учителя биологии МКОУ «Введенская СОШ №1 им.Огненного выпуска 1941 года» Ананченко Натальи Владимировны
Конспект урока биологии в 5 классе.
УМК В.В. Пасечника.
Урок № 7 «Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1 «Знакомство с увеличительными приборами».
Тема | Устройство увеличительных приборов |
Цель Задачи | Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с микроскопом Сформировать представление о микроскопических объектах живой природы, клеточном строении организмов, увеличительных приборах Познакомить обучающихся с устройством лупы и светового микроскопа, формировать навык работы с увеличительными приборами, выполнения простых лабораторных опытов Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения (ЭСО). Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности обучающихся |
Основное содержание темы, термины и понятия | Содержание темы включает: устройство лупы и микроскопа, определение увеличительной способности светового микроскопа, порядок работы с микроскопом Понятия: клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив |
Планируемый результат |
Личностные умения -формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности | Метапредметные умения Познавательные: -умение давать определения понятий; -умение работать с увеличительными приборами; - умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Регулятивные: - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; -умение оценить результаты своей деятельности Коммуникативные: - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Предметные умения В познавательной (интеллектуальной) сфере: -научиться давать определение «Клетка»; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов(лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль увеличительных приборов в развитии науки биологии; В сфере физической деятельности: - освоение приёмов рассмотрения микроскопических объектов с помощью увеличительных приборов |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Математика Тема – «Умножение» | 1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. М.: Дрофа, 2015 г. 2.MULTIMEDIA – поддержка предмета Электронное приложение к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс по ФГОС ООО издательство «Дрофа» 3. Интернет – ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov (Презентация) http://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2012/02/26/test-po-teme-uvelichitelnye-pribory-5-klass (Проверочный тест) 4. Рабочие тетради к учебнику В В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс | фронтальная индивидуальная- в паре - в группе - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала; | В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov (слайды 1-5) | Личностный: - проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на разгадку тайны появления прибора, позволяющего видеть невидимое |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией | Планируемый результат |
Блок А Разнообразие увеличительных приборов. Устройство светового микроскопа |
Цель: - показать разнообразие увеличительных приборов; - разобрать устройство светового микроскопа | Задание 1 (З) Просмотрите презентацию «Устройство увеличительных приборов» , http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov слайды 6-10, выпишите в тетрадь и запомните ключевые понятия по теме урока. Задание 2 (П) Объясните необходимость использования в устройстве микроскопа каждой из составляющих частей Задание 3 (У) Викторина об увеличительных приборах. 1) Почему открытие микроскопа способствовало развитию биологии?(увеличительные приборы позволили рассмотреть и изучить микромир) 1)Назовите известные вам увеличительные приборы, используемые биологией (ручная лупа, штативная лупу, световой и электронный микроскопы). 2)Какие объекты позволяют нам рассматривать увеличительные приборы? (клетки и ткани, крыло бабочки, перо птицы, микроскопических вредителей и т.д.) 3)Из каких частей состоит школьный микроскоп и зачем они нужны?(см. диагностическое задание) Задание 4(У) Электронное пособие к учебнику : интерактивное задание «Увеличительные приборы» | Диагностическое задание: 1. Заполните схему: Увеличительные приборы, используемые в биологии 2..Найдите соответствие между термином и определением: 1)микроскоп 2)тубус 3)штатив 4)зеркало 5)винты 6)предметный столик 7)окуляр 8)объектив А)часть микроскопа, на который помещают объект для изучения(6) Б) трубка, соединяющая объектив и окуляр(2) В)Часть микроскопа для наведения света(4) Г)Основная часть микроскопа, на которой держатся все остальные(3) Д)часть микроскопа, в которую мы рассматриваем объект(7) Е)Часть микроскопа с увеличительными стёклами, которые могут образовать револьвер(8) Ж) прибор для увеличения миниатюрных объектов (1) Познавательный: -умение работать с понятийным аппаратом урока; -умение находить взаимосвязь между частью микроскопа, её устройством и выполняемой функцией; - умение решать познавательные задачи через постановку проблемных вопросов Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы. Предметный - умение логически верно выстроить цепочку рассуждений |
Блок Б. Правила работы с микроскопом |
Цель: научить школьников: -готовить микроскоп к работе; -соблюдать правила техники безопасности при работе с увеличительными приборами | Задание 1 (З) Посмотрите учебное видео «Правила работы с микроскопом»(приложение к учебнику). Обсудите в парах ,устно сформулируйте правила техники безопасности при работе с микроскопом. Проверьте правильность определения последовательности действий по подготовке микроскопа к работе по учебнику. Задание2(З) Посмотрите обучающее видео(см.электронное приложение к учебнику)по определению разрешения светового микроскопа. Запишите формулу определения разрешающей способности микроскопа. Задание 2 (П) Запишите правила работы с микроскопом в рабочей тетради (тезисно). Задание 5 (У) Работая в парах найдите все части светового микроскопа. Определите разрешающую способность микроскопа. Подготовьте микроскоп к работе. | Диагностические задания 1. Найдите пропущенные стадии подготовки микроскопа к работе. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см ? Поместите препарат на предметный столик ? Пользуясь винтами опустите тубус ? После работы поставьте микроскоп в нерабочее состояние, уберите со стола. 2. Определите разрешающую способность микроскопа, если… А) на окуляре цифра 7, а на объективе 10; Б) на окуляре цифра 10, а на объективе 15 Познавательный: умение устанавливать последовательность операций по подготовке увеличительного прибора к работе. Регулятивный: умение выстраивать изучение учебного материала по алгоритму логически взаимосвязанных мыслительных операций Коммуникативный: умение работать в парах и группах. Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации. |
Блок В. Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов» |
Цель: научить школьников - пользоваться микроскопом для выполнения простых лабораторных работ; -рассматривать при помощи микроскопа учебные микропрепараты; -описывать увиденное под микроскопом; - формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе | Задание 1 (З-П) Работая в паре сменного состава (ПСС), ответьте на вопрос: 1. Что имеет более сложное строение и большую разрешающую способность- ручная лупа, штативная лупа, световой микроскоп или электронный микроскоп? (электронное приложение к учебнику) Попробуйте рассмотреть пластинку железа. Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные объекты? Задание 2 (У) Выполнив лабораторную работу, зарисуйте увиденное, подпишите объекты.. Сделайте выводы. (Клеточное строение) | Познавательный: умение проводить простые лабораторные опыты Регулятивный: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативный: умение работать в парах и группах, сообща решая познавательные задачи, способствуя формированию коллектива |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат |
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности обучающихся, стремление познать окружающий мир; - научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); выбор способа деятельности (индивидуальный, групповой, коллективный- указаны справа от заданий каждого блока) самоорганизацию по выполнению задания: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы. Выполните задания проверочного тестаhttp://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2012/02/26/test-po-teme-uvelichitelnye-pribory-5-klass Импровизационный вариант Объясните при помощи жестов части микроскопа. Эвристический вариант Наука не стоит на месте. К каким достижениям, на ваш взгляд, придёт человечество через несколько десятков лет, совершенствуя увеличительные приборы? | Личностный: - творческое отношение к процессу выполнения заданий сообразно планируемому результату Познавательный: - представление учащихся о формах вариантов заданий; - умение выбирать вариант выполнения задания. Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
IV этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; - верно определять степень усвоения нового материала; - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Я убеждён(на) в необходимости применения и совершенствования увеличительных приборов, потому что… 2. Я понял(ла), что к увеличительным приборам нужно относиться аккуратно, потому что… 3. Я смогу пользоваться лупой и микроскопом для… Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока: - научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)… | Личностный: - позитивный эмоциональный заряд учащихся, направленный на разгадку истории открытия вирусов, ошибок и достижений учёных, поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса. Познавательный: -реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме; -овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным Регулятивный: -учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников на высоком уровне самостоятельности. Коммуникативный: -разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка Учителя | Результат деятельности |
-соотнести полученный результат с поставленной целью; -оценить результат своей деятельности; -определить степень самоконтроля освоения учебного материала | Цели темы: - сформировать представление об увеличительных приборах, применяемых в биологии, клеточном строении живых организмов; - отработать ключевые термины и понятия по теме урока; - приобщить учащихся к работе с разнообразными источниками информации, в том числе электронными; -развивать навык выполнения простых лабораторных работ; - развивать познавательный интерес учащихся к элементам исследовательской деятельности при проведении опытов; -научить использовать приобретенные знания в повседневной жизни; Планируемые ключевые умения темы Личностные: - проявление позитивного отношения к процессу познания окружающего мира Познавательные: - умение работать с ключевыми терминами и понятиями по теме урока; Регулятивные: - умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания Коммуникативные: - умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя своё Предметные: -умение описывать устройство светового микроскопа и лупы, алгоритм подготовки к работе микроскопа, правила работы с увеличительными приборами, умение находить части микроскопа, определять разрешающую способность увеличительных приборов, давать определения ключевым терминам и понятиям темы. | Личностный - сформированы умения учащихся работать с понятийным аппаратом урока; - удалось удивить ученика, разбудить в нём интерес к происходящему, создать ситуацию успеха; - расширен арсенал способов подачи информации с применением ЭСО, Интернет-ресурс; Регулятивный – учащиеся научились выполнять лабораторную работу по алгоритму действий, делать соответствующие выводы Коммуникативный -учащиеся умеют выполнять учебные задания в паре, группе, совместно выполнять задания, формулировать выводы. Предметный - учащиеся научились описывать устройство светового микроскопа и лупы, находить составные части микроскопа, настраивать микроскоп, проводить простые лабораторные опыты, определять разрешающую способность различных микроскопов. |