выбор)

Оценки за урок. Отметить наиболее активных в группах, тех кто готовил сообщения, решил задачу. Обратить внимание ребятам……….., т.к. не активны во время работы.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!




Работа по фото и рисункам.

Варианты ответов учащихся. 1 мин. Тема урока на слайде.
Запись темы в тетрадь. 2 мин.






Учитель зачитывает отрывок из книги. 2 мин.
























3 мин.



Запись схемы в тетради



2 мин. (10 мин.)






+ знаю

- не знаю

? не понял,

хочу спросить

! удивило





Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением 5 минут















































5 минут









1 мин.







5 мин.































(30 минут урока)































7 минут











































































3 минуты

















БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

На схемах показаны циклы развития капусты и бабочки- капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются капустными листьями. Бабочка отложила на лист капусты яйца через три месяца после посадки рассады на поле. Что случится с урожаем?



Капуста:

Прорастание семян -15 дн.

Развитие рассады в горшочках -15дн.

Посадка на грядку и рост растений – 60дн.

Образование и развитие кочана, сбор урожая-30дн.



Бабочка капустница:

Яйца 7 дней

Гусеницы 21день

Куколки 10дн

Бабочки 14дн





А.Гусеницы не успевают вылупиться и урожай не

пострадал.


Б.Гусеница только приступит к поеданию капусты.


В.Гусеницы успеют немножко испортить кочан.


Г.Гусеницы сильно испортят кочан.


Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний

Автор: Минеева Елена Геннадьевна

Дата: 26.10.2018

Номер свидетельства: 482206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) ""Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека" "
    ["seo_title"] => string(87) "nasiekomyie-vrieditieli-kul-turnykh-rastienii-i-pierienoschiki-zabolievanii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "139592"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417761432"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока "Значение насекомых в природе и жизни человека""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-znachieniie-nasiekomykh-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "267016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450282769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства