kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: «Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»

Цели: познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея,  Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.

Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея"»

Конспект урока на тему: «Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»

Цели: познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.

Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.


ХОД УРОКА

«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос.

Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

К. Линней «Философии ботаники».



Этап урока

Содержание учебного материала

I. Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу).


II. Проверка д/з:


А). Устно:

  1. Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса.

  2. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты?

  3. 16 век - эпоха великих географических открытий. Вспомните, какие изменения происходили в мировоззрении людей?

III.

Актуализация

Знаний:


Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.

Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой – творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразностью, виды были изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.

Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение.

Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений.

Но сначала давайте вспомним с вами:

  1. В какой период жил и работал ученый? (метафизический).

  2. Как переводится слово «метафизика» с греческого? (от греч. «мета» - над и «физис» - природа).

  3. Что лежит в основе метафизического мировоззрения? (идеи креационизма).

  4. В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным).

  5. Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании).

Работа в парах по заданию:

Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради:

В чем состоит сущность метафизических представлений? (слайд 2).

Природа создана Творцом.

Природа изначально целесообразна.

Природа неизменна.

IV.

Изучение н/м:

А). Биография К.Линнея (слайды 3 – 8).

Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде (слайд 11).

К. Линней считал вид ре­альной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещивае­мость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов).

Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изме­няются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизмен­ности видов.

Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

В). Принципы систематики (слайды 9- 10).

В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в роды, роды — в отряды, отряды — в классы.

Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксо­нов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов уче­ный учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система слу­жит только до тех пор, пока не создана естественная».

Г). Бинарная номенклатура (двойные названия) (слайд 12) .

Шиповник обыкновенный - до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».

К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время.

Если виду дано название, изменять его нельзя.

В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.

«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий», - говорил Линней. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.

Д). Систематика животных.

Животный мир он поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей он ошибочно отнес губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих, а также к насекомым – еще и ракообразных. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем.

К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб.

Но ошибочно объединил

  • пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных;

  • объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы;

  • по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд

Е). Систематика растений.

Все растения подразделялись на 24 клас­са: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков

В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных:

  • морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым;

  • манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым.

Ж). Вклад в науку и значение для развития теории (слайды 11-17).

Работа в группах по заданию:

Используя материал параграфа 10 на странице 45 – 46 учебника под редакцией Р. Сатимбекова, найдите, обсудите вопросы и выступите перед классом:


1 и 2 группы:

  1. Каков вклад в науку К.Линнея?

3 и 4 группы:

  1. Каково значение теории К. Линнея для развития эволюционного учения?

По ходу рассказа представителей групп класс заполняет таблицу:

Место, время

Ученые

Вклад в науку

Значение для развития

теории

Швеция, 1707 – 1778 гг

Карл Линней

  • Открыл около 1,2 тыс. родов растений.

  • Описал около 8 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

  • Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.

  • Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каж­дой группы организмов, что значительно облегчало их описа­ние. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

  • Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо упо­треблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состо­ящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляет­ся и в наше время («Система природы», 1735).

  • Разработал принципы построения классификации живой при­роды («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и бы­ла самой совершенной для своего времени.

  • Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на осно­вании морфологического сходства.

  • Накопление огромного

описательного

материала

  • Создание «бинарной

номенклатуры»

  • Создание первой научной классификации растений и животных

  • В основе классификации заложил принцип

иерархичности таксонов

  • Произвольно выбирал

1 - признака для

классификации по

внешнему виду


З. Ошибки К. Линнея (слайды 18- 19).

Используя материал параграфа найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея?

(примерные ответы:

  1. Разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов

столько, сколько их создал Бог.

«Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней). Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.

  1. К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.

Под родством в биологии понимается общность происхождения.

К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

  • морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.

  • Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.

  • Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию

называют искусственной).

4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому.

И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера (слайды 20- 21).

По ходу учащиеся заполняют таблицу «Вклад ученых в науку.

Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).

Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.

Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.

Считал виды постоянными и неизменными.

Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.

К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).

  • французский зоолог;

  • развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды;

пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.

V. Закрепление

А). Устно:

  1. Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название.

  2. Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип.

  3. Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип).


Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы (слайд 22).

А) класс Насекомые

Б) вид Капустная белянка

В) отряд Чешуекрылые

Г) тип Членистоногие

Д) род Огородные белянки

Е) семейство Белянки

VI. Подведение итогов

К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.

VI. Д/З:

Слайд 23.

§ 4.1, вопросы в тетради.

Вопрос 1.

Что было известно о живой приро­де в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегре­ческие философы выделяли материальное на­чало, которое рассматривали как первоисточ­ник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником счи­тал воду. Живший на полвека позже Анакса­гор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что жи­вые организмы произошли из воздуха. Демок­рит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в разви­тие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)

Вопрос 2.

Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.? В XVIII в. в Европе господствовало миро­воззрение, основанное на догматах христиан­ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существо­вания и неизменны во времени. Такое метафи­зическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 3.

Что такое систематика? Систематика — это наука о классифи­кации живых организмов. В древности су­ществовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной система­тики были заложены в XVIII в. шведским ес­тествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).

Вопрос 4.

По какому принципу построена клас­сификация организмов К. Линнея? Основой классификации К. Линнея являет­ся принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Ви­ды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозна­чения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово назва­ния обозначало род, второе — видовую принад­лежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш май­ский, Ursus arctos — медведь бурый.

Вопрос 5.

Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить бота­ники, без нее гербарное дело превращается в хаос». В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас­сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объеди­нять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Приложение 1:

В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.

Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:

Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.

  • В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;

  • В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;

  • К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;

  • 1735г К.Линней издает книгу “Система природы”.

  • 1739г К.Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство и звание «Короля ботаники».

  • До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея"

Автор: Попова Вера Анатольевна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 308933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Возникновение и развитие эволюционных представлений" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-i-razvitiie-evoliutsionnykh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "101325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства