I.Вызов 1.Формулирова ние темы (проблемы) урока Постановка учебных задач, планирование последовательность действий. II. Осмысление 1.Выполнение задания - (примеры представителей отрядов и характеристика их значения) 2.Установление причинно-следственных связей 3. Выполнение практического задания (формирование исследовательских умений) Анализ,оценка правильности и корекция III.Рефлексия |
На доске картинки представителей насекомых со слайдов. (пчёлы, саранча, тутовый шелкопряд, муха, тля, бабочка – аполлон, колорадский жук, таракан, муравей, жужелица, таракан) - Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мы изучали «Общественные полезные насекомые, краснокнижные насекомые» - Если я скажу, что на доске даны рисунки полезных и редковстречаемых насекомых, верно? А кто из, предложенных, будет относиться к общественным и охраняемым, назовите? Остался ряд насекомых, которых мы будем говорить сегодня. О чём будем вести разговор? - (о насекомых, которые приносят вред человеку)
-Какая тема урока? -Так какие надо получить знания сегодня на уроке?, (чтобы знать тему «насекомые-вредители») -(КТО относится, какой конкретно вред приносят и как с ними бороться)
- Для чего нам нужна информация о насекомых – вредителях? (чтобы не заразиться, соблюдать правила личной гигиены, сохранить урожай, жилище)
Сейчас я прочту отрывки из книги, а ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы.
«- Что ж, кое-что вы действительно узнали. Но совсем немного. А тот, кто знает немного, ничего не знает. Вот вы оба видели муху и дома, и здесь. И думаете, наверное, что вы ее знаете. Да что тут знать? Как будто ничего особенного муха не представляет собою. А между тем эти самые мухи убили несколько сот лет назад в Европе двадцать четыре миллиона людей, то есть четвертую часть всего населения старой Европы. - Мухи? Не может быть! Как же это они? - Очень просто! Разносили на щетинках по странам Европы "черную смерть", и люди... - Какую "черную смерть"? - Так называли когда-то бубонную чуму... Ничтожные, крошечные мухи могут убить людей больше, чем убивают во время войны пушки, танки и самолеты...» А вот саранча собирается в самые крупные стаи. Более десяти миллиардов этих насекомых опускаются на поля, сады и плантации, и когда они поднимаются вверх - земля и деревья становятся оголенными. Все колосья, листья, плоды саранча пожирает полностью. Весит такая стая тридцать - сорок тонн. Разоренные крестьяне говорят: "Ты, саранча, съела все, что я посадил и посеял. И мне не остается ничего другого, как съесть тебя!" И вы действительно ребята, знаете , что некоторые азиатские народы употребляют саранчу в пищу. - Как вы думаете, о чем говорит профессор Енотов в известной детской книжке Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»? - говорит об отрицательной роли насекомых. - В чём проявляется отрицательная роль вредителей? Давайте покажем это в схеме. НАСЕКОМЫЕ Уничтожение с/х растений Переносчики болезней, паразиты Порча продуктов, построек, жилища ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О НАСЕКОМЫХ – ВРЕДИТЕЛЯХ. - Спасибо, молодцы. Материал очень интересный. - Перед вами лежит таблица. Ваша задача – используя текст учебника на стр. 140-142, образцы из коллекции «Насекомые –вредители», заполнить её по следующим графам: отряд | представители | значение | Прямо-крылые | Кузнечики Саранча Сверчки медведки | Уничтожение урожая | Клопы или полужесткокры-лые | Клоп-черепашка Постельный клоп | Резко снижает урожай Болезненное состояние человека | Жуки или жестко-крылые | Колорадский Майский Короед Щелкун Свекловичный долгоносик Яблоневый цветоед | Снижает урожай Поедает корни сосен Гибель деревьев | Бабочки или чешуе-крылые | Белянка Шелкопряд Яблоневая плодожорка | Порча урожая Гибель деревьев | Перепончатокры-лые | пилильщики | Объедают всю хвою | Двукры-лые | Слепни оводы | Заболевание и истощение домашних животных | вши | | Переносчики опасных заболеваний | блохи | | Переносчики чумы, сыпного тифа, туляремии | Проверяем выполнение задания в парах 1 ряда. Пары второго и третьего рядов внимательно слушают и делают записи в таблице. Была информация , которая вам знакома? Чего не знали? Что не понятно? А что-то удивило вас? Проверка: учитель демонстрирует слайд, учащиеся (по группам) зачитывают колонку таблицы (ответ). - Кто из насекомых наиболее опасен? Почему вы так думаете? (те насекомые, которые являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний и живут на теле человека) ФИЗМИНУТКА Давайте вернёмся к началу урока, какие из поставленных задач мы выполнили? -(представители и что делают). -А каких знаний не хватает, чтобы полно осветить тему? - способы борьбы человека с вредными насекомыми. - Следующие задания. Разделитесь по группам. (4-5 человек сидящих рядом). 1 группа – используя текст учебника изобразить биологический метод борьбы и прокомментировать свой рисунок 2 группа – вам дана серия рисунков, а по ним надо объяснить какой метод борьбы с насекомыми изображён. Почему вы так считаете? (агротехнический) 3 группа – сравнить физический и химический методы борьбы, указать в чём преимущества каждого, а в чём недостатки? 4 группа – закончить схему (кластер) К каким насекомым можно отнести этот метод борьбы? задание №3 раб. тетрадь стр. 95)
3. Вот Бабочка-красавица, Но мне она не нравится. Где Бабочка опустится, Капуста там скапустится Энтин Ю. С. - О каком насекомом идет речь в стихах Энтина? К какому отряду относится бабочка? Почему капуста «скапустится»? - А теперь задание для овощеводов: (по группам) На схемах показаны циклы развития капусты и бабочки- капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются капустными листьями. Бабочка отложила на лист капусты яйца через три месяца после посадки рассады на поле. Что случится с урожаем? Капуста: Прорастание семян -15 дн. Развитие рассады в горшочках -15дн. Посадка на грядку и рост растений – 60дн. Образование и развитие кочана, сбор урожая-30дн. Бабочка капустница: Яйца 7 дней Гусеницы 21день Куколки 10дн Бабочки 14дн - А бабочка имеет какой цикл развития? Почему? А.Гусеницы не успевают вылупиться и урожай не пострадал. Б.Гусеница только приступит к поеданию капусты. В.Гусеницы успеют немножко испортить кочан. Г.Гусеницы сильно испортят кочан. Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты. - На что надо обратить внимание при решении задачи? Уметь соо Уметь соотнести циклы развития бабочки-капустницы и капусты. Увидеть Увидеть взаимосвязь этих циклов. - Каков же ответ? Значит, зная биологические особенности можно избавиться от вредных насекомых безопасным способом. КТО ДАСТ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАДАТЬ ЛЮБОЙ ВОПРОС И ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ. - Давайте вернемся к проблеме урока: как можно ответить на вопрос о роли вредных насекомых?
Вывод: - Среди насекомых есть серьёзные вредители растений и пищевых запасов; среди насекомых много переносчиков болезней; - человек должен учитывать это, борясь с вредными для него видами. Для человека насекомые наносят вред, но человек не должен наносить вред природе! Подведение итогов: - Итак, выполнили ли мы поставленные задачи полностью? - Какие вопросы требуют дополнительной работы? - Что вам показалось наиболее интересным? - Вам даны сотовые телефоны. Вы уже пользовались этой «услугой» Я прошу вас написать SMS-своему соседу, где вы оцените его работу на уроке. Домашнее задание: § 29 - Измените условие задачи о капусте и бабочке, так чтобы получился другой вариант ответа (Б, В, Г или Д).
- Предложите способы сохранения урожая капусты.
- Стр. 96 таблица насекомые – переносчики возбудителей заболеваний,
- Математическое задание на выбор №5 в раб. тетр.
(На выбор)
Оценки за урок. Отметить наиболее активных в группах, тех кто готовил сообщения, решил задачу. Обратить внимание ребятам……….., т.к. не активны во время работы.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
| Работа по фото и рисункам. Варианты ответов учащихся. 1 мин. Тема урока на слайде. Запись темы в тетрадь. 2 мин. Учитель зачитывает отрывок из книги. 2 мин.
3 мин.
Запись схемы в тетради
2 мин. (10 мин.)
+ знаю - не знаю ? не понял, хочу спросить ! удивило
Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением 5 минут
5 минут
1 мин.
5 мин.
(30 минут урока)
7 минут
3 минуты |