kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольная работа за первое полугодие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка уровня освоения учебного материала за первое полугодие по темам: методы биологических исследований, уровни организации живого, химический состав клетки, клеточная теория, строение клеток прокариот и эукариот, обмен веществ в клетке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за первое полугодие»

Контрольная работа за первое полугодие

1 вариант

Часть А

  1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.


Уровень

Пример

Экосистемный

микориза осины и подосиновика


озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами


  1. Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.

  2. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.

  3. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания плазматической мембраны растительной клетки. Определите три признака "выпадающих" из общего списка и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  участвует в синтезе липидов

2)  состоит из билипидного слоя

3)  содержит полисахарид муреин

4)  имеет "шубу" из олигосахаридов, гликопротеинов и гликолипидов

5)  способна к активному транспорту веществ

6)  выполняет барьерную функцию


  1. Выберите три ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие ниже из перечисленных веществ относятся к белкам?

 

1)  кератин

2)  гликоген

3)  эстроген

4)  миоглобин

5)  лактоза

6)  тубулин


  1. Рассмотрите рисунок с изображением одного из процессов матричного синтеза и определите процесс, основной тип ферментов, его катализирующих, и тип мономеров, используемых для синтеза. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.



Процесс

Фермент

Мономеры

(А)_________

(Б)_________

(В)_________

 

Список элементов

1)  репликация

2)  ДНК-полимераза

3)  рибонуклеотиды

4)  транскрипция

5)  РНК-полимераза

6)  дезоксирибонуклеотиды

7)  трансляция

8)  нуклеиновые кислоты


  1. Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  перекачивание протонов водорода через мембрану тилакоида

2)  восстановление углерода водородом

3)  возбуждение молекул хлорофилла

4)  восстановление НАДФ · Н+Н+

5)  фиксация углекислого газа

6)  синтез глюкозы



  1. Напишите название мономера, который составляет основу молекулы показанной на рисунке буквой А.


  1. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  синтезируется молекула РНК

Б)  в образовании полимера участвует пептидная связь

В)  в процессе участвует тРНК

Г)  в процессе участвует РНК-полимераза

Д)  синтезируется полинуклеотидная цепь

ПРОЦЕССЫ

1)  1

2)  2

10) Установите последовательность процессов, происходящих при клеточном дыхании аэробной клетки.

 

1)  формирование молекул ПВК

2)  окислительное фосфорилирование

3)  формирование Ацетил-КоА

4)  образование АТФ

5)  поступление в клетку глюкозы


Часть В

11) Исходный фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

5’ − ГЦГГГЦТАТГАТЦТГ − 3’

3’ − ЦГЦЦЦГАТАЦТАГАЦ − 5’

 

В результате замены одного нуклеотида в ДНК четвёртая аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Вал. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г







У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

12) Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего их 70 остатков глюкозы? Ответ поясните?

13) Назовите не менее четырёх функций воды в организме человека.

14) Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества? Укажите 4 причины.

15) Почему вирусы считают паразитами на генетическом уровне?

фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните


Контрольная работа за первое полугодие

2 вариант


  1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организации

Пример

Биогеоценотический

Пищевые цепи


Проведение нервного импульса


  1. Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?

  2. Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

  3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания кислородного этапа клеточного дыхания?

 

1)  окислительное фосфорилирование

2)  окисление НАДН

3)  происходит в цитозоле

4)  образуется этанол

5)  выделяется углекислый газ

6)  образуется пировиноградная кислота


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки бактерии?

 

1)  содержит клеточную стенку из целлюлозы

2)  генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК

3)  может иметь выросты оболочки — пили

4)  в цитоплазме обнаруживаются центриоли клеточного центра

5)  не содержит мембранных органелл

6)  рибосомы отсутствуют

6) Выберите три верных ответа из шести. Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?

 

1)  наличие хлоропластов

2)  наличие гликокаликса

3)  способность к автотрофному питанию

4)  способность к фагоцитозу

5)  способность к биосинтезу белка

6)  поддержание формы только с помощью цитоскелета

  1. Под каким номером на рисунке обозначен продукт транскрипции?


  1. Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  матрица для синтеза белка

Б)  субклеточная структура,

участвующая в синтезе полипептида

В)  транспортная молекула

Г)  комплекс белка и РНК

Д)  матрица для синтеза РНК

Е)  синтезируется в ядрышке

ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ

В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

9) Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

 

1)  Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.

2)  Возбуждение светом электронов хлорофилла.

3)  Фиксация углекислого газа.

4)  Образование крахмала.

5)  Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.


10) Установите последовательность этапов посттрансляционной модификации белка в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  синтез белка рибосомами на мембранах ЭПР

2)  экзоцитоз

3)  сворачивание белка во вторичную, третичную и четвертичные структуры

4)  формирование секреторной везикулы

5)  транспорт белков в Аппарат Гольджи, формирование гликопротеинов


11) Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

5’ − ГТЦАЦАГЦГАТЦААТ − 3’

3’ − ЦАГТГТЦГЦТАГТТА − 5’

 

Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Про? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

12) В процессе гликолиза образовалось 74 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при её полном окислении? Объясните полученные результаты.


13) В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

14) Докажите единство органического мира на Земле. Приведите не менее четырех доказательств.

15) Опишите различия между вирусами и бактериями в строении и обмене веществ. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Контрольная работа за первое полугодие

Автор: Сайранова Алина Гаптенуровна

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Немецкий язык. 4 класс. Контрольная работа. I полугодие."
    ["seo_title"] => string(59) "niemietskii_iazyk_4_klass_kontrol_naia_rabota_i_polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "446809"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514304949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Контрольная работа по немецкому языку за первое полугодие в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(70) "kontrolnaia_rabota_po_nemetskomu_iazyku_za_pervoe_polugodie_v_7_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "596223"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640536085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Итоговая контрольная работа  по русскому языку за первое полугодие 2 класса "УМК Школа 21 век" "
    ["seo_title"] => string(101) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-russkomu-iazyku-za-piervoie-polughodiie-2-klassa-umk-shkola-21-viek"
    ["file_id"] => string(6) "126688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415205849"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Контрольная работа по геометрии 8 класс за 1 полугодие"
    ["seo_title"] => string(54) "kontrolnaia_rabota_po_geometrii_8_klass_za_1_polugodie"
    ["file_id"] => string(6) "501972"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551556931"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Итоговый контрольно – диагностический срез за 1 полугодие Комплексная контрольная работа 3 класс С(К)О VII вида "
    ["seo_title"] => string(119) "itoghovyi-kontrol-no-diaghnostichieskii-sriez-za-1-polughodiie-komplieksnaia-kontrol-naia-rabota-3-klass-s-k-o-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "141390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418117408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства