kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Внутреннее строение корня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока содержит подробное описание плана -конспекта урока. Это урок изучения нового материала. с применением электронных образовательных ресурсов.Тип урока : комбинированный с элементами проблемного обучения.  Методы :проблемно-поисковый метод обучения. Применяются разные формы организации опознавательной деятельности учащихся:индивидуальная. группавая( парами) и фронтальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Внутреннее строение корня" »









Методическая разработка урока по биологии


по теме: « ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ»


(6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

авторы: И. Н. Понаморева, В. С. Кучменко)














Автор работы:

Попкова Людмила Владимировна
учитель биологии












Тема урока: Внутреннее строение корня


1.Цель: изучить внутреннее строение корня

2.Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Изучить внутреннее строение корня;

  2. Сформулировать понятие о зонах корня;

3. Выявить особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Развивающие задачи: 1.Продолжить формирование навыков анализа, синтеза и сравнения

2.Способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

  1. Продолжить формирование умений находить необходимую информацию для выяснения особенностей строения растений. ( учебник, интернет- ресурсы)

  2. Продолжить формирование умения работать в группах(коллективное сотрудничество)

Воспитательные задачи: 1. умение выслушивать мнение друг друга , работать в парах.

2.развитие умений видеть связи живых существ в сообществах и воспитание бережного отношения ко всему живому

3.развитие умений видеть связи живых существ в сообществах и воспитание бережного отношения ко всему живому.

4.продолжить развитие интереса учащихся к биологии при использовании ЭОР.

3.Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения.

4.Методы:

Проблемно-поисковый метод обучения:

1)Словесные: объяснение с элементами беседы

2)Наглядные: демонстрация натуральных объектов, рисунков, таблиц.

3) Практические: работа с натуральной наглядностью, рисунками учебника, микроскопом.

Комбинированный метод как основной метод опроса.

Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная, и.т.д.) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов.

Устный метод опроса и его формы.

Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий.

Формы устного опроса:

1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на первых этапах обучения. Это развивает монологическую речь, приучает учащихся к добросовестному выполнению домашних заданий.

2) Опрос с применением интерактивной доски. Ученик после воспроизведения материала получает проблемный вопрос, на который он даёт ответ и с применением возможности интерактивной доски, закрепляя ответ практическим показом своих действий. Так как работа с интерактивной доской всегда активизирует внимание всего класса. Ребята внимательно следят за ответом одноклассника и всегда готовы прийти ему на помощь. Это даёт возможность всему классу закрепить практическую значимость полученных знаний при опросе одного ученика.

3.Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Я применяю её в начале урока с целью выяснения усвоения классом пройденного материала необходимого для перехода к новой теме.

5.Формы организации познавательной деятельности : групповая (парами), индивидуальная, фронтальная.

6.Приемы работы с мультимедийным приложением:

Удобно применение компьютерных презентаций тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации  на более удачные и т.д.

Использование ЭОР облегчили не только работу учителя, но и заинтересовали детей. При использовании ЭОР у детей развивается логическое мышление, творческая активность.

ЭОР - советую применять при изучении новой темы, так как происходит формирование совокупности действий обучающихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний.

ЭОР -рекомендую использовать для закрепления новой темы. Проходит выполнение заданий с целью применения разнообразных форм самоконтроля и взаимоконтроля. Учитель создает условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно затруднения и осуществляли коррекцию знаний. Учитель формирует у учеников установку на улучшение результатов своей деятельности, которые анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений.









План- конспект урока

Этапы учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Используемые электронные образовательные ресурсы

Орг.мо-мент

(1 мин)

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока


Проверка ЗУН предыдущего урока (-6 мин (из них работа с ЭОР (4 мин)



1. Индивидуальный опрос по карточкам.

Я предлагаю сегодня поработать индивидуально по карточкам следующим учащимся:

Карточка №1

Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

Карточка №2

Что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань?


2. Опрос у доски:

1. Зарисовать схему строения корневой системы растения, подписать ее части и сделать вывод, что же называют корневой системой?

2. Сравнить стержневую и мочковатую корневые системы. У каких растений они встречаются.



Ученики отвечают на вопросы учителя и вспоминают виды корней и типы корневых систем;

Выходят желающие работать с интерактивной

доской

Ответы учащихся


1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_04%5D.swf

( Интерактивный рисунок- Типы корневых систем)


2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_03%5D.swf

( Интерактивный рисунок видов корней с краткой характеристикой).



Актуализация знаний

( 2 мин)



Учитель задает вопрос, тем самым актуализирует важность изучения этой темы: подводит к цели урока

Зачитывает отрывок из басни И. Крылова «Свинья под дубом».

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей до сыта, до отвала;

Наелась, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

Ведь это дереву вредит…

Задаёт вопрос:

-Чем же навредила свинья дереву?

-Будет ли дуб расти и развиваться? (слайд 2)


Молодцы!



Ученики отвечают на вопросы и вместе с учителем формулируют цель урока:

изучить особенности внутреннего строения корня в связи с выполняемыми функциями.





Изучение нового материа-ла

( 20мин)

Напомните мне, пожалуйста, что мы исследовали на прошлом уроке. Спасибо.

Как вы думаете, ребята, если корень – орган растения - он состоит из клеток?

Как же заглянуть внутрь корня и увидеть, что он состоит из клеток?

Хорошо.

Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать.

Что же это значит? Почему так происходит?

Знаете ли вы ответ на этот вопрос? А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать?

О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня?



-Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать?


-Вы можете правильно объяснить, чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия?

-А хотите узнать?

-Значит первое, что нам необходимо узнать - чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия

-Идем дальше. Раз мы не знаем ещё какие клетки входят в строение этих участков корня, можем мы сказать какие ткани можно различить во внутреннем строении корня?

-Значит, это вторая задача наша – мы должны выяснить, какие ткани можно различить во внутреннем строении корня.

-А вы знаете, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга?

-А интересно узнать?

Значит, третья задача – выяснить, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга.

Ну, а выполнив все эти задачи, мы достигнем цели урока: изучим внутреннее строение корня.


-Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия!

Тогда мы начинаем работу!


(демонстрация ЭОР . Дает задание по заполнению таблицы и контролирует её заполнение.) слайд 3,4

























После просмотра и прослушивания:

Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним, чем различаются клетки в разных участках (зонах) корня и почему они имеют такие различия.( работа с таблицей ««Внутреннее строение корня»). Учитель задает вопросы.

  1. Зона деления

-Какие клетки по размеру? Почему

- Оболочки этих клеток очень тонкие и нежные. Их необходимо защищать. Поэтому зона деления снаружи защищена от повреждений– корневым чехликом.(слайд 5)

2. Зона роста

-В этой зоне клетки отличаются от клеток предыдущей зоны? Чем? (слайд 6)

3. Зона всасывания(слайд 7,8)

Давайте отметим, что изменилось в этой части корня? Появилось что-то новое? (Корневые волоски).

Проблемный вопрос: Почему рассаду лучше выращивать и затем высаживать в торфяных горшочках? Рассказ сопровождаю демонстрацией модели, таблицы «Зоны корня», микропрепарата «Корневые волоски»

Работа в парах

Инструктивная карточка

  1. Обратите внимание на лежащие перед вами проростки, (микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски».

  2. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

  3. Рассмотрите их. На что они похожи по вашему мнению?

  4. Как вы думаете почему корневых волосков так много? Для чего они служат?



-Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.

(Проверяем выполнение работы)

-Скажите мне, пожалуйста, что же такое корневой волосок, исходя из вида этого рисунка?


Корневые волоски живут недолго. У многих растений они живут всего несколько дней (5 – 9), а затем отмирают, но на смену им постоянно образуются новые. Они появляются из более молодых поверхностных клеток ниже этой зоны.

Эта зона занимает на корне лишь несколько сантиметров (2 – 3 см). Но за счёт огромного количества корневых волосков в 15 – 18 раз увеличивается общая всасывающая поверхность корня. Выделяемая корневыми волосками слизь растворяет минеральные частицы почвы. При этом корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы, как бы «срастаются» с ней и отсасывают из неё нужные питательные вещества.


Проблемный вопрос: Иногда при пересадке комнатных растений можно наблюдать, что растения имеют увядшие листья, но через некоторое время они приобретают нормальный вид. С чем это связано? Можно ли этого избежать?


Выше находится следующая зона. 4. Зона проведения.(слайд 9,10,11)

Эта зона – самая длинная и прочная часть корня. По клеткам и тканям этой части корня вода и минеральные вещества, поглощенные корневыми волосками передвигаются к стеблю.

В этой зоне различают два направления движения питательных веществ – восходящий ток и нисходящий ток.

По древесине корня к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами (солями) – это какой ток? (Восходящий). По лубу корня – от стебля и листьев в корень передвигаются органические вещества, нужные для жизнедеятельности клеток корня. Это какой ток? (Нисходящий).

Я недаром сказала, что эта зона самая длинная и прочная.

Посмотрите на схему, здесь начинает формироваться кора корня.

Обратите внимание на клетки. Клетки неправильной формы. Похожи такие клетки на молодые? Они покрываются плотной оболочкой, которая пропитывается специальным пробковым веществом.


Почему эта зона самая длинная?

Сосуды – длинные, ситовидные трубки - тоже.

Сосуды – трубкообразные полые клетки с плотной утолщенной оболочкой. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Рядом с ситовидными трубками проходят плотные толстостенные волокна - клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками.

Эта зона корня не имеет точных размеров, потому что постоянно удлиняется.(слайд12)

Вот мы и выяснили, какие клетки входят в строение различных участков корня, и чем они отличаются друг от друга.

А почему в одной зоне клетки такие, а в другой – такие?

А клетки, собранные в группы, одинаковые по строению и выполняемым функциям - это что?


Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.(слайд 12)


Проверяем. Что вы нашли.

Молодцы, исследование провели с пользой.


Сколько интересного мы сегодня с вами уже узнали. Оказывается, очень важно быть внимательным и наблюдательным, и тогда вам раскроют все свои секреты даже такие молчаливые особы, как растения.


(Изучили внешнее строение корня)


(Да).


(С помощью микроскопа).



(Ученики могут ответить: потому что разные ткани).





Да)




(О внутреннем строении корня)




Записывают тему урока в тетради




(Нет).



(Да)











(Нет).








(Нет).





(Да).


















(Да).





Прослушива-ние голосового сопровождения ЭОР ,изучение основных понятий темы. В ходе просмотра и работы с учебником заполняют таблицу (см. приложение №1)















Работа с таблицей, «Внутреннее строение корня», проростков фасоли.

Участвуют в беседе

(Мелкие) (Делятся постоянно).









(Да) (Вытянутые)







Коллективное решение проблемного вопроса.






Выполняют работу в парах

«Рассматривание корневых волосков и чехлика невооружен-ным глазом и под микроскопом»,










Обсуждение результатов исследования




(Длинный вырост наружной клетки корня).




Слушают учителя























Коллективное решение проблемного вопроса.







Самостоятельная работа с текстом учебника «Зона проведения», заполнение таблицы.











Записывают в тетради Передвижение органических и минеральных веществ по зоне проведения:

А) восходящий ток – минеральные вещества в стебель;

Б) нисходящий ток – органические вещества в корень.




































(Выполняют разные функции).



(Ткань).







Проверяют







































































































1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020f-1000-4ddd-17a8-1c0046b326a0/079.swf

(Этот ЦОР знакомит учащихся с внутренним строением корня.)




2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e233-0a01-022a-0191-eb90b4e3f02a/%5BBIO6_03-14%5D_%5BIM_01%5D.swf

(Интерактивный рисунок поперечного строения корня с краткой характеристикой составных частей.)










































Обобще-ние и закрепление материа-ла

(9 мин)


Дает задание и контролирует его выполнение. Организует работу с ЭОР .

Дает инструкцию по выполнению задания.

(слайд 13)



Консультирует и контролирует, выставляет оценки ученикам.













Работа с тетрадью

Зарисуйте схему внутреннего строения корня по шаблону:


(Слайд 14)

Выполняют задание

Индивидуальная работа с рисунком поперечного строения корня и схемой « Зоны корня» из ЦОР.















Зарисовывают в тетради схему и подписывают зоны корня.

1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e233-0a01-022a-0191-eb90b4e3f02a/%5BBIO6_03-14%5D_%5BIM_01%5D.swf

(ЭОР способствуют закреплению полученных знаний, умений и навыков по изучению внешнего и внутреннего строения корня.)


2.Зоны корня

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c12347b-730a-4f8c-9ebe-d2f752194e14/%5BBIO6_03-14%5D_%5BIM_02%5D.swf

(Интерактивный рисунок зон корня с краткой характеристикой)


Задание на дом

(1 мин)

Кто захочет, дорисует клеточки самостоятельно.

Таблицу всем перенести в тетрадь.

Знать зоны корня и уметь их различать. Кто чувствует, что он не уверен в своих знаниях, тот прочтёт параграф учебника.

Записывают д/з, составить кроссворд по теме «Корень»


Подведе-ние итогов ( рефлек-сия)

( 2 мин)

Вы сегодня целый урок работали как настоящие исследователи. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Очень хорошо и активно работали……


А что вы сами для себя открыли на уроке? Вам понравилась ваша работа на уроке? (слайд 15)


И напоследок хочу дать вам важный совет. Изучая растения и животных, мы учимся понимать природу, становимся ближе к ней. Английская пословица гласит: «В стеклянном доме не кидают друг в друга камнями». Отношение к природе, к природному окружению человека изменится, если возникнет осознание, что дом, в котором мы живем, не просто стеклянный - хрустальный. Планета Земля - общий дом для человека и для всех живых существ.



Спасибо за общение. Выставление оценок.


Отвечают на вопросы и формулируют выводы по уроку ( Корень – это специализированный орган растения, обеспечивающий его почвенное питание. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу, важную для жизнедеятельности всего организма.)




































Приложение №1


Таблица: Внутреннее строение корня.


Зона корня

Какой тканью

образована

Особенности строения клеток

Какую функцию выполняет

Корневой чехлик




Зона деления




Зона роста




Зона всасывания




Зона проведения





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Внутреннее строение корня"

Автор: Попкова Людмила Владимировна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока по биологии на тему "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс "
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-na-tiemu-orghany-tsvietkovykh-rastienii-korien-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141056"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418052575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства