II Актуализация знаний и усвоение нового материала | Какая природа бывает? (живая и неживая) Биология – наука о живой природе. ачем нам изучать растения. Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории. Факты из истории. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский. Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях. Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств. Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ Казахстана – тюльпан (гербарий) Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях. С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок... Р. Гамзатов. Приведите примеры из литературы или истории. Многообразие растений на Земле, самое-самое. Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды. Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м) Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм. Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса. Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм. Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет. Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре. Свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…) Царства живой природы: Составление схемы Царства живой природы Вирусы Растения Бактерии, дробянки Грибы Животные Привести примеры организмов, относящихся к различным царствам. БОТАНИКА – наука о растениях. Распространение живых организмов: повсеместно (воздух, вода, суша, почва, организм) Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.. Роль растений: В природе | В жизни человека | 1. Поглощают углекислый газ, выделяют кислород 2. Растения - источник пищи для животных 3. Растения очищают воздух от пыли 4 Насекомые опыляют растения 5. Птицы, жуки уничтожают вредителей | 1. Растения – источник пищи 2. Одежда (лен, хлопок, шерсть) 3. Лекарства (ромашка, одуванчик, пеницилл и др.) 4. Топливо (уголь, дрова, торф) 5. Растения – строительный материал. 6. Красота | 10. Распространенные растения Казахстана. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе». (информация из учебника ) Для человека – значение. Кислород Пища Лекарства Одежда Строительный материал Бумага Эстетическое Экологическое Какое главное значение растений? Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин. Почему жители Грюнландии стали задыхаться? Что им нужно взять на Земле? Какое растение вы бы им посоветовали взять? Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений. Защита писем-плакатов. | Фронтальный опрос, беседа, запись определений в тетрадь составление схемы Эвристическая беседа Самостоятельная работа по заполнению таблицы |
III Закрепление знаний | Экскурсия №1. Задание: Рассмотрите растения, которые растут на вашем пути в школу. Как они называются, опишите их. Сделайте гербарии. Работа с терминами, изученными на уроке. Закрепление изученной темы: 1. На какие науки делится наука биология? 2. Что изучает наука ботаника? 3. Что изучает наука зоология? 4. Что изучает наука микробиология? 5. Что изучает наука микология? 6. Какие организмы относят к доядерным? 7. Назовите признаки живых организмов. 8. Каковы основные различия животных и растений? 9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных. 10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений. 11. Какова роль растений и в жизни человека? 12. Какова роль растений в природе? 13. Каково общее число ныне живущих видов растений? | Взаимоопрос |