Методическая разработка урока на тему:" Глобальные проблемы в биологии"
Методическая разработка урока на тему:" Глобальные проблемы в биологии"
Тело покрыто плакоидной чешуей. Каждая пластинка несет выступающий назад пик. Чешуя состоит из дентина, а сверху покрыта эмалью. По химическому составу чешуя акулы сходна с зубами человека.
Зубы акулы являются переместившейся в ходе эволюции на челюсти чешуей.
Клетки кожи содержат большое количество железистых клеток, вырабатывающих слизь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему:" Глобальные проблемы в биологии"»
Урок 1. Введение. 9 класс.
Цель: создать условия для систематизации ранее изученного материала по многообразию живого мира на Земле, знаний учащихся об уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь.
Задачи:
Образовательные: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, повторить и углубить знания об уровнях организации живой материи;
Развивающие: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах.
Оборудование: таблицы – схемы: «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин», компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии».
(Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ними).
III. Изучение нового материала:
1. Что такое биология?
Составьте синквейн понятия «биология».
Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово).
2 – прилагательные (два слова).
3 – глаголы (три слова).
4 – предложение (из четырёх слов).
5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна:
Биология.
Интересная, значимая.
Открывает, изучает, экспериментирует.
Помогает понять живую природу.
Наука.
2. Биология – совокупность наук о живой природе.
Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»?
(путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение).
Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.
Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.
Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
3. Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Работа в парах:
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Пользуясь учебником “Биология. 9 класс” под редакцией М.К.Гильманова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
№
Биологическая наука
Что изучает
1
Анатомия
2
Биология
3
Биометрия
4
Биотехнология
5
Биофизика
6
Биохимия
7
Ботаника
8
Вирусология
9
Генетика
10
Зоология
11
Микология
12
Микробиология
13
Морфология
14
Палеонтология
15
Селекция
16
Физиология
17
Цитология
18
Эволюционное учение
19
Экология
Эмбриология
Скажите, при заполнение таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?
Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;
ботаника – строение и жизнедеятельность растений;
зоология собирает и систематизирует сведения о животных;
микология изучает грибы;
антропология – человека;
общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.
Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов. Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);
физиология – учение о функциях живых организмов;
анатомия – наука о внутреннем строении существ.
К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и
систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),
экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),
палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).
В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.
Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.
Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.
Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).
Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.
4. Цели и задачи биологии в 9 классе.
В этом учебном году перед нами стоит
цель:выяснить причины многообразия видов на планете.
Для достижения цели нам необходимо решитьнесколько задач.
Работа в группах по заданию:
Ребята, как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?
Задачи:
• выяснить происхождение жизни на Земле
• узнать, как развивалась жизнь на планете
• познакомиться с механизмом образования видов
• установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой
• выяснить структурную организацию живых организмов
Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.
Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.
5. Современные методы исследования живой материи.
Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Пользуясь учебником “Биология. 9 класс” под редакцией М.К.Гильманова на страницах 4-6 и своими знаниями курса биологии 6 – 8 классов, составьте кластер «Современные методы в исследования живой материи» (время на выполнение – 5 минут).
(1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с
целью осознания его существенных свойств.
2. Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.
3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.
4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.
5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели).
6. Основные уровни организации живых организмов.
М олекулярный ---- клеточный тканевой органный организменный
Схема показывает отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и показывает целостность живой природы.
Мы видим, что строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функциональные единицы. Так, атомы состоят из элементарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, которые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.
№
Уровни организации
Биологическая система
Элементы, образующие систему
1
Молекулярный
Органоиды
Атомы и молекулы
2
Клеточный
Клетка (организм)
Органоиды
3
Тканевой
Ткань
Клетки
4
Органный
Орган
Ткань
5
Организменный
Организм
Системы органов
6
Популяционно-видовой
Популяция
Особи
7
Биогеоценотический (экосистемный)
Биогеоценоз (экосистема)
Популяции
8
Биосферный
Биосфера
Биогеоценозы (экосистемы)
Выделение отдельных уровней организации жизни до некоторой степени условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
7.Значение предмета для понимания всего живого.
Проблемный вопрос: Для чего необходимо изучать биологию?
В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.
IV. Закрепление:
1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?
2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?
3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.
5. Какова основная цель науки?
6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
7. Что такое научный эксперимент?
V. Д/З: параграф 1. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры
человечества?»
Приложение 1
«Основные уровни организации живых организмов»:
На молекулярном уровне исследуется роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.
Клеточный уровень представлен клетками. Это первый, начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функций клеточной мембраны, механизмы деления клеток. Эти проблемы имеют очень важное значение, в том числе и практическое, особенно для медицины.
Организменный уровень может быть представлен как одноклеточными, так многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности, его адаптация и поведение в различных экологических условиях.
Популяционно-видовой уровень представлен популяциями видов и принципиально отличается от организменного. Продолжительность жизни любого организма определена генетически, популяция же при оптимальных условиях среды способна существовать неограниченно долго.
На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции и т. д. Эти вопросы имеют важное хозяйственное значение, так как позволяют давать научно обоснованные рекомендации для поддержания оптимальной численности особей различных популяций в эксплуатируемых экосистемах.
Экосистемный уровень представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.
Биосферный уровень — высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии). Изучение механизмов их протекания, а также влияния на них деятельности человека в настоящее время имеет первостепенное значение для предотвращения глобального экологического кризиса.