Конспект урока по биологии "Заболевания и повреждения глаз"
Конспект урока по биологии "Заболевания и повреждения глаз"
Вашему вниманию представлен один из вариантов урока для учащихся 8 класса, усваивающих базовый уровень стандарта. Изучаемый раздел «Органы чувств. Анализаторы». В программе курса «Человек и его здоровье» для 8 класса авторов А. Г Драгомилова, Р.Д.Маша данный урок именуется как «Заболевания и повреждения глаз».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Заболевания и повреждения глаз"»
Тема урока: «Заболевания и повреждения глаз»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели:
Предметно – информационная (образовательная):
продолжить формировать у уч-ся основные понятия: анализатор, орган чувств, рецептор; повторить особенности строения и функционирования органа зрения – глаза;
ознакомить с основными дефектами зрения, обратив особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаз;
формулировать основные правила гигиены зрения, ознакомить с упражнениями для расслабления глаз и улучшения зрения.
Деятельностно–коммуникативная (развивающие):
продолжить формирование умений и навыков по работе с компьютерной презентацией, заданиями образовательного диска, текстами приложений;
развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию культуры речи, владению терминологией, способностей к обмену мнениями, информацией.
Ценностно-ориентационная (воспитывающие):
способствовать формированию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:таблица: “Строение глаза”, модель глаза, Приложение: задания для индивидуальной работы, карточки – инструкции, тексты для работы в группах.
Техническое сопровождение урока - компьютерная презентация по теме: «Заболевания и повреждения глаз», зарядка для глаз, диск по анатомии и физиологии человека 1С:Образование 3.0
Учебник: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. 8 класс. Биология. Человек и его здоровье.
На доске: название темы урока, запись д/з
Ход урока:
1. Самоопределение деятельности (организационный момент урока)
Учитель: Человек обладает системой ориентации в окружающем мире – сенсорной системой, которая помогает не только ориентироваться, но и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Мы продолжаем знакомиться с разнообразными анализаторами, и на прошлом уроке ознакомились с особенностями строения зрительного анализатора и его составных частей. Сегодня поведем речь о том, какое значение имеет для взаимоотношений с окружающей средой орган зрения и как среда воздействует на него, какие правила необходимо соблюдать для сохранения лучшей работоспособности глаз. Ну а сейчас вспомним самое важное. Слайд1
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа
Вспомним определение анализатора.
Из каких частей состоит любой анализатор? Слайд2
Как вы думаете, чем отличаются понятия орган чувств, рецепторы и анализатор? Слайд3
Учитель: Зрительный анализатор включает все перечисленные вами элементы: периферическое, проводниковое и центральное. Вспомните, чем представлено каждое из этих звеньев? Слайд 4
Объясните причину слепоты у пациентов А, Б, В? Слайд 5
Минивывод: Для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей Слайд 6
Учитель: Зрение – одно из ведущих чувств, благодаря которому мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения. В познании внешнего мира зрение для человека играет первостепенную роль. Слайд7
Ну а с точки зрения анатомии, глаз - это периферический отдел зрительного анализатора, который служит для восприятия световых раздражений. О том, какое он имеет строение, напомнит нам ученик (ца) Слайд 8 ,9,10,11и 12.
Устный ответ одного уч-ся у доски по таблице (стихотворение)
Орган зрения – это глаз, в нем три оболочки Та, что белая снаружи назовем белочной Та прозрачна впереди – со стеклом сравнится Эту часть ее зовем - просто роговица Слой второй – в нем есть сосуды Впереди он радужка, в ней отверстие- зрачок и пигменты разные. За зрачком у нас хрусталик, он меняет кривизну И поэтому мы видим, и вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает все в округе видно мне Ведь в глазном есть яблоке тело стекловидное В глубине лежит сетчатка. Этот слой необходим Коль рецепторы в порядке, то нормально мы глядим.
Поможет проверить усвоение вами этого материала проверочная работа. Повторите домашний параграф. Суть работы заключается в следующем…. Слайд 13. Если задание показалось невыполнимым, ученик может попробовать выполнить другое - подписать части органа зрения глаза (карточки). Выполнение заданий (индивидуальный опрос)Приложение №1.
3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации, путем постановки проблемных вопросов)
Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации. Как же, среда, в которой мы находимся, влияет на наши глаза? А именно, такие экологические факторы, как температура, влажность, недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы и другие. Какие наиболее частые нарушения зрения встречаются у людей?Как сохранить свое зрение?
Учитель: Тема урока: «Заболевания и повреждения глаз». Запишите ее в тетрадях, а домашнее задание в дневниках.
4.Открытие новых знаний.
Начнем со сценки. Слайд 14
Сценка.Действующие лица: автор, учитель, ученик, врач. Ученик сидит, читая книгу сильно согнувшись над ней. Автор: Вам все часто говорят: Учитель: (подходя к сидящему ученику, говорит свои слова, выпрямляя ему спину) Прямо сядь, ровней дыши, Носом книгу не паши. Не сгибайся, слышишь? Голову повыше. Автор: Вы перечите порой. Ученик (обращаясь к учителю): Мне удобно, всё вам ясно? Я же вижу всё прекрасно (и снова склоняется над книгой). Автор:Пробежит за годом год,
Встанете взрослее, Что ж потом произойдёт?
Ученик: (жалобно) Плохо видят глаза вдаль (подходит к врачу). Автор: И врачи вам скажут: Врач: Жаль. В этом сами вы повинны, И беды вашей причина: Вы держали книжку близко, Над тетрадкой за столом. Изгибались вы крючком, Вот и стали близоруки, Всем другим вперёд науки!
Учитель: Близорукость весьма распространена. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают этой болезнью. У нас в школе близоруки 8% учащихся. Она бывает как врожденная, унаследованная от родителей, так и приобретенная. Приобретенная близорукость развивается уже в детском возрасте, и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удалённые предметы, плохо различают буквы и цифры. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греч. – щурящий глаз. Слайд 15
Итак, близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые – плохо. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой. Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из-за увеличения кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.Слайд 16
Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удаленном расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью. У дальнозоркого человека укороченное глазное яблоко и изображение фокусируется за сетчаткой. Слайд 17
Данный дефект устраняется путем ношения очков с двояковыпуклыми линзами. Слайд 18.
С годами развивается возрастная дальнозоркость- пресбиопия (обычно после 40 лет). Человеку становиться сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из-за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным.
5. Этап первичного закрепления нового материала.
Учитель: В целях первичного закрепления нового для вас материала заполним на доске и в тетрадях таблицу «Близорукость и дальнозоркость». Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, иллюстрациями учебника. Заполнение таблицы (письменно) и ее проверка (устно). Слайд 19,20
Признаки для сравнения
Нарушение зрения
Близорукость
Дальнозоркость
Плохо видит предметы
далеко
Вблизи
Причины возникновения
удлиненная форма глазного яблока, увеличение кривизны хрусталика
укороченное глазное яблоко,
уменьшение кривизны хрусталика
Лучи фокусируются
перед сетчаткой
за сетчаткой
Нужны очки с линзами
двояковогнутыми
двояковыпуклыми
Учитель. Итак, очки исправляют близорукость и дальнозоркость, но только, когда они на носу. Поработаем с диском и выполним следующие задания. Работа с заданиями диска.
Для закрепления материала выполнение задания слайда 21. Ответы: 246.
Для того чтобы выписать рецепт, врач окулист должен знать оптическую силу линзы, которая обозначается буквой D и измеряется в диоптриях (дптр). Слайд 22. Проблемный вопрос. Ребята, как вы думаете, можно ли предупредить развитие близорукости у школьников? Обсуждение. Слайд 23.
Учитель:Раз наша жизнь сегодня практически невозможна без компьютера, то мы просто обязаны знать те правила, которые помогут уменьшить негативное влияние на наши глаза. Приложение №2. Одно из правил – после 20-30 мин. работы давать глазам отдых, что мы с вами сейчас и сделаем. Зарядка для глаз. (отдельная презентация)
6.Включение нового знания в систему знаний.
Учитель:Предлагаю расширить свой кругозор по теме, путем работы в группах с предложенными минитекстами, которые следует озаглавить и ответить устно на один вопрос. Приложение №3.
Работа в группах с предложенными текстами, ответы на вопросы к ним. Обсуждение.
Представление итогов работы каждой группой. Для наглядности использование слайдов 24-28.
7. Рефлексия деятельности.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Все вместе ответим на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. Слайд 29
Выводы
среда, в которой мы находимся, влияет на наши глаза.
наиболее частые нарушения зрения – близорукость и дальнозоркость. Дефект исправляется посредством очков.
ушибы, ранения, воздействия различных химических веществ, ожоги очень опасны для глаз
влияния разнообразных факторов среды на органы зрения не избежать, но можно уменьшить их негативное воздействие, соблюдая правила гигиены.
Зрение необходимо беречь, посвятим ему синквейн (если такая форма рефлексии используется регулярно, то времени для создания синквейна требуется немного).Работа в парах.Представление результатов. Один из вариантов представлен на слайде Слайды 30,31
При подготовке к уроку использована следующая литература: