III Изучение нового материала. | Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Растительный мир планеты разнообразен. Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»? (Трава, цветы, кустарники, деревья и др.). Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям: 1 группа: Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры. (Для роста и развития необходимы определенные условия: - культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай), - дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе. Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо: «Дорогие ребята! Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас». - Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их? Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все – и я, и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты! 2 группа: Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой? (По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние. - Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги. - Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают. - Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают. 3 группа: Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры. Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ. Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки. Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз) Выйди на дорожку Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени) Да головкой покачай Утром солнышко встречай. (вращаем головой) Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны) А теперь росой умойся, (имитация движений) Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками) Жизненные формы растений. В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений. Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим? (Деревья, кустарники, травы). Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны. Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина) Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника) Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.) В ходе экскурсии объясняю школьникам: •причины изменения окраски листьев, листопада; • чем вызвано многообразие плодов; • чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария. При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной» «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...» 2. Классификация растений по продолжительности жизни: | Чтение статьи, самостоятельное заполнение таблицы. Эвристическая беседа. Составление схемы в тетрадях |
IV Закрепление знаний. | Заполнение таблицы: Определить растения по продолжительности жизни и жизненной форме: Растение | Однолетники | Двулетники | Многолетники | Пшеница | | | | Тополь | | | | Ромашка | | | | Свекла | | | | Вишня | | | | Одуванчик | | | | Баклажан | | | | Морковь | | | | Задания предусматривают выполнение двух видов работ: Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям. Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы. 1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы. * Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. * Почему у кустарников преобладают сочные плоды. * Как распространяются плоды и семена кустарников. 2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев. 3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу Название растения | Жизненная форма | По продолжительности жизни | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы: 1. Чем кустарник отличается от дерева? 2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений? 3. Как объяснить смену осенью окраски листьев? 4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме? 5. Какие плоды преобладают у кустарников? 6. Как они распространяются? 7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений? 8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя? 9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников? 10.Как зимуют многолетние травы? В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например: Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»; «Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы». Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес). «Многорук, а нога одна» (дерево). «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза) «Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист). «Летом одевается, зимой раздевается» (растения) В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят. Делаю вывод, придав материалу целостность. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы. | Заполнение таблицы, формулировка выводов |