Изучение нового материа-ла ( 20мин) | Напомните мне, пожалуйста, что мы исследовали на прошлом уроке. Спасибо. Как вы думаете, ребята, если корень – орган растения - он состоит из клеток? Как же заглянуть внутрь корня и увидеть, что он состоит из клеток? Хорошо. Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать. Что же это значит? Почему так происходит? Знаете ли вы ответ на этот вопрос? А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать? О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня? -Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать? -Вы можете правильно объяснить, чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия? -А хотите узнать? -Значит первое, что нам необходимо узнать - чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия -Идем дальше. Раз мы не знаем ещё какие клетки входят в строение этих участков корня, можем мы сказать какие ткани можно различить во внутреннем строении корня? -Значит, это вторая задача наша – мы должны выяснить, какие ткани можно различить во внутреннем строении корня. -А вы знаете, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга? -А интересно узнать? Значит, третья задача – выяснить, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга. Ну, а выполнив все эти задачи, мы достигнем цели урока: изучим внутреннее строение корня. -Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия! Тогда мы начинаем работу! (демонстрация ЭОР . Дает задание по заполнению таблицы и контролирует её заполнение.) слайд 3,4 После просмотра и прослушивания: Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним, чем различаются клетки в разных участках (зонах) корня и почему они имеют такие различия.( работа с таблицей ««Внутреннее строение корня»). Учитель задает вопросы. Зона деления -Какие клетки по размеру? Почему - Оболочки этих клеток очень тонкие и нежные. Их необходимо защищать. Поэтому зона деления снаружи защищена от повреждений– корневым чехликом.(слайд 5) 2. Зона роста -В этой зоне клетки отличаются от клеток предыдущей зоны? Чем? (слайд 6) 3. Зона всасывания(слайд 7,8) Давайте отметим, что изменилось в этой части корня? Появилось что-то новое? (Корневые волоски). Проблемный вопрос: Почему рассаду лучше выращивать и затем высаживать в торфяных горшочках? Рассказ сопровождаю демонстрацией модели, таблицы «Зоны корня», микропрепарата «Корневые волоски» Работа в парах Инструктивная карточка Обратите внимание на лежащие перед вами проростки, (микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски». Найдите корневой чехлик и корневые волоски. Рассмотрите их. На что они похожи по вашему мнению? Как вы думаете почему корневых волосков так много? Для чего они служат? -Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования. (Проверяем выполнение работы) -Скажите мне, пожалуйста, что же такое корневой волосок, исходя из вида этого рисунка? Корневые волоски живут недолго. У многих растений они живут всего несколько дней (5 – 9), а затем отмирают, но на смену им постоянно образуются новые. Они появляются из более молодых поверхностных клеток ниже этой зоны. Эта зона занимает на корне лишь несколько сантиметров (2 – 3 см). Но за счёт огромного количества корневых волосков в 15 – 18 раз увеличивается общая всасывающая поверхность корня. Выделяемая корневыми волосками слизь растворяет минеральные частицы почвы. При этом корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы, как бы «срастаются» с ней и отсасывают из неё нужные питательные вещества. Проблемный вопрос: Иногда при пересадке комнатных растений можно наблюдать, что растения имеют увядшие листья, но через некоторое время они приобретают нормальный вид. С чем это связано? Можно ли этого избежать? Выше находится следующая зона. 4. Зона проведения.(слайд 9,10,11) Эта зона – самая длинная и прочная часть корня. По клеткам и тканям этой части корня вода и минеральные вещества, поглощенные корневыми волосками передвигаются к стеблю. В этой зоне различают два направления движения питательных веществ – восходящий ток и нисходящий ток. По древесине корня к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами (солями) – это какой ток? (Восходящий). По лубу корня – от стебля и листьев в корень передвигаются органические вещества, нужные для жизнедеятельности клеток корня. Это какой ток? (Нисходящий). Я недаром сказала, что эта зона самая длинная и прочная. Посмотрите на схему, здесь начинает формироваться кора корня. Обратите внимание на клетки. Клетки неправильной формы. Похожи такие клетки на молодые? Они покрываются плотной оболочкой, которая пропитывается специальным пробковым веществом. Почему эта зона самая длинная? Сосуды – длинные, ситовидные трубки - тоже. Сосуды – трубкообразные полые клетки с плотной утолщенной оболочкой. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Рядом с ситовидными трубками проходят плотные толстостенные волокна - клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками. Эта зона корня не имеет точных размеров, потому что постоянно удлиняется.(слайд12) Вот мы и выяснили, какие клетки входят в строение различных участков корня, и чем они отличаются друг от друга. А почему в одной зоне клетки такие, а в другой – такие? А клетки, собранные в группы, одинаковые по строению и выполняемым функциям - это что? Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.(слайд 12) Проверяем. Что вы нашли. Молодцы, исследование провели с пользой. Сколько интересного мы сегодня с вами уже узнали. Оказывается, очень важно быть внимательным и наблюдательным, и тогда вам раскроют все свои секреты даже такие молчаливые особы, как растения. | (Изучили внешнее строение корня) (Да). (С помощью микроскопа). (Ученики могут ответить: потому что разные ткани). Да) (О внутреннем строении корня) Записывают тему урока в тетради (Нет). (Да) (Нет). (Нет). (Да). (Да). Прослушива-ние голосового сопровождения ЭОР ,изучение основных понятий темы. В ходе просмотра и работы с учебником заполняют таблицу (см. приложение №1) Работа с таблицей, «Внутреннее строение корня», проростков фасоли. Участвуют в беседе (Мелкие) (Делятся постоянно). (Да) (Вытянутые) Коллективное решение проблемного вопроса. Выполняют работу в парах «Рассматривание корневых волосков и чехлика невооружен-ным глазом и под микроскопом», Обсуждение результатов исследования (Длинный вырост наружной клетки корня). Слушают учителя Коллективное решение проблемного вопроса. Самостоятельная работа с текстом учебника «Зона проведения», заполнение таблицы. Записывают в тетради Передвижение органических и минеральных веществ по зоне проведения: А) восходящий ток – минеральные вещества в стебель; Б) нисходящий ток – органические вещества в корень. (Выполняют разные функции). (Ткань). Проверяют | 1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020f-1000-4ddd-17a8-1c0046b326a0/079.swf (Этот ЦОР знакомит учащихся с внутренним строением корня.) 2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e233-0a01-022a-0191-eb90b4e3f02a/%5BBIO6_03-14%5D_%5BIM_01%5D.swf (Интерактивный рисунок поперечного строения корня с краткой характеристикой составных частей.) |