kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Устройство увеличительных приборов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов  в соответствии с ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Устройство увеличительных приборов"»

«Проект урока с использованием ЭОР»

учителя биологии МКОУ «Введенская СОШ №1 им.Огненного выпуска 1941 года» Ананченко Натальи Владимировны


Конспект урока биологии в 5 классе.

УМК В.В. Пасечника.

Глава 1 Клеточное строение организмов

Урок № 7 «Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1 «Знакомство с увеличительными приборами».


Тема

Устройство увеличительных приборов

Цель

Задачи

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с микроскопом

Сформировать представление о микроскопических объектах живой природы, клеточном строении организмов, увеличительных приборах

Познакомить обучающихся с устройством лупы и светового микроскопа,

формировать навык работы с увеличительными приборами, выполнения простых лабораторных опытов

Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения (ЭСО). Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности обучающихся


Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы включает: устройство лупы и микроскопа, определение увеличительной способности светового микроскопа, порядок работы с микроскопом

Понятия: клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив

Планируемый результат


Личностные умения


-формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности



Метапредметные умения

Познавательные:

-умение давать определения понятий;

-умение работать с увеличительными приборами;

- умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-умение оценить результаты своей деятельности

Коммуникативные:

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.


Предметные умения

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-научиться давать определение «Клетка»; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов(лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль увеличительных приборов в развитии науки биологии;

В сфере физической деятельности:

- освоение приёмов рассмотрения микроскопических объектов с помощью увеличительных приборов

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Математика

Тема – «Умножение»

1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. М.: Дрофа, 2015 г. 2.MULTIMEDIA – поддержка предмета

Электронное приложение к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс по ФГОС ООО издательство «Дрофа»

3. Интернет – ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov (Презентация)

http://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2012/02/26/test-po-teme-uvelichitelnye-pribory-5-klass (Проверочный тест)

  • www.bio.1september.ru

  • www.bio.nature.ru

  • http://infoschool.narod.ru

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B

4. Рабочие тетради к учебнику В В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс


фронтальная


индивидуальная-


в паре -


в группе -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат


-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;


В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov (слайды 1-5)


Личностный:

- проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на разгадку тайны появления прибора, позволяющего видеть невидимое


II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат


Блок А Разнообразие увеличительных приборов. Устройство светового микроскопа

Цель:

- показать разнообразие увеличительных приборов;

- разобрать устройство светового микроскопа





Задание 1 (З)

Просмотрите презентацию «Устройство увеличительных приборов» , http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/18/ustroystvo-uvelichitelnykh-priborov слайды 6-10, выпишите в тетрадь и запомните ключевые понятия по теме урока.

Задание 2 (П)

Объясните необходимость использования в устройстве микроскопа каждой из составляющих частей

Задание 3 (У)

Викторина об увеличительных приборах.

1) Почему открытие микроскопа способствовало развитию биологии?(увеличительные приборы позволили рассмотреть и изучить микромир)

1)Назовите известные вам увеличительные приборы, используемые биологией (ручная лупа, штативная лупу, световой и электронный микроскопы).

2)Какие объекты позволяют нам рассматривать увеличительные приборы? (клетки и ткани, крыло бабочки, перо птицы, микроскопических вредителей и т.д.)

3)Из каких частей состоит школьный микроскоп и зачем они нужны?(см. диагностическое задание)

Задание 4(У)

Электронное пособие к учебнику : интерактивное задание «Увеличительные приборы»


Диагностическое задание:

1. Заполните схему:

Увеличительные приборы, используемые в биологии



2..Найдите соответствие между термином и определением:

1)микроскоп

2)тубус

3)штатив

4)зеркало

5)винты

6)предметный столик

7)окуляр

8)объектив

А)часть микроскопа, на который помещают объект для изучения(6)

Б) трубка, соединяющая объектив и окуляр(2)

В)Часть микроскопа для наведения света(4)

Г)Основная часть микроскопа, на которой держатся все остальные(3)

Д)часть микроскопа, в которую мы рассматриваем объект(7)

Е)Часть микроскопа с увеличительными стёклами, которые могут образовать револьвер(8)

Ж) прибор для увеличения миниатюрных объектов (1)

Познавательный:

-умение работать с понятийным аппаратом урока;

-умение находить взаимосвязь между частью микроскопа, её устройством и выполняемой функцией;

- умение решать познавательные задачи через постановку проблемных вопросов

Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы.

Предметный - умение логически верно выстроить цепочку рассуждений

Блок Б. Правила работы с микроскопом

Цель:

научить школьников:

-готовить микроскоп к работе;

-соблюдать правила техники безопасности при работе с увеличительными приборами


Задание 1 (З)

Посмотрите учебное видео «Правила работы с микроскопом»(приложение к учебнику). Обсудите в парах ,устно сформулируйте правила техники безопасности при работе с микроскопом.

Проверьте правильность определения последовательности действий по подготовке микроскопа к работе по учебнику.

Задание2(З)

Посмотрите обучающее видео(см.электронное приложение к учебнику)по определению разрешения светового микроскопа.

Запишите формулу определения разрешающей способности микроскопа.

Задание 2 (П)

Запишите правила работы с микроскопом в рабочей тетради (тезисно).

Задание 5 (У)

Работая в парах найдите все части светового микроскопа. Определите разрешающую способность микроскопа. Подготовьте микроскоп к работе.

Диагностические задания


1. Найдите пропущенные стадии подготовки микроскопа к работе.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см

  2. ?

  3. Поместите препарат на предметный столик

  4. ?

  5. Пользуясь винтами опустите тубус

  6. ?

  7. После работы поставьте микроскоп в нерабочее состояние, уберите со стола.


2. Определите разрешающую способность микроскопа, если…

А) на окуляре цифра 7, а на объективе 10;

Б) на окуляре цифра 10, а на объективе 15

Познавательный: умение устанавливать последовательность операций по подготовке увеличительного прибора к работе.

Регулятивный: умение выстраивать изучение учебного материала по алгоритму логически взаимосвязанных мыслительных операций

Коммуникативный: умение работать в парах и группах.

Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации.

Блок В. Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов»

Цель: научить школьников

- пользоваться микроскопом для выполнения простых лабораторных работ;

-рассматривать при помощи микроскопа учебные микропрепараты;

-описывать увиденное под микроскопом;

- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе



Задание 1 (З-П)

Работая в паре сменного состава (ПСС), ответьте на вопрос:

1. Что имеет более сложное строение и большую разрешающую способность- ручная лупа, штативная лупа, световой микроскоп или электронный микроскоп? (электронное приложение к учебнику)

Попробуйте рассмотреть пластинку железа.

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные объекты?

Задание 2 (У)

Выполнив лабораторную работу, зарисуйте увиденное, подпишите объекты.. Сделайте выводы. (Клеточное строение)

Познавательный: умение проводить простые лабораторные опыты

Регулятивный: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативный: умение работать в парах и группах, сообща решая познавательные задачи, способствуя формированию коллектива



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности


Варианты заданий

Планируемый результат

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности обучающихся, стремление познать окружающий мир;

- научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.



Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный, групповой, коллективный- указаны справа от заданий каждого блока)

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы.

Выполните задания проверочного тестаhttp://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2012/02/26/test-po-teme-uvelichitelnye-pribory-5-klass

Импровизационный вариант

Объясните при помощи жестов части микроскопа.

Эвристический вариант

Наука не стоит на месте. К каким достижениям, на ваш взгляд, придёт человечество через несколько десятков лет, совершенствуя увеличительные приборы?

Личностный:

- творческое отношение к процессу выполнения заданий

сообразно планируемому результату

Познавательный:

- представление учащихся о формах вариантов заданий;

- умение выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.




IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

- верно определять степень усвоения нового материала;

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Я убеждён(на) в необходимости применения и совершенствования увеличительных приборов, потому что…

2. Я понял(ла), что к увеличительным приборам нужно относиться аккуратно, потому что…

3. Я смогу пользоваться лупой и микроскопом для…

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока:

- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)…

Личностный:

- позитивный эмоциональный заряд учащихся, направленный на разгадку истории открытия вирусов, ошибок и достижений учёных, поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса. Познавательный:

-реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме;

-овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным

Регулятивный:

-учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников на высоком уровне самостоятельности.

Коммуникативный:

-разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально

Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

Учителя


Результат деятельности

-соотнести полученный результат с поставленной целью;

-оценить результат своей деятельности;

-определить степень самоконтроля освоения учебного материала


Цели темы:

- сформировать представление об увеличительных приборах, применяемых в биологии, клеточном строении живых организмов;

- отработать ключевые термины и понятия по теме урока;

- приобщить учащихся к работе с разнообразными источниками информации, в том числе электронными;

-развивать навык выполнения простых лабораторных работ;

- развивать познавательный интерес учащихся к элементам исследовательской деятельности при проведении опытов;

-научить использовать приобретенные знания в повседневной жизни; Планируемые ключевые умения темы

Личностные:

- проявление позитивного отношения к процессу познания окружающего мира

Познавательные:

- умение работать с ключевыми терминами и понятиями по теме урока;


Регулятивные:

- умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания


Коммуникативные:

- умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя своё


Предметные:

-умение описывать устройство светового микроскопа и лупы, алгоритм подготовки к работе микроскопа, правила работы с увеличительными приборами, умение находить части микроскопа, определять разрешающую способность увеличительных приборов, давать определения ключевым терминам и понятиям темы.


Личностный

- сформированы умения учащихся работать с понятийным аппаратом урока; - удалось удивить ученика, разбудить в нём интерес к происходящему, создать ситуацию успеха;

- расширен арсенал способов подачи информации с применением ЭСО, Интернет-ресурс; Регулятивный – учащиеся научились выполнять лабораторную работу по алгоритму действий, делать соответствующие выводы Коммуникативный -учащиеся умеют выполнять учебные задания в паре, группе, совместно выполнять задания, формулировать выводы.

Предметный - учащиеся научились описывать устройство светового микроскопа и лупы, находить составные части микроскопа, настраивать микроскоп, проводить простые лабораторные опыты, определять разрешающую способность различных микроскопов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Устройство увеличительных приборов"

Автор: Ананченко Наталья Владимировна

Дата: 31.03.2018

Номер свидетельства: 464443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства