Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов
Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов
Основа природы, жизни на Земле – растения. В настоящее время их существует более 500 тыс. видов, из них 200 тыс. – цветковые растения.
Сегодня мы обобщим знания о многообразии цветковых растений, характерных признаках разных семейств, необходимости охраны растений.
Запишите в тетрадях тему урока: «Многообразие видов цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений».
Сегодня у нас необычный урок – урок-состязание, который будет состоять из нескольких игр и конкурсов. В них принимут участие пять команд. Каждая команда представляет какое-нибудь семейство растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов »
Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов
Урок-состязание. 6-й класс
Оргмомент. Обобщение знаний учащихся
Учитель.
Перевода природе не надо, У природы особая речь. Понимаем молву листопада, Звонкой тучи удачную течь. Шорох спеющей ржи, Шепот ночи, Вскрик рассвета в развилках дорог. Яркой молнии ломаный почерк И глубок, и короток, как вздох.
В.Михалев
Основа природы, жизни на Земле – растения. В настоящее время их существует более 500 тыс. видов, из них 200 тыс. – цветковые растения. Сегодня мы обобщим знания о многообразии цветковых растений, характерных признаках разных семейств, необходимости охраны растений. Запишите в тетрадях тему урока: «Многообразие видов цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений». Сегодня у нас необычный урок – урок-состязание, который будет состоять из нескольких игр и конкурсов. В них принимут участие пять команд. Каждая команда представляет какое-нибудь семейство растений.
1-й конкурс. Представление команд
Команда «Семейство Крестоцветные»
К семейству Крестоцветные относится около 3 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения. Формула цветка: Ч4Л4Т2+4П1. Плод – стручок или стручочек. Представители – капуста, редис, репа, сурепка, пастушья сумка, желтушник, дикая редька.
Команда «Семейство Розовоцветные»
К семейству Розовоцветные относится около 2 тыс. видов растений. Жизненные формы – деревья, кустарники, травы. Формула цветка: или. Плод – яблоко, костянка, сборная семянка. Представители — яблоня, груша, рябина, вишня, слива, роза, шиповник, земляника, лапчатка.
Команда «Семейство Пасленовые»
К семейству Пасленовые относится около 2 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения. Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1. Плод – ягода или коробочка. Представители – картофель, томат, табак, белена, дурман, перец.
Команда «Семейство Лилейные»
К семейству Лилейные относится около 1 тыс. видов растений. Это травянистые растения. Формула цветка: О3+3Т3+3П1. Плод – ягода или коробочка. Представители – лук, чеснок, тюльпан, гиацинт, ландыш.
Команда «Семейство Злаки»
К семейству Злаки относится около 6 тыс. видов растений. Это травянистые растения. Формула цветка –О(2)+2Т3П1. Соцветие – сложный колос, метелка, початок. Плод – зерновка. Представители – пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза, пырей, тимофеевка, мятлик, бамбук.
2-й конкурс. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?»
На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:
У учеников наборы карточек с цифрами от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.
Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных – ... . У двудольных зародыш семени имеет ..., а у однодольных – ... . У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных – …» Из известных вам семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных – ... .
(По порядку перечисления терминов в тексте: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.)
Конкурс завершается заполнением на доске таблицы.
Однодольные растения
Двудольные растения
1 семядоля в семени
2 семядоли в семени
Мочковатая корневая система
Стержневая корневая система
Дуговое или параллельное жилкование листьев
Сетчатое жилкование листьев
3-й конкурс. «Найди ошибку»
Каждая команда получает карточку с описанием систематического положения вида растения, однако описания содержат ошибки. Задача: найти и исправить эти ошибки.
1. Дикая редька. Царство Растения. Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные). Класс Двудольные. Семейство Пасленовые (правильно – Крестоцветные). Род Редька. Вид Редька дикая.
2. Яблоня. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные (правильно – Двудольные). Семейство Крестоцветные (правильно – Розоцветные). Род Яблоня. Вид Яблоня домашняя.
3. Паслен. Царство Растения. Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные). Класс Двудольные. Семейство Розоцветные (правильно – Пасленовые). Род Паслен. Вид Паслен черный.
4.Озимая пшеница. Царство Растения. Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные). Класс Однодольные. Семейство Лилейные (). Род Пшеница. Вид Пшеница озимая.
5.Тигровая лилия. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные (правильно – Однодольные). Семейство Злаки (правильно – Лилейные). Род Лилия. Вид Лилия тигровая.
4-й конкурс. «Шестой – лишний»
Каждая команда получает по 6 гербарных листов, на пяти из которых – растения одного семейства, а на одном – другого. Ученики сравнивают растения и выделяют среди них «лишнее».
5-й конкурс. Графический диктант «Узнай семейство»
У команд имеются специальные заготовки – листки с начерченной прямой линией длиной в 24 клеточки и таблицей, в которой каждому из пяти изученных семейств соответствует определенный графический символ (например: розоцветные – звездочка, крестоцветные – косой крестик и т.д.) Учитель зачитывает список из 24 видов растений, относящихся к этим семействам, а учащиеся должны вспомнить их систематическую принадлежность и в каждой клеточке на линии по порядку проставить соответствующий символ.
Список растений:
роза коричная (Розоцветные);
томат (Пасленовые);
белена черная (Пасленовые);
пшеница озимая (Злаки);
пырей ползучий (Злаки);
дурман вонючий (Пасленовые);
табак душистый (Пасленовые);
сурепка обыкновенная (Крестоцветные);
редька дикая (Крестоцветные);
лилия кудреватая (Линейные);
тюльпан (Лилейные);
шиповник коричный (Розоцветные);
вишня домашняя (Розоцветные);
лук яровой (Лилейные);
чеснок озимый (Лилейные);
пастушья сумка (Крестоцветные);
гулявник лекарственный (Крестоцветные);
кукуруза (Злаки);
ячмень яровой (Злаки);
малина обыкновенная (Розоцветные);
слива колючая (Розоцветные);
картофель (Пасленовые);
перец (Пасленовые);
абрикос (Розоцветные).
6-й конкурс. «Во саду ли, в огороде...»
Дети отгадывают загадки.
1. За красным цветком потянулся – и ой! С колючкой рукою столкнулся, Кто же был виновник? Обманчив красный ...
(Шиповник.)
2. Помидору – брат, А кумачу не рад: Он в лиловой рос одежке, Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан.)
3. Одежкой сер, да телом бел.
(Рис.)
4. Вот так диковинка: На ветке – морковинка! Висит, краснеется – На солнце греется.
(Перец красный.)
5. Хоть прячется Алена За веточкой зеленой, Но красная щека Видна издалека.
(Яблоко.)
6. Хоть жжет его солнце, Одет он в суконце. А сукно — золотистое, Тонкое и чистое.
(Персик.)
7. Ягода – красна Ягода – вкусна, Режь да соли! Ешь да хвали!
(Томат.)
8. На грядке за амбаром Разросся стебель шаром.
(Капуста кольраби.)
9. Цветок – напрасный, Плод – опасный, А поле все засажено.
(Картофель.)
10. Желтая курица под плетнем дуется.
(Тыква.)
7-й конкурс. «Ай, болит!»
Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он болен: его мучают кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете, используя знания о растениях выбранного вами семейства?
Команда «Семейство Крестоцветные».
Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3–4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить по чайной ложке 3–4 раза в день до еды.
Команда «Семейство Розовоцветные».
При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15–20 мин, процеживают и пьют как чай 2–3 раза в день с последующим укутыванием в постели.
Команда «Семейство Пасленовые».
Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного «в мундире» картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
Команда «Семейство Злаки».
В качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления нужно взять 15–20 г корневищ, залить 2 стаканами холодной воды и настаивать в течение 10–12 ч.
Команда «Семейство Лилейные».
Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4–5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1–2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5–10 мин 3–4 раза в день.
Подведение итогов урока-состязания
Учитель. Человек должен бережно и внимательно относиться к растениям, которые его окружают и в природе, и в саду, и дома... Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна:
Давай пройдемся медленно по лугу, И «Здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.